Хореография в обучении режиссеров театрализованных представлений и праздников
Хореография – это искусство прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности. Хореография – самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Искусство хореографии отражает жизнь в образно-художественной форме. Специфика состоит в том, что мысли, чувства и переживания человека передаются без помощи речи, средствами движения и мимики.
Хореография основана на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной хореографии. Она основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого [3]. Хореография во всем своем многообразии удовлетворяет потребности и интересы человека. Потребности художественного осмысления окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта, мобилизуя известные психические потенции людей: зрительную и интеллектуальную восприимчивость, повышенную эмоциональность. Появляется особое чувство радости жизни, полноты бытия.
Хореография – это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях, а специфика режиссерской работы требует широты охвата танцевального материала в его основных элементах.
Обучение искусству хореографии студентов режиссерских специализаций является тем средством, которое обеспечивает достижение профессионального мастерства будущих режиссеров. Включение хореографии в программу их профессионального обучения мотивировано требованиями современного театра. Профессия режиссера требует знаний всех составляющих театрального искусства, одной из которых и является искусство хореографии.
Режиссеру в своей работе приходится иметь дело с хореографией, подчиненной замыслу театральной постановки, тем самым она приобретает прикладной характер. С. П. Кузнецов определяет, что хореографический материал, не имеющий самостоятельной художественной ценности, который должно рассматривать только в специфической среде театрализованного представления, эстрадного номера, праздника и т. п., целесообразно рассматривать как прикладную хореографию[25]. Прикладной – имеющий практическое значение, применяемый на практике. Именно практическое значение приобретает хореография в постановке любого театрализованного представления [35].
Искусство танца получило бурное развитие в его традиционных, академических формах, а также в областях, которые ранее не предполагали хореографического компонента. Танец стал проникать даже в сферы деятельности, далекие от искусства. Широко и активно проникают в наш быт в самых разнообразных формах бытовые танцы наших дней, массовые театрализованные праздники, шоу, словом, все то, что тяготеет к музыкально-пластической театрализации. Сегодня уже трудно предвидеть все возможные сферы применения искусства танца и определить рамки понятия «прикладная хореография».
Для нас очень важным является высказывание Г. А. Товстоногова, классика русской режиссуры, о том, что режиссуре научить нельзя, можно только помочь способному режиссеру раскрыть свое дарование. Но если человек лишен наблюдательности, фантазии и воображения, если у него отсутствует чувство юмора, темперамент и ощущение ритма и т.д., режиссером он не станет никогда [47].
Ставя хореографию фактором формирования профессионализма студентов режиссерских специальностей, мы определенно имеем в виду формирование творческих способностей молодого режиссера. Для нас очень важным является определение этих способностей, без которых, по нашему мнению, не может происходить формирование профессионала в сфере режиссуры.
Говоря о творческих способностях, следует отметить, что они не являются чем-то исключительным, уделом избранных натур. Все обстоит проще. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить.
Развитие творческих способностей приводит к формированию личности. Одной из главных характеристик личности является способность к успешной творческой деятельности. «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, - утверждает ведущий психолог Л. Выготский, - но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязан своим происхождением творческому процессу человека» [12].
Профессиональные способности представляют собой определенные сочетания психических свойств и процессов, благоприятных для осваемой ими профессии.
Можно привести некоторые классификации режиссерских способностей.
В. Немирович – Данченко одной из особенностей профессии режиссера назвал способность отражать в себе творчество актера. А так же организационные и педагогические способности [32].
А. Д. Попов писал: «Масштабы творческой индивидуальности режиссера… определяются счастливым сочетанием главных черт дарования, то есть глубокого интеллекта, заразительного темперамента и творческой фантазии художника. Отсутствие одного из этих качеств делает его творчество неполноценным» [38].
А. М. Лобанов перечисляет качества, которые, по его мнению, должны быть у режиссера: «Философ – мыслитель. Наблюдатель, умеющий обобщать и анализировать события, факты и т.п. Фантазия. Выдумка, Воображение. Своя точка зрения. Свое мировоззрение» [27].
По мнению Е. Б. Вахтангова, самое важное для профессии режиссера «умение подойти к душе актера, то есть умение сказать, как играть то, что нужно. Актеру мало показать краску, раскрыть текст – надо еще незаметно для него указать практический путь осуществления роли» [11].
А. Я. Таиров считал, что режиссер должен знать жизнь, должен тонко и глубоко ее чувствовать и понимать, любить ее, должен видеть жизнь не в статике, а в динамике, «быть немного философом» [43].
К.С. Станиславский способности к режиссуре сформулировал так: «Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, … надо много думать о своей профессии и развивать особое режиссерское мышление» [42].
В.С. Сахновский среди качеств, присущих режиссеру, особо выделял способность к фантазии и творческому воображению, дар сочинительства, а так же указывал на необходимость глубоких знаний в области композиции и мизансценирования [40].
Современную классификацию режиссерских способностей дает А. Клековкин. Он выделяет следующие блоки:
- аналитические способности;
- событийно – зрелищное мышление;
- суггестивные способности;
- экспрессивные способности;
- общетворческие способности.
Мы принимаем за основу определения творческих способностей режиссера, результаты исследования проведенного группой членов кафедры режиссуры РАТИ (педагогов, психологов, аспирантов), которые провели сравнительный анализ анкет среди театральных педагогов, актеров и режиссеров профессиональных театров. Где выявили, что ядром специальных режиссерских способностей является ассоциативно-образное мышление в пространстве и времени, с помощью свободного сценического моделирования на основе тропов (гиперболы, метафоры, сравнения, символа, аллегории и т.д.)
А также они выделяют ряд специальных творческих способностей:
- способность к образному, метафорическому мышлению, пластическое видение;
- организационные качества;
- развитая фантазия и творческое воображение;
- способность мыслить действенными и событийными категориями;
- способность к пространственно-временному восприятию;
- широкая осведомленность в сфере смежных искусств;
- актерские данные;
- чувство юмора; художественный вкус; ощущение стиля и чувство жанра [22].
Прикладная хореография является фактором совершенствования подготовки к профессиональной деятельности интеллектуальных, творчески мыслящих специалистов с развитым пластическим мышлением. Хореографическое искусство выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей, а так же выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Прикладная хореография является фактором формирования и развития у студентов профессионально-значимых качеств и способностей.
Следовательно, прикладная хореография выступает как движущая сила развития личности при подготовке к профессиональной деятельности студентов режиссерских специальностей.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 467;