Проблема понимания цен
Проблема научного осмысления цен и процессов ценообразования известна давно, но пока еще нет полной теоретической ясности в ее решении. Существует множество мнений по этому вопросу. Сложность этой проблемы состоит в том, что сейчас фактически господствуют не цены, а ценности. Одновременно диспаритет цен стал главным орудием эксплуатации людей, а поэтому выявление самой сути цен, т.е. теоретическое их объяснение, не нужно определенным идеологам общества.
Наука всегда относительна, гипотетична. В то же время вполне возможно рационально, теоретически объяснить и цены. Для этого нужно использовать “могущество мысли” (по Гегелю) или технологию мышления, философствования.
Людям со здравым рассудком вопрос «что такое цена?» может показаться провокационным. Им известно, что «цена есть цена» и рассуждать больше не о чем. Нетрудно выучить и обыденное определение: «цена - денежная сумма, на которую обменивается товар». Следует ли «мудрить» по данному вопросу?
Тем не менее, наука, как писал Гегель, обычно ставит те вопросы, которые простым людям кажутся банальными. Конечно, и наука может ошибаться при ответе на заданный вопрос.
Понимание цены предполагает выявление многих её свойств, их соотнесение, субординацию, системность. В экономической науке имеется много мнений по этому вопросу. Время от времени разгораются дискуссии по нему. В науке нет достаточно аргументированного ответа, а мнения всех не устраивают. Поэтому наука и вынуждена искать ответ на этот вопрос без особых надежд на то, что он будет когда-либо вообще найден. В то же время, чтобы избежать напрасных усилий при поиске ответа на этот вопрос, следует попытаться определить вообще возможность получения удовлетворительного ответа на него.
Возможность рационального ответа на любой вопрос о явлениях действительности определяет метанаука (эпистемология или теория философствования). Поэтому необходимо ее опережающее изучение, чтобы понять, возможен или нет удовлетворительный ответ на этот вопрос. Но не только метанаука нужна для того, чтобы уяснить ответ на этот вопрос. Естественно, что все это требует специального изучения, чтобы самому сформировать собственное понимание ответа на этот вопрос.
Наука всегда относительна. Все ее идеи гипотетичны, а поэтому новые поколения людей постоянно ведут новые исследования старых проблем и ставят другие проблемы. Идеология указывает на сосуществование многих мнений по каждому вопросу и на бессмысленность простого спора их представителей. Как в свое время заметил Л.Н. Толстой - никто никогда никого не переубедил вообще. Поэтому представители разных идеологий, в лучшем случае, могут мирно сосуществовать, признавая или нет право других на свое «видение» проблемы. Основанием этому является их выгода. Если индивиду выгодно, то он поверит в любую несуразность или будет официально ее защищать, даже оценивая ее в качестве чуши. И ошибаются те, кто полагает, что в "споре рождается истина". Орудием истины является интеллект, конкретнее технология диалектического мышления, прежде всего диалектическая логика. Естественно, что и она относительна, а поэтому практика остается последним критерием истинности идей.
Сказанное полностью применимо и к трактовке цен. Полемика шла и будет идти потому, что разным слоям общества выгодно разное объяснение цен. Сосуществующие ответы на данный вопрос не являются убедительными для оппонентов. А поэтому невозможно получение единственного ответа в качестве «истинного». Надо признать плюрализм мнений по вопросу и из него исходить. В то же время, естественно, что все ответы на данный вопрос относительны, неполны, а потому их представителям надо продолжать работу над ними. При этом рационально учитывать критику оппонентов, чтобы усовершенствовать собственное понимание ответа на вопрос. И надо перестать надеяться на адекватное поведение оппонентов: у них другие интересы.
Предлагаемая версия ответа на вопрос о сущности цены написана на основе длительного изучения философии, метанауки, интеллектики, как и концепций экономистов прошлого и настоящего. Все это не свидетельствует об ее истинности. Она, естественно, может быть только гипотезой.
