Хореография в современном спортивном празднике
Каждый жанр искусства характеризуется, прежде всего, своим содержанием и формой, которые определяют особенности жанра, технологии и методики постановки. Развитие массовых спортивно-художественных представлений как жанра зрелищного искусства имеет в нашей стране большую историю, данную со становлением спортивной режиссуры, развитием спорта, международных спортивных и молодежных связей и, наконец, с развитием самого Государства и общества.
Анализ жанра спортивной режиссуры показывает, как рождались те или иные новые творческие решения, как шло развитие сценарно-режиссерской мысли в построении массовых спортивно-художественных представлений на стадионе и как эта история влияет на сегодняшнее развитие и дальнейшие перспективы жанра. Становление спортивной режиссуры в России начиналось с Физкультурных парадов на площади. Известно, что хореография обогатила эти парады. Много сделали в этом отношении Касьян Голейзовский и Игорь Моисеев. Постановки И. А. Моисеева на Физкультурном параде 1937 года с режиссером А. А.Губановым на тему «Граница на замке» (делегация Белоруссии), а в 1938 году с М.Окуневым на тему «Если завтра война» (делегация института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять постановки сегодняшнего дня. И. А. Моисеев продолжал сотрудничество со спортивными режиссерами и в послевоенные годы. Совместно с режиссером Я. Б, Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954гг. Он поставил для делегации России очень интересные новаторские композиции. Например, в 1947 году в финале выступления впервые появились мозаичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двухсторонних по цвету флажков. В последствии они нашли широкое применение в работе художественного фона и получили название «фонирующие флажки».
К. Я. Голейзовский совместно с А. А. Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939гг. В историю массовых гимнастических выступлений они вошли, как создатели поточных упражнений на специально созданной для этого конструкции (1938г), которая получила название «Белорусская ваза». С тех пор в композициях праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги этой конструкции – «Кубок», «Фонтан», «Спираль», «Цилиндр», «Павлиний хвост».
Практическая деятельность Моисеева и Голейзовского в постановке массовых спортивных выступлений оказала большое влияние на творчество спортивных режиссеров того времени, а Я. Б. Теверовский и А.А. Губанов, работавшие с ними непосредственно, достойно заняли ведущие позиции в режиссуре массовых спортивных зрелищ в стране.
Эта совместная работа не прошла бесследно и для балетмейстеров. Опыт работы с большими массами участников, овладение выразительными средствами спорта помогают и сегодня в творческой работе И. А. Моисеева, так например хореографическая сцена «Праздник труда» построена на принципах массовых гимнастических упражнений, представляя собой удачное сочетание выразительных средств хореографии и массовых спортивных выступлений.Основные выразительные средства. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики и обобщения. По своей архитектонике спортивно-художественные представления на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.
В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художественных представлениях нередко участвуют более 20 000 человек. Такая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влияние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:
а) Главный герой представления – масса. Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, выступающих на поле стадиона. Вот они встали па свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на участниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упражнения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоугольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интересом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.
Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения выполняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить вес, что было связано с движениями всей массы участников. Попросим одного из участников массового представления проделать только что выполненное упражнение. Когда мы смотрим, как его выполняет один человек, кажется, что это совсем другое упражнение. Оно удивляет нас своей простотой и однообразием движений. Невольно возникает сомнение, это ли упражнение мы только что видели на стадионе.
Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения упражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представления особое значение приобретают такие действия участников, которые ведут к изменению положения и движения всей массы выступающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изменения, тем больший эффект и интерес они вызывают.
Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художественных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, - требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления - массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.
б) Главная сценическая площадка – стадион
Массовость жанра спортивно-художественных представлений определила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м, но и на секторах, беговой дорожке, верхней галерее и в проходах трибун.
Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за развертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режиссуре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая с любого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зрителей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона.
в) Режиссер - сценарист
Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. Поэтому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать самому режиссеру-постановщику.
Сольные и групповые номера в композиции массовых спортивно-художественных представлений.Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-художественных представлениях имеют свои особенности. Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением идейно-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительского мастерства участников, так и от того, насколько умело, они вмонтированы и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками массового номера.
В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нетематических номеров является показ достижений в спорте или искусстве, а тематических -воплощение в действии средствами спорта и искусства определенной авторской мысли сценарно-режиссерского замысла.
