Восстановление кости после травмы
В месте перелома образуется гематома. После ее организации из мягких тканей, окружающих отломки в нее прорастает соединительная ткань с сосудами, что и является началом репаратиной регенерации. Развитие капиллярного восстановительного русла в зоне перелома является основой в регенерации кости. Клеточные элементы соединительной ткани «выстраиваются» вдоль вновь образованных сосудов, трансформируются и получают способность откладывать вокруг себя остеогенную ткань, замуровываясь в ней и образуя первичную костную балку. Так начинается первичное костеобразование. После того, как концентрация минеральных солей в зоне повреждения кости достигает определенного предела аморфная остеоидная ткань становится костной. Она подвергается перестройке с замещением незрелых костных структур более зрелыми и перестраивается соответственно функциональным требованиям. Перестройка мозоли продолжается месяцы и даже годы в зависимости от положения отломков, величины мозоли и т.д. При хорошем сопоставлении отломков восстанавливается костно-мозговой канал, при значительном смещении он может и не восстановиться.
При сохранении подвижности между отломками консолидация начинается с образования между отломками не остеоидной, а хрящевой ткани, которая в дальнейшем метаплазирует в костную. Так происходит т.н. «вторичное» сращение отломков. Оно более длительное по времени и первичная мозоль при этом менее прочная.
При заживлении костной раны условно выделяют 4 последовательные стадии репаративного остеогенеза:
I стадия — начало пролиферации клеточных элементов под воздействием продуктов некроза поврежденных клеток и тканей.
II стадия — образование и дифференцировка тканевых структур.
III стадия — образование костной структуры.
IV стадия — перестройка первичного регенерата.
Виды костной мозоли
Различают следующие виды костной мозоли:
· периостальная (наружная) мозоль образуется главным образом за счет надкостницы;
· эндостальная (внутренняя) мозоль формируется со стороны эндоста;
· интермедиарная мозоль заполняет щель на стыке компактного слоя костных отломков. (См. рис.).
Все виды мозоли развиваются у каждого отломка, соединяясь между собой, образуют общую «муфту» мозоли, скрепляющую отломки.
Если отломки правильно и надежно фиксированы, то сращение происходит в основном за счет интермедиарной мозоли.
Периостальная и эндостальная мозоль — временные образования, не свидетельствующие о сращении отломков. Наличие неподвижности между отломками приводит к постоянной травматизации регенерата и нарушению в нем микроциркуляции крови. Это замедляет регенерацию кости. В таких условиях в регенерате преобладает развитие хрящевой ткани.
Периостальная мозоль характеризует нестабильную фиксацию отломков, а размеры ее отражают степень этой нестабильности. Губчатая кость всегда срастается за счет эндостальной.
Клинически конец П стадии определяется по исчезновению патологической подвижности и болеей в зоне перелома. Это свидетельствует о том, что перелом практически сросся и иммобилизация в большинстве случаи может быть прекращена. Срастание перелома должно быть подтверждено рентгенологически.
Первые признаки мозоли на рентгенограммах в виде нежных облаковидных очагов обызвествления появляются у взрослых на 3-4 недели, а у детей - на 7-10 день после перелома. Линия перелома исчезает через 4-8 месяцев. В течение первого года костная мозоль моделируется, рентгенологическая балочная структура кости появляется через 1,5-2 года.
Существующие классификации осложненного заживления переломов являются определенными клинико-рентгенологическими схемами, не всегда содержащими четкие, строго обоснованные критерии. Большинство различает:
1. замедленную консолидацию;
2. несросшийся перелом;
3. ложный сустав;
4. костный дефект.
Понятие «замедленная консолидация» довольно относительное, ибо сроки срастания переломов у каждого больного индивидуальны и зависят от многих факторов. Консолидацию принято считать замедленной, если прочная костная мозоль не образуется в заданные сроки для конкретной локализации перелома, клинически сохраняется болезненность и качательные движения в зоне перелома. На рентгенограмме определяются костная мозоль, которая по «своей зрелости» не соответствует сроку, прошедшему с момента травмы для данной локализации.
