Эоловые процессы и их роль в рельефообразовании
Воздействие ветра и создание эоловых форм предполагает наличие определенных благоприятных условий: устойчивое развитие ветрового режима, аридность климата, интенсивное разрушение горных пород (выветривание), незащищенность поверхности растительностью. Известно, что условия возникновения ветров, их сила, режим бывают разными. Разрушающие эпизодические ураганные ветры пустынь, пыльные бури в пустынях и степях, устойчивые пассатные ветры низких широт, меняющие направления по сезонам муссонные ветры окраин континентов – вот основной перечень активных факторов эоловых процессов.
Деятельность ветра, как и других экзогенных процессов, выражается в эрозии, транспортировке материала и его аккумуляции, которые взаимосвязаны. К эрозионной составляющей относят дефляцию (выдувание) и корразию (обтачивание). Как отмечалось выше, действие ветра, в частности эрозионное, в большей степени проявляется при интенсивном разрушении пород и при сухом несвязном состоянии частиц (вследствие аридности). В этом случае мелкие частицы легко удаляются из трещин и пустот, а их движение обеспечивает обтачивание, шлифовку поверхности каменистых выступов и скалистых останцов. При этом происходит и транспортировка, и локальная аккумуляция материала. Такое разностороннее проявление ветра может оказаться и разрушительным, и созидательным, а территории приобретают самый различный облик. При выдувании из трещин и пустот возникают эоловые ниши и более крупные котлы выдувания. Удаление рыхлого материала из-под основания скалистых выступов, глыб известняков, пластов гранитов и других форм создает каменные столбы или качающиеся камни. Корразионное действие осложняет поверхность продольными лунками, бороздами или, наоборот, сглаживает поверхность.
Большой набор эоловых форм встречается в Крыму, на полуострове Мангышлак, в пределах Казахского мелкосопочника, в разных частях Урала. Есть они в аридных условиях Африки, Австралии.
Дефляционно-корразирующее воздействие ветра свойственно и равнинным территориям, где в сложении грунтов есть чередование песков и глин. Так, на территории Алжира встречаются протяженные дефляционные борозды и впадины (дайя). В пустынях Ирана развиты ярданги, создающие полосчатую поверхность с чередованием борозд и гребней.
Более широкое площадное проявление эоловых процессов характерно для мест, где переносится и аккумулируется большая масса песчаного материала. Набор аккумулятивных форм достаточно богат. Наиболее простыми являются дюны, небольшие овальные холмы. Это – обычные формы песчаных пустынь, а также встречаются по берегам морей и в долинах рек. Крупнее дюн и сложнее по строению бывают барханы. Они имеют серповидную форму в плане и характерный профиль склонов: наветренный – слабовыпуклый и пологий (5–15о), а подветренный – вогнутый и более крутой (до 30–40о). Высота барханов в разных местах различается: в Каракумах – около 5 м, на северо-западе Сахары – до 10 м, а в Ливийской пустыне – до 40 м. Протяженность барханов – от десятков метров до 1 км. Объединение барханов может создать барханные цепи длиной до 10 км, граблеобразные гряды, местами образует ячеистый рельеф с углублениями, в которых встречаются глинистые такыры. Такой набор форм характерен для пустынь Средней Азии, пустыни Тар на северо-западе Индии, для Большой Песчаной пустыни на северо-востоке Австралии.
Очень своеобразными аккумулятивными формами являются пирамидальные дюны. Это, как правило, древние образования, характерные для мест с интенсивной инсоляцией и с устойчивым восходящим движением воздуха (например, на Аравийском полуострове, в пределах Иранских плато). Форма в плане у них многоугольная, высота достигает 150 м.
Таким образом, даже краткое представление эоловых процессов указывает на многообразие их морфологического выражения, свидетельствует о важной роли в формировании данного генетического типа рельефа (например, эоловых равнин).
Деятельность ветра может проявляться иначе: в образовании лессов и в ветровой эрозии на освоенных территориях. Известно, что лёссовые грунты генетически связывают с переносом пылеватых частиц из зон с аридными условиями. Вероятно, так возникли лёссы северо-восточного Китая и территории Украины. Вместе с тем природные условия в антропогене на территории Украины и на юго-западе России позволяют предположить связь образования лёссов с выносом тонкого материала с южных окраин таявших покровных ледников. Лёссы определяют ход и характер развития эрозионных форм.
Настоящим бичом для южных земледельческих районов (Украины, Ставрополья, Краснодарского края) является ветровая эрозия. Она способна выдувать верхний плодородный и физически, с проявлением корразии, уничтожать посевы зерновых культур. Безусловно, существуют агротехнические и мелиоративные меры защиты, но противостоять этому пагубному процессу непросто.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 368;