Казалось бы, нет ничего проще для режиссера, чем показать высокое мастерство спортсменов или представителей искусства. Ведь как те, так и другие, всегда готовы к этой роли. Однако, как только возникает задача показать их на стадионе, да еще в одной композиции с участниками массового номера, сразу встает вопрос: как это сделать? Мастерство акробатов, например, можно показать просто на поле стадиона, вписав их в определенный рисунок построения участников массового номера, т.е. в условиях, привычных и для спортсменов, и для зрителей. Но можно и по - другому, например, как это было сделано в уже знакомом нам эпизоде «Мы - покорители космоса!». В этом эпизоде акробаты и гимнасты выполняли упражнения на круглых металлических площадках, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту. А это было уже ново, интересно, оригинально.Другой вопрос: как на стадионе показать фрагмент всем известного классического балета «Лебединое озеро»? Вначале многим казалось кощунством выводить балет, да еще прославленного Большого театра, на стадион. Теперь мнение изменилось. Ушел в историю праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но видевшие это представление до сих пор с благодарностью вспоминают именно эпизод балета, оставивший яркий след в истории стадионных праздников не столько самим балетным искусством (фрагмент из 2-го акта балета в сокращенном виде специально для стадиона был поставлен Ю. Н. Григоровичем), сколько масштабным, стадионным образным решением эпизода в целом. В нем приняли участие 80 ведущих артистов балета страны и 10936 физкультурников.
Таким образом, при разработке вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе перед режиссером-постановщиком всегда стоит очень сложная проблема подачи номера. Анализ лучших массовых постановок показывает, что эта проблема решается режиссерами двумя основными путями:
· введением в номер оригинальных конструкций, необычных гимнастических снарядов или специально придуманных для этой цели предметов, которые сначала используются в упражнениях участников массового номера, а затем – в сооружении конструкций для вставного номера;
· использованием возможностей участников массового номера в подаче вставных номеров. Практикой установлено, что первое направление предпочтительно в подаче спортивных номеров, а второе - номеров искусства.Что касается номеров искусства, то их включение в массовые спортивно-художественные представления на стадионе диктуется в большинстве случаев решением тематических задач. Хотя, если вспомнить праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, то классический балет, цирк, хореографический номер преподносились гостям и участникам Фестиваля в Москве, как памятные подарки - сувениры. Однако и здесь каждый номер имел свой смысл и свое решение. Так, в основе подачи фрагмента из балета «Лебединое озеро» лежало образное решение. Наиболее частой гостьей в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе является хореография. Объясняется это ее широкими возможностями в решении различных тематических задач. Оставили свой след в истории жанра блестящие хореографические сюиты и номера, поставленные в разное время такими известными мастерами, как И. А. Моисеев, Р. В. Захаров. М. С. Годенко, И.М.Шаповалов и др. «Цвети, наша молодость», «Дружба народов», «Времена года», «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» - вот темы только некоторых массовых хореографических постановок, которые ярко продемонстрировали тематические возможности танца на стадионе.
Увлечение в конце 70-х - начале 80-х годов юбилеями городов, проведение в связи с этим масштабных стадионных праздников, поставило перед режиссерами-постановщиками новые задачи, связанные с художественным воплощением исторических фактов и современных событий жизни городов-юбиляров. Опыт постановки крупных праздников: 1500-летие г.Киева (1982 г.) и 2000-летие г.Ташкента (1983 г), показал огромные возможности в решении этих задач, так называемых, спортивно-хореографических композиций, которые с полным основанием можно считать массовыми одноактными народными балетами. Каждая такая композиция имела свою драматургию, героев, действующих лип, для нее специально создавалась музыка.
Спортивно-хореографическая композиция «Навеки вместе!» (главный балетмейстер К.Василенко, композитор К. Доминчен) состояла из трех картин: «Былина о Киеве», «Колокола братания», «Три наций великих, три народа». В ней принимало участие более 2000 человек (действующие лица – Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий со своими свитами, основатели города: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а также 700 профессиональных и самодеятельных танцоров и 1500 физкультурников). Художественный фон, располагавшийся на трибуне стадиона, включал еще 10000 человек.
Спортивно-хореографическая композиция «Восточная легенда» (главный балетмейстер И. Исмаилов, композитор А. Мансуров) рассказывала об основных этапах истории Ташкента, дружбе узбекского народа с русским. Композиция состояла из трех частей: «Древний Восток», «Великая борьба», «Разбуженный Восток». В ней приняли участие 400 танцоров самодеятельных коллективов г. Ташкента, более 2000 девушек-физкультурниц и художественный фон на трибуне в количестве 6000 человек.