Основанием данной гипотезы является концепция К. Маркса. В связи с этим сразу же уточним отношение к учению Маркса, воспользовавшись следующим положением В.И. Ленина. «Бернштейн говорит, что теория Маркса не закончена, что она оставляет много проблем, «отнюдь еще не вполне разъясненных». Каутский и не думает отрицать этого: теория Маркса не последнее слово науки, говорит он. История несет с собой и новые факты, и новые способы исследования, требующие дальнейшего развития теории. Если бы Бернштейн сделал попытку воспользоваться новыми фактами и новыми способами исследования для дальнейшего развития теории, все были бы ему благодарны. Но Бернштейн и не помышляет об этом, а ограничивается дешевыми нападками на учеников Маркса и совершенно неясными, чисто эклектическими замечаниями вроде того, что теория предельной полезности школы Госсена-Джевонса-Бёма не менее справедлива, чем теория трудовой стоимости Маркса» [68,Т.4,с.202¾203]. «Каутский указывает, что это совершенно нелепо - считать две противоположные теории пригодными для разных целей ... Вопрос состоит вовсе не в том, от какого свойства товаров мы вправе априори абстрагировать, а в том, как объяснять основные явления современного, основанного на ОБМЕНЕ продуктов общества ...» (там же).
Развитие идей Маркса, можно, осмыслить на основе следующих новых фактов и методов трактовки стоимости:
1. Маркс взял за основу исследования исторический подход, который вполне истинно показывает процессы, но не единственно возможен. Аналогичен ему избранный здесь структурный (эволюционный, генетический, ретроспективный) подход, который показывает состояние изучаемого явления в современной жизни. В таком случае нет нужды копаться в «пыли» истории, а надо изучать современность. При этом естественно сопоставлять эти два подхода для решения возникающих проблем.
2. Анализ Маркса шёл «навстречу» становлению рыночных отношений, но не дошел до предшествующих форм - мены вообще и доменовых форм движения продуктов в обществе. Ему известна роль даров, но все это не было интегрировано в единую теоретическую модель для объяснения рынка. Современные источники литературы позволяют системно объяснить эволюцию экономической практики на основе адекватного понимания меновых отношений, предшествующих рынку.
3. Во времена Маркса не было микромаркета - пострыночного явления в экономике. Микромаркет приобрел существенное значение в ХХ веке, когда стал развиваться процесс отмирания рыночных отношений, что важно для понимания сути стоимости, цены.
4. Маркс так и не смог выполнить своё намерение - серьёзно заняться методологией экономического анализа, написать руководство по диалектике. Можно утверждать - Марксу не вполне была ясна суть его метода на уровне мыслительной технологии. Его гениальность позволяла эмпирически искать путь к теоретической трактовке экономики. В частности, это проявилось в истории объяснения композиции ренты, о чем упоминал Энгельс. В ХХ веке нельзя даже понять Маркса без решения поставленной им методологической проблемы - сделать диалектику доступной всем людям со здравым рассудком. Нужна опережающая разработка технологии диалектического мышления по сравнению с экономическим поиском. Такая технология обеспечит эволюционное объяснение экономики, как и иной любой сферы жизни общества.
Методологическое замечание: при неспособности мыслить диалектически именем более развитой формы называют все предшествующие. Это проявляется и в ценообразовании, когда ценой называют все пропорции обмена продуктов труда. Одновременно ценой называют и то, что уже перестало быть ценой, а является расценками или иной формой ценности (аналогично, деньгами называют и то, что еще или уже не деньги).
Следует осознать и феномен возникновения словосочетания «товарно-денежные отношения» (ТДО) для названия практики рыночных отношений в условиях микромаркета СССР. Понятие «ТДО» служило для обозначения особых типов рыночных отношений, которые идут на смену обычным рыночным отношениям. Иначе, понятием «ТДО» называли рыночные отношения микромаркета или планового рынка.
Что такое цена?
Актуальность этого вопроса состоит в том, что цена стала главным средством эксплуатации народов всего мира. Этот вопрос ставился и в древности. В течение всей истории общества на него пытались дать ответ, и известно много мнений, концепций ответа на этот вопрос. Современники также высказывают разнообразные мнения по этому вопросу. Это свидетельствует о том, что во всем многообразии соображений чего-то не хватает, чтобы однозначно понять специфику цены товара.
