Биологическое моделирование
Биологическое моделирование определенных наследственных аномалий человека можно проводить на мутантных линиях животных, имеющих сходные нарушения. Например, у собак встречается гемофилия, обусловленная рецессивным Х-сцепленным геном, у мышей — несращение губы и нёба, сходное с аналогичной аномалией человека, у хомяков и крыс — сахарный диабет, ахондроплазия, мышечная дистрофия и др. Хотя мутантные линии животных не дают точной картины наследственных болезней человека, даже частичное воспроизведение их фрагментов в ряде случаев позволяет выявить механизмы первичного отклонения от нормы.
Теоретическую основу биологического моделирования в генетике человека дает
Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
В настоящее время метод биологического моделирования применяется в основном для изучения мутагенного и тератогенного действия новых лекарственных препаратов перед их клиническими испытаниями, а также для решения вопросов генной инженерии.
Математическое моделирование
Математическое моделирование — это метод создания и изучения математических моделей. Его применяют для расчетов частот генов в популяциях при различных воздействиях окружающей среды (последствия аварии на Чернобыльской АЭС). Математические методы широко применяются в тех случаях, когда невозможно использование экспериментальных методов (например, анализ большого количества сцепленных генов у человека).
Экспресс-методы
Экспресс-методы — это методы быстрой предварительной диагностики наследственных болезней человека. Они часто используются для обследования больших контингентов людей с целью выявления наследственной патологии. Это, например, скрининг-методы, применяемые при проведении просеивающих программ (скрининг новорожденных на фенилкетонурию, гипотиреоз; беременных — на содержание альфа-фетопротеина в крови, что позволяет предположить у плода некоторые пороки развития).
К эспресс-методам предъявляются определенные требования:
▪ метод должен быть диагностически значимым, т. е. положительные и отрицательные результаты должны соответствовать наличию или отсутствию заболевания;
▪ метод должен быть надежным: один и тот же образец при независимой двукратной проверке должен давать одинаковый результат;
▪ исследованию необходимо подвергать легко доступный материал (кровь, моча) в малых количествах (пятна капиллярной крови, высушенной на фильтровальной бумаге);
▪ метод должен быть приемлемым для обследуемых, исполнителей и врачей;
▪ метод должен быть экономичным.
Микробиологический ингибиторный тест Г а т р и позволяет выявлять некоторые биохимические нарушения у новорожденных. Из пятки новорожденного берут каплю крови на диски фильтровальной бумаги, которые помещают на агаровую культуру В. subtillis. Последнюю выращивают на минимальной питательной среде, содержащей антиметаболит искомой аминокислоты (например, фенилаланина). Антиметаболит должен одновременно тормозить рост микробов. При наличии в крови младенца большого количества фенилаланина антиметаболит разрушается и микробы начинают бурно расти. Меняя антиметаболиты, можно диагностировать наличие в крови определенных аминокислот и углеводов (лейцина, гистидина, фруктозы, галактозы и др.).
Биохимические и иммунологические экспресс-методы (флюорометрические, хроматографические, радиоиммунные и др.) широко используются для быстрой предварительной диагностики наследственных болезней обмена веществ.
Выявление Х- и Y- хроматина чаще осуществляется посредством соскоба клеток слизистой оболочки щеки (буккальный эпителий). Для выявления ^f-хроматина мазки окрашивают ацеторсеином (или любой другой ядерной краской) и просматривают препараты под обычным световым микроскопом. Этот метод позволяет определить количество Х-хромосом в кариотипе по количеству телец Барра — их на одну больше, чем глыбок Х-хроматина.
Для выявления Y-хроматина мазки окрашивают 0,005%-м раствором акрихин-иприта и просматривают под люминесцентным микроскопом — Y-хромосома дает яркое зеленое свечение. Этот метод позволяет установить количество Y-хромосом в кариотипе; оно равно количеству светящихся точек. Дерматоглифический анализ — это изучение папиллярных узоров пальцев, ладоней и стоп. На этих участках кожи имеются крупные дермальные сосочки, а покрывающий их эпидермис образует гребни и борозды. Дерматоглифические узоры обладают высокой степенью индивидуальности и остаются неизменными в течение всей жизни, поэтому их используют для определения зиготности близнецов, для идентификации личности в криминалистике (дактилоскопия) и др.
Папиллярные гребни на различных участках гребешковой кожи образуют узоры разного типа и ориентации. Узоры изучают по отпечаткам, сделанным на бумаге, после нанесения на кожу типографской краски. На пальцевых подушечках имеются узоры трех типов: дуги (А — arch), петли (L — loop) и завитки (W — whorl). Для большинства узоров характерна дельта (трирадиус) — место, где сходятся три разнонаправленные папиллярные линии. Дуга представляет собой открытый, бездельтовый узор, петля — замкнутый с одной стороны, од-нодельтовый-узор, завиток — полностью замкнутый, двухдель-товый узор. Иногда встречаются сложные комбинированные узоры. Количественным показателем узора является гребневой счет — число папиллярных линий между дельтой и центром узора. Гребневой счет дугового узора равен нулю (рис. 9.9).
Петлевые узоры в зависимости от расположения дельты и открытого фрагмента разделяют на ульнарные (Lu), открытые в сторону мизинца, и радиальные (Lr), открытые в сторону большого пальца. Частота радиальных петель у здоровых людей невелика (0,2—10%).
Рис. 9.9. Основные типы папиллярных узоров подушечек пальцев рук:
а - дуга; б - петля (1- центр узора); в - завиток (1 - дельта)
Узоры, аналогичные пальцевым, имеются и на ладонях — в области тенара и гипотенара и на II, III, IV и V межпальцевых .промежутках. В межпальцевых промежутках имеются трирадиусы (а, b, с, d), а вблизи браслетной складки расположен главный ладонный трирадиус t. Если соединить трирадиусы а, d и t, то получим главный ладонный угол atd, который в норме не превышает 57°.
На ладони различают 3 главные флексорные (сгибательные) борозды: борозда большого пальца, косая и поперечная борозды. Иногда косая борозда сливается с поперечной в одну четырехпальцевую борозду (ЧПБ). Частота ее встречаемости в норме не превышает 5% (рис. 9.10).
Рис. 9.10. Схема флексорных борозд
(Б - большого пальца, К- косая, П - поперечная) и главного ладонного утла (atd)
Сочетание радиальных петель на IV и V пальцах, четырехпальце-вой борозды и главного ладонного угла в 60-86° дает основание предполагать наследственное происхождение заболевания.
Трудности использования дерматоглифического анализа в медицине заключаются в отсутствии специфических изменений дерматоглифики для подавляющего большинства наследственных заболеваний.
Дата добавления: 2016-11-26; просмотров: 6446;