Практика показывает, что как бы интересно и оригинально ни был задуман сам вставной номер, он может не получиться, если режиссер-постановщик не знает, что при этом делать с участниками массового номера, находящимися на поле стадиона. Поэтому увязка действий участников вставного и массового номеров является для режиссера важнейшей задачей в решении общего замысла эпизода. Здесь должны быть учтены и различная степень подготовленности участников, и наиболее логичное их взаимное расположение, и вопросы выделения из массы главного действующего лица. т.е. участников вставного номера. А если еще учесть, что многие вставные номера связаны с использованием различных конструкций и спортивных снарядов, то весьма существенными становятся и вопросы монтажа с другими частями представления.
Фон представления.
При разработке композиционно-постановочного плана режиссер-постановщик, выделяя композиции участников вставных номеров, должен также точно определить роль и задачи участников массового номера. Роль участников массового номера в подаче вставных номеров в принципе похожа на роль фонирующей группы в массовых спортивно-художественных представлениях. Действуя на втором плане и создавая фон для вставного номера, участники массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному решению.
С точки зрения композиционного решения фон для вставного номера может быть двух видов: общий и частный.
Общий фон обычно создается для вставного номера в целом. Частный фон создается для отдельных групп, а иногда и для каждого участника вставного номера. Чаще всего здесь используются круговые открытые и закрытые построения
В отдельных случаях участники массового номера образуют одновременно и общий, и частный фон.
Иногда переход от массового номера к вставному происходит достаточно просто. Композиция рисунков построения массового номера как бы сама выводит на вставной номер. Однако в большинстве случаев при разработке даже простых по исполнению рисунков общего фона, не говоря уже о более сложных – тематических, переход требует глубоких, коренных изменений в композиции массового номера. Особенно это необходимо, когда для вставного номера на поле выносятся конструкции или спортивные снаряды.
Индивидуальная работа главного режиссера-постановщика с членами постановочной группы проходит постоянно. Главное для него -держать под контролем все направления работы по подготовке представления, а при необходимости – оказывать действенную помощь, учитывая, что в этот период наиболее важными участками являются:
- музыкальное решение представления;
- художественное решение представления;
- работа с режиссерами-постановщиками отдельных массовых эпизодов.
Основные подходы к соединению музыки и движений:
Прежде чем начинать разговор о подборе конкретных движений и технологии объединения их в двигательную композицию, необходимо иметь ввиду, что все действия, происходящие в любом эпизоде массового спортивно-художественного представления, имеют музыкальное или шумовое оформление.
Жанр массовых спортивно-художественных представлений допускает три основных подхода к соединении) звука и движений участников:
- подбор или сочинение музыкального произведения на заданную тему с последующей разработкой композиции выступления на это произведение;
- составление конкретной комбинации упражнений с последующим сочинением музыкального произведения по заданным темпо-ритмическим характеристикам;
- составление и выполнение отдельных фрагментов выступления без музыкального сопровождения с использованием в качестве опорных сигналов естественных шумов и звуков (хлопки, притопы, подскоки и т.п.).
Последний из названных подходов требует довольно высокого уровня двигательной культуры участников, поэтому в практике подготовки массовых спортивных выступлений встречается не часто. Второй, связанный с сочинением специальной мелодии для уже разработанной композиции упражнений, влечет ряд других сложностей. Помимо того, что здесь требуются дополнительные финансовые и временные затраты, автор музыки не всегда может создать яркое, интересное, запоминающееся произведение, строго ориентируясь на уже заданные режиссером исходные темпо – ритмические характеристики и объем ожидаемой мелодии.
Самым распространенным в практике подготовки массовых спортивно-художественных представлений является первый из перечисленных подходов к соединению музыки и движений, суть которого состоит в выборе музыкальной композиции и последующем создании на ее основе композиции двигательной, В связи с этим, в данной главе подробно рассматривается технология разработки упражнений на примере именно этого подхода, тем более, что основное содержание этапов работы по заполнению движениями определенного отрезка сценария остается одинаковым для всех представленных подходов.Музыкальный материал выступает своеобразной драматургической основой будущего упражнения. Даже если заказанная сценарием двигательная композиция не должна быть конкретно тематической, обязательным требованием является соответствие действий участников музыкальной мысли, совпадение выполняемых ими движений с темпом и ритмом звучания музыкального сопровождения.
Основу музыки составляет мелодия, т.е. последовательность звуков определенной высоты и длительности. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, участники могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки.
Когда музыкальное произведение наглядно отражено на схеме во всех подробностях, можно приступать к наполнению его музыкальных частей движениями, т.е. собственно к разработке двигательной композиции. При этом режиссер должен учесть задачи данного эпизода, вид массовых упражнений (с предметом или без предмета; с групповым или индивидуальным предметом; вольные или имитационные; поточные или пирамидковые), а также другие специфические требования сценария к эпизоду.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 496;