Многие монографии посвящены ответу на этот вопрос. В учебных пособиях начинают с него. Это понятно, но для вновь формирующих свои взгляды молодых людей не следует навязывать определенную концепцию ответа до того, как у них возникнет определенная экономическая эрудиция. В любом случае бесплоден ответ на этот вопрос в начале курса основ экономической теории. Рациональнее познать, прежде всего, то, что уже более или менее строго установлено и однозначно понимается хотя бы основными экономическими школами по данному вопросу. До тех пор, пока не осмыслено значение превратных и превращенных форм вообще, стоимость и цена трактуются как нечто, соотносящееся иначе, до тех пор не рационально пытаться их понять обособленно. «Парето ... выступил по существу, вообще против необходимости какой-либо теории стоимости, считая достаточным наличие одной теории цены» [81,Т.1,с.39]. В связи с этим мнением следует иметь в виду, что одна теория призвана объяснить и стоимость, и цену товара, и многое другое во взаимосвязи. Нельзя объяснить обособленно (не теоретически) ни стоимости без цены, ни цены без стоимости.
Невозможно показать путь авторских исследований цены, да в этом нет и необходимости. Раскроем позитивно узловые положения гипотезы теории цены.
Напомню, диалектическое мышление ведет к теоретическому объяснению объекта, которое одновременно эволюционно отображает прошлое, настоящее и основу будущего, в частности, генезис, структуру и перспективы отношений людей в процессе обмена.
Одновременное объяснение ┌────────┴────────┐ становления ® современного ® будущего (генезиса, состояния (перспективы) ретроспективы) (структуры) |
Труд - ведущий фактор жизни людей. Поэтому экономическая наука должна изучать его в любом случае. Наряду с природой, он является источником благ для людей. Труд играет основную роль и в процессе превращения благ в товары. Что превращает блага в товары? Иначе, чем отличаются товары от благ, продуктов труда? Ценой! Имеет ли труд отношение к этому превращению блага в товар и ценовой специфике товара? С древности существует положение о том, что цена товара представляет затраты труда на товар. И сегодня цена товара отражает труд, затраченный на него. Для выяснения этой природы цены товара необходимо воспользоваться пятым правилом для руководства ума Р. Декарта и построить ряд категорий, развернуть его в сорит и затем в полисиллогизм (систему силлогизмов), что и будет доказательством концепции. Для этого экономисты должны овладеть диалектической логикой, т.е. стать способными осуществить этот интеллектуальный труд. Пока они руководствуются эмоциями и служат наемными лакеями привилегированных классов, возможность чего вынуждены признавать даже некоторые из них [см.: 151, с.701]. В таком случае бессмысленен сократовский диалог и, тем более, логика, диалектика как инструмент поиска истины, понимания качества любого объекта. А «фактов» можно насобирать любых ...
При понимании цен не достаточно декартовского хода мысли - ретроспекции (генезиса). Нужно использовать и кантовский ход мысли - отображать перспективу. Для понимания сущности цены не достаточно реконструировать историю слова «цена», рассмотреть сущность данного понятия на основе эволюции рыночных отношений. Следует посмотреть на цену и с точки зрения более развитых форм рыночных и вообще экономических отношений, во что вырождается цена. В связи с этим, объектом анализа должны быть не только предшественники, но и «последователи» цены, прежде всего ценность (это значит, что надо применить не только декартовский, но и кантовский ход мысли).
Цена - не естественное, а общественное, социальное свойство товара. Она - проявление отношений людей по поводу благ. Ее нельзя выявить на основе естественных, физических, химических и тому подобных методов познания. В то же время даже дети довольно легко осознают это свойство товаров и пользуются этим знанием в своей жизни. Тем самым для них это свойство товара является нечто определенным, объективным, однозначно воспринимаемым. Поэтому вполне можно быть уверенным в том, что существует теоретический ответ на вопрос «что такое цена товара?» И получить этот ответ надо тем же способом, каким познают ответ на любой такой вопрос, то есть в соответствии с пятым правилом для руководства ума Р. Декарта.
