Возможные пути эволюции человека в будущем.


 

С возникновением Человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабевают свое действие, и ведущее значение в развитии человечества приобретают социальные факторы. Однако человек по-прежнему остается существом и биологическим, подверженным законам, действующим в живой природе. Все развитие человеческого организма идет по биологическим законам. Длительность существования отдельного человека ограничена опять-таки биологическими законами: нам надо есть, спать и отправлять другие естественные потребности, присущие нам как представителям класса млекопитающих. Наконец, процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, полностью подчиняясь всем генетическим закономерностям. Итак, ясно, что человек как индивид остается во власти биологических законов. Совершенно иное дело оказывается в отношении действия эволюционных факторов в человеческом обществе.

Благодаря ведущему влиянию социальных факторов развития человечества элементарные факторы биологической эволюции не оказывают такого действия на современное общество как на ранних этапах антропогенеза.

Единственный эволюционный фактор, который сохраняет прежнее значение в человеческом обществе – это мутационный процесс. В среднем большинство мутаций возникает с частотой 1:100 000 – 1:1 000 000 гамет. Примерно один человек из 40 000 несет вновь возникшую мутацию альбинизма; с такой же (или очень близкой) частотой возникает мутация гемофилии и т.д. Вновь возникающие мутации постоянно меняют генотипический состав населения отдельных районов, обогащая его новыми признаками. Давление мутационного процесса, как известно, не имеет определенного направления. В условиях человеческого общества, вновь возникающие мутации и генетическая комбинаторика ведут к постоянному поддерживанию уникальности каждого индивида.

Число неповторимых комбинаций в геноме человека превосходит общую численность людей, которые когда-либо жили и будут жить на планете. Социальные же процессы ведут к увеличению возможности более полного раскрытия этой индивидуальности. В последние десятилетия темп спонтанного мутационного процесса в ряде районов нашей планеты может несколько повышаться за счет локального загрязнения биосферы сильнодействующими химическими веществами или радиацией.

Создавая и поддерживая разнообразие особей, мутации в то же время являются крайне опасными в условиях ослабления действия естественного отбора из-за увеличения генетического груза в популяции. Рождение неполноценных детей, общее снижение жизнеспособности особей, несущих вредные (вплоть до полулетальных) гены, - все это реальные опасности на современном этапе развития общества.

Изоляциякак эволюционный фактор еще недавно играла заметную роль. С развитием средств массового перемещения людей на планете остается все меньше генетически изолированных групп населения. Нарушение изоляционных барьеров имеет большое значение для обогащения генофонда всего человечества. В дальнейшем эти процессы неизбежно будут приобретать все более широкое значение.

Иногда при нарушении изолирующих барьеров наблюдаются вспышки формообразования (например, в Океании в результате встречи европеоидов и монголоидов, на Гавайях, в Южной и Центральной Америке, формирование современного смешанного населения Сибири и т.д.).

Последние из элементарных эволюционных факторов – волны численности– еще в сравнительно недавнем прошлом играли заметную роль в развитии человечества. Напомним, что во время эпидемии холеры и чумы всего лишь несколько сот лет назад население Европы сокращалось в десятки раз. Такое сокращение могло быть основой для ряда случайных, ненаправленных процессов изменения генофонда населения отдельных районов. Ныне численность Человечества не подвержена таким резким колебаниям. Поэтому влияние волн численности как эволюционного фактора может сказываться лишь в очень ограниченных локальных условиях.

Итак, краткое рассмотрение возможного действия элементарных биологических эволюционных факторов в современном обществе показывает, что неизменным, видимо, осталось лишь давление мутационного процесса. Давление естественного отбора, волн численности и изоляции резко сокращается.

В связи с этим не приходится ожидать какого-либо существенного изменения биологического облика человека. Т.е. со времени завершения формирования вида Homo sapiens, примерно с середины верхнего палеолита, он сохраняет стабильность. Но «эволюционная завершенность» человека относительна и не означает прекращение, каких бы то ни было изменений его биологической организации. В голоцене отмечаются разнообразные структурные сдвиги в морфологии человека. Мы рассмотрим эволюцию утрат и эпохальные сдвиги.

