Праздничная игровая хореография
В празднично-обрядовой культуре заложен богатейший народный опыт, огромный исторический пласт традиций и обычаев. Изучение этого опыта, дает нам опору для развития современной праздничной культуры. Празднично – обрядовая культура представляет собой деятельность по самореализации сущностных сил членов конкретной ситуации общности их потребностей, способностей, дарований, творческих возможностей.
В «законах» Платона мы находим описание природы праздника. «…Верно направленные удовольствия и страдания, - утверждается там, - составляют воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются. Поэтому боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов… празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах…». Праздник предстает у Платона интегральным явлением художественной культуры и жизни, включающим в себя наряду с пением, танцем и инструментальным сопровождением вообще все виды искусства и знания, подвластные Аполлону и Музам и в греческом языке называвшиеся «мусическими искусствами», в противоположность пластическим и механическим лежащим вне владений Аполлона и Муз.
Праздник – это: 1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь. 2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого. 3) Выходной, нерабочий день. 4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.
Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник – это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры. В отдельные периоды истории он может переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Упадок или расцвет праздника в той или иной культуре связан с динамикой ее системы ценностей. Праздник – дитя культуры, так как только человек обращается к такой форме отдыха. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие и просто приятный способ времяпрепровождения и совершения торжественных действий. Выход за пределы обычного строя жизни, который подразумевает временное снятие запретов.
Праздник призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Он по существу своему связан с жизнью коллектива и является совместным действием и совместным переживанием для всех его членов. Праздник укрепляет культурные связи между людьми. Там, где нет постоянных культурных связей, не может быть праздника.
Праздник – это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.
Потребность в празднике обусловлена стремлением наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального и общественного блага: 1) пока жива ценность, она оформлена в празднике, 2) когда наблюдается упадок веры в ценность (идею), потребность в празднике, который реализует эту идею исчезает. Появляется новая идея, - появится и новый праздник.
В характерные особенности праздника входит:
- его непрерывность (он существует от эпохи палеолита дот наших дней);
- связь с объективными ритмическими явлениями жизни (с ритмом природы, с ходом истории);
- коллективный характер празднеств (определенная группа людей считает определенный праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей);
- культурная ценность праздника, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
Праздник есть первичная форма человеческой культуры, в которой различные структурные единицы бытовой деятельности приобретают символико-смысловое значение – знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день – обрядовое ряженье и т.д.
Каждый структурный элемент праздника несет в себе традицию, отражающуюся через современность. Целостность праздника складывается в совокупности всех его структурных элементов. Набор, состав и функциональная зависимость элементов праздника со временем меняется, поэтому говорить о морфологии праздника в целом, можно только проанализировав каждый его элемент в отдельности.
В «обязательный набор» структурных элементов праздника входят знаковые функции пространства, времени, огня, воды, солнца, растительного мира, ритуальной еды, даров и жертв, культа предков, маскирования и ряженья, гаданий, предмет эротических действ и смеха. Кроме вышеперечисленных существует множество других знаков в празднике, один из обязательных – танец.
Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография, праздничная традиция не представляется завершенной без включения в нее народного танца. Ибо танец, есть игра, именно здесь человек удовлетворяет свои потребности и интересы. Потребности художественного осмысления окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта мобилизуются известные психические потенции людей: зрительная и интеллектуальная восприимчивость, повышенная эмоциональность. Появляется особое чувство радости жизни, полноты бытия.
«Сердечное удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей изъявлять оное разными телодвижениями: рождается пляска, любимая забава самых диких народов» (с.60) – писал Н.М. Карамзин.
Празднично – обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм ее функционирования. Это дает основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично – обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.
Функции танца в празднике
В основном коммуникативная, с целью объединения, уравнивания и наладке общения между людьми. Коммуникативная функция хорошо прослеживается в танцах и танцевальных играх. Танцы с предметами, где играющих и танцующих объединяют различные, выдающиеся ведущим, предметы, которые нужно передавать из рук в руки во время танца или результат танцевальной игры зависит от сплоченности групп. («Музыкальная змейка», «Будь внимателен»). В «Ламбаде с фигурками», «Топ-нога», «Докучная кадриль», «Змейка», «Тяни в круг», «Свободное место», «Хороводные салки» происходит просто активное взаимодействие, что развивает коллективизм. Примером коллективных танцев являются хороводные игры: «Каравай», «Плетень», «Заплетайся плетень», «Цепь-змея».Познавательная функция, чтобы участники в легкой игровой форме получали какую – либо информацию. Например игро-танцы «Литературные пары», «Базар цветов». Брачная функция в танце имеет социальную значимость, особенно в современно обществе, когда мы живем в условиях демографического кризиса. Во время праздников и в современное время молодые люди легче знакомятся. А в танцах присутствуют элементы заигрыша, флирта. Это хорошо прослеживается в игро-танцах «Приглашение парой», «Домино», «Танго с переживаниями», «Рок-н-ролл с переходами», «Ручеек», «Литературные пары».