При использовании пятого правила для руководства ума Р. Декарта обычно опускают первое движение мысли, давая позитивный ответ. При столь великом же различии понимания сущности цены укажем основные этапы первого хода мысли. При ответе на вопрос «что такое цена?» чаще всего указывают на то, что она является стоимостью товара. При этом слова «цена», «стоимость» используют обычно как синонимы. В то же время любой объективист признает, что эти слова обозначают не одно, а разные, хотя и родственные, понятия. Следующий ход мысли предполагает выявление сущности стоимости на основе такого же вопроса. При этом довольно часто может быть указано на то, что стоимость это - эквивалентность. Могут быть указаны и такие свойства, как «возмездность», то есть то, что дают взамен товара и т.д.
Предлагаемая гипотеза базируется на системе графических моделей, проработка которых позволяет её сформулировать. К сожалению, их все трудно привести. А поэтому ограничимся некоторыми.
Первый блок мыслейотносится к выявлению фундаментального свойства цен. Многие блага люди производят для себя и своих близких и передают их друг другу на основе альтруизма. Главной же формой потребления благ является использование продуктов чужого труда. В таком случае возникают материальные отношения между создателями благ и их потребителями (см. схему на с.73).
Аристотель указывал на фундаментальный признак цены - «взаимоотношения» людей или их отношения [см.: 8, Т.4, с.157]:
взаимоотношения® приравнивание ®соизмеримость®мена® цена.
И задача состоит в том, чтобы найти опосредующие эволюционный процесс «отношения ® цена» промежуточные феномены с тем, чтобы понять его закономерности. Конечно, эта проблема усложнилась по сравнению со временами Маркса. В частности, если считать ценами объективно существующие пропорции, то таковых сегодня в мире нет (точнее, они не господствуют), а поэтому нет и цен (как нет и денег). Вместо цен на рынке существуют ценности, т.е. субъективно устанавливаемые пропорции обмена. Детерминатором объективации субъективного являются и производительные силы участников рынка, и господствующие между ними отношения борьбы, прежде всего монополистической, и многое другое. И речь идет о том, что все это надо попытаться понять теоретически. Все это надо разложить на составные элементы процесса овеществления отношений людей. Выделим следующие ступени:
дележ благ ® распределение ® присвоение ® вменение ® ценообразование ® рационирование.
Дележ благ возникает у животных и сохраняется у людей как простейшая форма присвоения ресурсов на основе альтруизма и насилия. Насильственный дележ - содержание криминальной экономики.
Распределение продуктов труда возникло позднее и является более сложной формой присвоения. В простом случае оно существует как натуральное явление, сохраняется в семьях, при рабовладении, феодализме, в монастырях, при коммунарском образе жизни.
Присвоение продуктов труда привело к возникновению частной собственности и имущества (ценности в современном значении этого слова). Оно происходило по-разному: силой, обычаем и т.п.
Вменение - превращенная форма распределения и присвоения. Данное слово - архаизм, и речь идет о том, что ему надо придать значение экономической категории (категоризировать). Это слово ввел в экономическую науку представитель маржинализма (Ф. Визер). Его использовали в начале века и российские экономисты, в частности Струве. Это слово неопределенно, и речь идет о том, чтобы придать ему требующийся смысл: надо идти не от слова к понятию, а от понятия к слову. Если это слово неудачно, то следует найти иное. Этимология данного слова:
мена ® менять ® выменять ® вменять ® вменение.
В этом ряду неопределенность существует в первом слове. Слово “вменение” от слова “мена”? Так ли это? Вторая трудность появляется в четвертом слове ввиду неясности его специфики для меновых отношений. Автор пришел к мнению: когда приказывают, то это не зависит от воли того, кому приказывают. Когда же начинает действовать принцип меновых отношений - “ты мне, я тебе”, то перестает действовать приказ и регулятивом становится договор, сделка. И в таком случае определяются условия договорных отношений: я принимаю на себя обязанность в меру выполнения моих притязаний на осуществление. В таком случае обычный юридический термин “вменить в обязанности” означает: я тебе даю при признании тобой обязанности сделать для меня то, что меня интересует, и что я называю в качестве условия своего деяния для тебя.