Эволюция утратохватывает редукционные явления на скелете современного человека. К ним относятся ослабление общей массивности скелета, укорочение туловища, уменьшение количества нижних ребер, исчезновение некоторых позвонков, уменьшение челюстного аппарата, размеров зубов, редукция зубов мудрости, уменьшение латеральных пальцев стопы и т.д.

На этих данных основывалась сравнительно анатомическая концепция “человека будущего” – Homo futurus – как существа с крупной головой, редуцированным лицом и зубами, с четырьмя пальцами на стопе и др.

Другой пример изменения биологической организации современного человека – это так называемые эпохальные сдвиги, т.е. разнонаправленные колебания биологических параметров, прежде всего структурных признаков, прослеживающиеся преимущественно по палеонтологическим материалам. Они затрагивают общие размеры тела, массивность скелета, форму черепа, темпы развития и другие признаки. Обычно эти сдвиги имеют циклический характер и укладываются в рамки видового комплекса Homo sapiens.

Так, емкость мозгового черепа была очень велика у кроманьонцев (1800 см), затем уменьшалась в раннем неолите. В последующем в Европе вновь произошло ее увеличение. За последнее столетие масса мозга возросла у мужчин на 66 г, у женщин – на 28 г (это связывают с увеличением длины тела).

Возникает вопрос: насколько подобные явления отражаются на генофонде человечества?

Оказывается, изменчивость рассматриваемых признаков ограничена рамками стабилизирующего отбора. Это основная форма отбора в популяциях современного человека. Она сохраняет достигнутую к моменту возникновения Человека разумного биологическую организацию.

Ярким примером действия стабилизирующего отбора в популяциях людей служит большая выживаемость новорожденных детей, масса которых близка к средней величине. Хотя сегодня медицина в значительной степени снимает этот эффект отбора.

В большей мере влияние отбора проявляется при грубых отклонениях от нормы. Так, по суммарным данным лабораторий разных стран примерно 1/5 часть всех абортированных эмбрионов имеют хромосомные аномалии. Т.е. ранняя абортивность зигот (около 25 % от всех зачатий) является результатом естественного отбора. При изучении антропометрических признаков оказалось, что в браках, где оба партнера значительно отклоняются от “адаптивной нормы”, патология беременности (например, спонтанные аборты) встречается наиболее часто по сравнению со случаями, когда эти признаки укладываются в “оптинорму”. (По данным для США мужчины среднего роста чаще вступают в брак и имеют в среднем больше детей, чем очень высокие или низкорослые).

Другая распространенная форма отбора у современного человека – это дизруптивный (“разрывающий”) отбор. Это фактор внутривидового полиморфизма, способствующий его сохранению и усилению. Такие процессы в пределах вида Homo sapiens как бы “направляют” уже существующие варианты по пути приспособления к определенным условиям среды. Возможно, что и некоторые расовые признаки, как и так называемые “адаптивные типы” современного человечества, возникли в свое время в результате дизруптивного отбора.

Рассмотренные выше примеры в целом показывают, что пока нет достаточных оснований говорить о существенных изменениях структурного видового комплекса Homo sapiens на протяжении изученного отрезка голоцена. Значительная часть наблюдаемых сдвигов – разновременные и разнонаправленные колебания структурных характеристик, вполне укладывающиеся в пределы видового комплекса и представляющие собой не звено эволюционного процесса, а лишь фазу колебаний. У современного человека, несомненно, влияние на эти процессы как биологических, так и социальных факторов, в их сложном взаимодействии.

Подводя итоги изучению антропогенеза - учения об эволюционном развитии человека, важно запомнить четыре фундаментальных положения:

· по своей природе человек, прежде всего биологическое существо и имеет близкое родство с другими животными;

· эволюцию человека нельзя объяснить только как комплекс физических и социальных изменений, создающих условия для выживания в постоянно меняющихся условиях окружающей среды;

· человеческая биология не является чем-то раз и навсегда установленным и стабильным, биологическая организация человека очень пластична;

· все существующие на сегодняшний день типы людей (расы, адаптивные типы) сходны.

 



Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 3640;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.