Развлекательная функция танца в празднике присутствует в любом танце и превалирует над эстетической функцией, но человек не должен вести себя как животное, не осмысливая, что происходит, а подчиняясь лишь природным инстинктам. И задача режиссера грамотно художественно оформить танец в празднике. Культура танца должна присутствовать всегда.
Танец в празднике должен обязательно включать в себя следующие требования: кураж, исходящий от ведущего в танце; заразительность; доступность восприятия и легкость воспроизведения танца, задаваемого ведущим; умеренная ритмичность; непринужденность, так как участвовать должны только желающие.
Существующий опыт традиций народных празднеств подтверждает, что хореография может лечь в основу праздника при его формировании в современных условиях. В числе основных особенностей хореографии народного празднества необходимо отметить бытовую направленность, делающую хореографию «доступной» для запоминания, воспроизведения, коллективного творчества, важны также игровая специфика, регулирующая поведение относящихся к разным половозрастным группам участников в хороводе, пляске, переплясе…, форма устойчивая к воздействию времени. От органического соединения и слияния хореографии, музыкально – поэтического и игрового начал празднества хореография получает особую многогранность и глубину. Это художественное многонаправленное воздействие участник испытывает во время исполнения праздничного танца. Современные исследователи при изучении традиционных обрядовых действий, ритуалов, праздников стали уделять особое внимание роли и месту хореографического элемента в них. Произвольно оторванная от празднества хореография теряет значительную часть содержания, непонятным становятся действия танцующих, уходит танцевальный подтекст и многое другое, танец превращается в дивертисментный, перестает быть языком общения его участников.
Народное искусство живо и ценно для нас, прежде всего тем, что в его художественном механизме заложены богатейшие возможности варьирования творческого самовыражения, не нарушающего единства создаваемого целого. Народная хореография обладает массовостью, в ней развито контактоустанавливающее начало, способное преодолеть существующую ныне в празднествах оппозицию зритель – участник.Праздничная хореография создает возможности не только для проявления, но и для организации и объединения всех импровизаций и актов самовыражения участников танца. Незнание традиционных норм воплощения танцевальной традиции как исполнительского творчества приводит к хаотическому набору хореографических элементов. Обучение народной хореографии в условиях празднества может происходить увлекательно и продуктивно в силу известной ее «доступности» и пластичности. Игровая сфера хореографии предполагает такую демократию и равенство всех ее членов, которые создают большие возможности для индивидуального творчества, хотя оно соотносится с выработанными на этот счет традицией правилами. Исполнитель становится творцом общей для всех художественно – оформленной игры.Чтобы создать игровую ситуацию для участников необходимо умение правильно выбрать для себя игровую роль: главного лидера или лидера следующего ранга, участника из фонового состава, но владеющего мастерством пляски или просто участника фоновой массы и так далее. Недостаточно освоить «внешне» танцевальное выражение традиции, необходимо проникнуть в суть игровых ситуаций, только это позволит овладеть механизмом хореографической импровизации, творческой активности, без которой немыслима подлинная народная традиция. При формировании праздника на основе народной хореографической традиции необходимо использовать механизм постепенного перехода от исполнения отдельных форм к более сложному «целому» танцевальному действию. Обрядно – ритуальная система запечатлела и символизировала движения, сделала его средством и способом обрядового общения. Смысловую нагрузку несет на себе внутренний ритм образа (сдержанный характер движения в северной традиции и подчеркнуто эмоциональный южной).
Определенно большую роль в организации праздничного танцевального действа играет импровизационность. Массовый импровизационный танец представляет собой художественную спонтанную реакцию человека на отмечаемое событие. Это вид не организованной специально художественной самодеятельности, потребность в которой живет в народе и отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества чрезвычайно характерна танцевальная импровизация. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к этому событию.
Освоение культуры прошлого является необходимой предпосылкой творческой деятельности в любую историческую эпоху. Невозможно создание нового без знания и овладения существующим ранее, известным прошлым поколениям. Связь с созданной культурой выступает в форме преемственности, когда соотносится прошлое и настоящее, старое и новое.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 493;