Вменение стало средством («покрывалом») эксплуатации, а поэтому его надо уяснить, чтобы быть способным отстоять свои интересы:
Вменение
Эксплуатация
Вменение - притязание на присвоение дохода за выполнение определенной функции в рыночных отношениях. Вменение - это распределение посредством мены, в т.ч. рынка, когда еще нет цен. Становление рынка привело к новому типу распределительных отношений, их превращенной форме, которую век назад назвали вменением. Вменение есть один из процессов фетишизации общественных отношений - их объективация, овеществление в качестве фундаментального признака товара при образовании рынка. Надо вчитаться в соответствующее положение Маркса о фетишизме товара. В таком случае можно увидеть, что фетишизация есть овеществление материальных отношений людей и проявление их в ценах товаров. Цена есть проявление материальных отношений людей, их борьбы (конкуренции) за свои интересы. В чистом виде вменение существует при натуральном обмене. Вменение превратилось в ценообразование при возникновении денег. Ценообразование является вменением в условиях денежных отношений. Оно господствует в современном мире. И главнейшим ее фактором являются притязания всех причастных к товару субъектов, начиная с их непосредственных производителей. Затраты труда последних при производстве товаров - средство вменения ими их интересов в цены товаров.
Для понимания цен необходимо осмыслить фетишизацию отношений людей [79, Т.49, с.150-151].
Люди часто рассматривают свои взаимные отношения как отношения к вещи или через вещи, приписывая им человеческие свойства. В таком случае, как отмечал Маркс, вещи (как идолы, фетиши) начинают господствовать над людьми. Так происходит и с ценой товаров. Цена товаров проявляет отношения между людьми, господствуя над ними.
Объективация - превращение в действительность (реальность)
¯ идей, интересов субъекта.
Овеществление - объективация идей в виде свойств вещей.
¯
Вменение - овеществление притязаний субъектов в пропорциях
¯ меновых отношений.
Ценообразование - вменение интересов субъектов рынка
в цены товаров.
Цена, как результат ценообразования, проявляет отношения между людьми в виду вменения ими своих интересов в цены, в результате чего происходит их овеществление, объективация - отношения между людьми становятся ценой, т.е. свойством товара. Содержательный анализ этого предполагает показ таких явлений: потребности людей - их интересы - отношения людей - способы присвоения имущества - меновые отношения - вменение как рыночная форма присвоения - цена - доход.
Исходным анализа может быть концепция Сея о факторах производства (труд, земля, капитал). Собственники факторов отстаивают свой доход с их помощью. Конкуренция определяет долю каждого фактора, и в зависимости от конъюнктуры их доля может быть разной. В результате осуществимость притязаний субъектов (представителей или носителей) факторов (например, монополии частной собственности на землю) зависит от степени их контроля над ценами.
Степень контроля над ценами ┌───┴────┐ нет ® существует ┌───┴────┐ слабая ® сильная (монопольная власть) ┌───┴────┐ частичная ® полная (олиго) ┌───┴────┐ ограниченная ® высокая (дуо) (полная) |
В условиях совершенной конкуренции нет контроля над ценами. В условиях несовершенной конкуренции существует тот или иной контроль над ценами. Степень контроля над ценами проявляет степень монополизации рынка.
Рабочий может попытаться с помощью “кулачного права” [79,Т.1,с.545] увеличить свой заработок. И кому-либо из них оно может помочь. Что же касается всех (всего класса) наемных работников, то этот фактор имеет, скорее, обратный эффект, и значимость его падает. Рост подчинения труда капиталу предполагает господство капитала над трудом, что нужно специально исследовать. Аналогично и действенность каждого иного фактора зависит не от личных усилий субъектов, а от возникающих объективных законов конкурентной конъюнктуры.
Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар - рыночное вменение в условиях, когда возникла торговля и цены. Цены - это вмененные, объективированные интересы людей в пропорции обмена благами. Иначе, это притязание причастных к товарам лиц на получение своей доли доходов посредством их включения в цены товаров. Цены - объективный феномен рынка, который оказывается, в свою очередь, фактором воздействия на субъективные пожелания и непосредственных производителей и всех иных субъектов, причастных к товару.
Ценообразование - не есть субъективный произвол коммерсантов, устанавливающих по своему усмотрению цены на реализуемые ими товары. Оно - процесс объективации (овеществления, воплощения и т.п.) мнений субъектов рынка с учетом конъюнктуры и уровня используемых ими производительных сил (проявляющийся в издержках на их товары). Речь идет не просто о приписывании чего-либо благу, а о закономерном, объективном процессе, который позволяет осуществиться вменению интересов в цены товаров, в получаемый на их основе доход и богатство.
Цены - претензии (притязания) лиц на получение своей доли доходов посредством их включения в цены:
потребности ® интересы ® цены ® доход ® богатство (капитал).
Осуществление же их притязаний зависит от объективных обстоятельств рынка. Поэтому, цена - вмененные объективированные интересы людей в меновые пропорции товаров, проявляющие главные факторы конъюнктуры.
Ф. Энгельс анализировал превращение потребностей людей в их интересы в зависимости от их места в материальных отношений. Иначе, это сугубо общественный процесс. Надо адекватно проанализировать превращение интересов людей в цены посредством борьбы, конкуренции. Этот процесс и представляет собой вменение. «Но различие их мнений объясняется различием положения, занимаемого ими в обществе, а это различное положение в обществе является продуктом организации общества» [79, Т.4,с.80].
«Конкуренция среди представителей предложения и конкуренция среди представителей спроса составляет необходимый элемент борьбы между покупателями и продавцами, борьбы, результатом которой является меновая стоимость» (цена) [там же, с.80].
Ценообразование создает возможность определенным субъектам завышать свои требования, что ведет к появлению фиктивного капитала, который затем ликвидируется (“схлопывается” по Соросу - обесценение фиктивного капитала как «финансового пузыря»)) в процессе кризиса. Эту проблему следует специально изучать.
Ценообразование - это процесс вменения интересов людей в цены товаров при определенных обстоятельствах, которые материализуют отношения субъектов рынка в качестве цены товара.
Рационирование - порождение рынка. Оно - перспективная форма аллокации ресурсов. В бедных странах это происходит в форме карточных систем. В развитых странах оно принимает форму трансфертов, в том числе посредством денежных карточек. Рационирование - начало пострыночной экономики. К нему относятся и общественные блага.
Второй блок мыслей призван конкретнее показать процесс вменения в современных условиях. В целом он представлен ниже:
Формы меновых Проявление Критерий Объекты
отношений вмененияинтересов(сфера)
┌ продуктообмен ценность план пострынок
│ ┌┴ товарообмен расценка договор микромаркет
│ ┌┴─ торговля цена золото макромаркет
│ ┌┴── товарооборот стоимость «третий» товар обращение
│ ┌┴─── натурообмен эквивалент «другой» товар обмен
│┌┴──── дарообмен равенство труд добровольно
│┴───── подношения пропорции отношения вынуждено
└───────────────────────────────────────────────────
Аксиома. Развивающиеся объекты сложны ввиду сохранения исходных их форм. Это относится и к рынку. Рынок не гомогенен (однороден), а гетерогенен (разнороден). Более того, сосуществуют предрыночные формы мены (дарообмен) и пострыночная экономика, которая также предполагает обмен деятельностью. И все эти явления имеют свои признаки и, соответственно, свою терминологию.
БЛАГА®ПРОДУКТЫ ТРУДА ® ТОВАРЫ
Блага, в том числе продукты труда, потребляются не только их производителями, но и многими другими субъектами. Альтруизм — основа исходных форм перемещения продуктов труда к другим лицам. Родители кормят детей, люди дают безвозмездные дары и вступают в дарственные отношения. Существуют эгоистические формы нерыночного перемещения продуктов труда, преступные способы, формы даней, контрибуций. В таком случае нет встречного движения благ и, тем самым, проблемы их сопоставления. С помощью этих доменовых форм движения продуктов труда в обществе следует осознать то, что социальные формы вещей указывают, прежде всего, на отношения людей по их поводу - не просто вещь, а скажем, дар или дань и т.п. И только с возникновения меновых отношений, т.е. дарственного обмена, возникают проблемы равенства, пропорций мены и т.п. В целом, гипотезу представим схемой (см. следующую страницу).
Первый ход мысли
I
А Б В
┌───────────┐┌───────────────┐┌────────────┐
Пропорции®Равенство®Эквива-®Стои-®Цена®Расценка® ценность
лентность мость
┌────
┌─────┘ План
┌────┘Договор
┌─────┘ Деньги
┌──────┘Посредники
┌──────┘Товары
──────┘Дарообмен
Подношение
Второй ход мысли
II
└─────────────┬───────────────┘└────┬─────┘
Стихийное становление Преодоление
Из названных категорий группа «А» была известна Марксу, но не синтезирована в объяснении стоимости, группы «В» не было в то время. Маркс анализировал группу Б. Гипотеза системы основных форм отношений:
Отчуждение (отношение)
┌───┴────┐
принудительно® дар (добровольно)
┌────┴────┐
безвозмездно® возмездно
(пропорции мены)
┌────┴───┐
случайные® на основе критериев
┌───┴───┐
физических® трудовых,
выраженных в товаре
┌─────┴────┐
«в другом» ® «третьем» (посреднике)
┌─────┴─────┐
всеобщем ® золоте (деньги)
┌────┴───┐
цена ® трансфертная
┌─────┴────┐
расценка ® ценность (не цена)
Иначе данную гипотезу покажем соритом:
Отношение® пропорциональность® равенство (по труду) ® эквивалентность (в другом товаре) ® стоимость (в третьем товаре) ® цена (в золоте) ® ценность (субъективна)
Анализ современной практики меновых отношений происходит на основе вопроса «что такое цена?». На самом же деле необходимо поставить вопрос «что такое ценность?». Становление цен уже привело к возникновению такой их превращенной формы, которая уже не является ценой. Следует выделить эти два этапа развития цен:
Цена
становление отрицание
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ. Задача состоит в том, чтобы выявить, прежде всего, фундаментальные признаки цены: отношения людей ® добровольность ®возмездность ® объективность пропорций ® эквивалентность по критерию труда. Каждый из них проще осмыслить на примере простого их проявления, например, отношения - на примере дани, добровольность - на примере дара, возмездность - пропорций дара и отдара и т.д. Выявление этих фундаментальных признаков позволяет осознать и специфику цены - проявление всех этих признаков посредством золота как менового посредника. После этого начинается отрицание цены, начиная с возникновения бумажных денег, внутреннего рынка с его расценками и ростом значимости ценности, как противоположности цены.
ЦЕНА - ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Самый фундаментальный признак цены состоит в том, что она проявляет отношения людей. Это общее свойство большинства вещных отношений людей. Их легче всего понять при анализе доменовых отношений, например, дани, дара. Что такое дань или дар? Это определенные блага. Когда их называют данью или ценой, то имеют в виду не специфику их полезности, а специфику отношений людей по их поводу. Аналогично и все более развитые меновые формы движения благ называют не по форме их полезности, а по специфике отношений людей по их поводу.
Вещные отношения людей детерминированы полезностью вещей, силой агентов, затратами труда на производство полезностей (измеряемых временем) и т.п.
“По моему мнению, - писал Ф. Энгельс, - совершенно невозможно выразить экономические отношения в физических мерах” [см. 79,Т.35,с.110]. В то же время рынок это делает на основе стихийно возникших цен. Цены - это физические, вещественные меры экономических отношений людей.
Полезность благ - их естественное свойство, а “меновое отношение товаров” (МОТ) - их общественное свойство, т.е. проявление отношений людей в «физических мерах». МОТ - овеществление (проявление как свойств вещей) отношений людей по поводу благ. В МОТ нет ни одного атома вещества природы [79,Т.23,с 56]. Проблема состоит в том, чтобы системно представить все фор
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 430;