Заживление перелома может протыкать замедленно у тучных людей, при диабете, беременности, лучевой болезни, общем истощении, выряженной анемии, гипопротеинемии, авитаминозе.
Однако в большинстве случаев (более 90%) к несращению перелома и формированию ложного сустава приводят местные факторы. Наиболее частыми причинами нарушений заживления перелома являются:
1. недостаточная репозиция отломков;
2. неэффективная внешняя иммобилизация как по виду повязки, так и по продолжительности фиксации поврежденного сегмента;
3. многократные, неоправданные попытки вправления отломков;
4. интерпозиция мягких тканей;
5. сопутствующее повреждение сосудов, нервов;
6. нестабильный остеосинтез;
7. диастаз между отломками при лечении методом постоянного скелетного вытяжения или после остеосинтеза;
8. неоправданно обширное удаление осколков с образованием дефекта кости;
9. раннее удаление фиксатора;
10. отсутствие внешней иммобилизации при нестабильном остеосинтезе;
11. отсутствие надкостницы и недостаточное кровоснабжение фрагментов (шейка бедра, ладьевидная кость кисти).
Ошибочно считаю некоторые, что формирование ложного сустава обусловлено нарушением процесса репаративного остеогенеза. Процесс образования костной мозоли остановить невозможно. Образование всех видов мозоли при этом происходит согласно законам нормальной физиологии. Но репаративные процессы идут изолированно у каждого отломка отдельно без тенденции к их слиянию между собой (см. рис.).
Отсутствие сращения часто связывается с нагноением в зоне перелома. Частота гнойных осложнений при оперативном лечении закрытых переломов не превышает 10%. Главными причинами развития инфекционных осложнений в костной ране являются:
1. неполноценная хирургическая обработка открытого перелома;
2. нарушение асептики;
3. травматичная техника оперативного вмешательства;
4. неустойчивый остеосинтез и недостаточная внешняя иммобилизация конечности;
5. закрытие раны кожным лоскутом с излишним натяжением его;
6. неэффективное дренировании раны;
7. не применение антибиотиков до и после первичной хирургической обработки открытого перелома. Т.е – почти все местные причины имеют ятрогенное происхождение.
Клиническим проявлением ложного сустава являются свободная, безболезненная подвижность между отломками на месте перелома, укорочение конечности, нарушение ее функции. При этом из анамнеза известно, что после перелома прошло 2-3 срока, необходимых для сращения перелома данной локализации.
На рентгенограмме определяются следующие признаки:
· облитерация костномозгового канала. Он закрыт «костной пробкой» при гипертрофических ложных суставах
· Остеосклероз концов отломков (при атрофических ложных суставах - остеопороз их);
· Образование замыкательных пластин на концах фрагментов (при атрофических ложных суставах кстномозговой канал закрыт этой пластиной)
Основной задачей в предупреждении нарушений заживления переломов является своевременное устранение вышеуказанных причин замедленного образования костной мозоли. С этой целью необходимо достичь: I. полной стабильности отломков и стимуляции репаративного процесса, нормализовав кровоснабжение в зоне перелома..
Лечение несросшихся переломов, посттравматических ложных суставов и дефектов костей представляет сложную задачу. Следует сказать, что применение компрессионно-дистракционного остеосинтеза значительно снижает возможности возникновения несросшихся переломов и ложных суставов.
При замедленной консолидации иногда достаточно удлинить сроки внешней иммобилизации полноценной повязкой и дать дозированную нагрузку на поврежденную конечность.
Метод лечения ложных суставов — только хирургический.
При несросшихся переломах и гиперпластических ложных суставах внеочаговый остеосинтез с помощью компрессионных аппаратов обеспечивает полноценную консолидацию.
При псевдоартрозах, осложненных посттравматическим остеомиелитом, даже с наличием свищей, но без секвестров, компрессионно-дистракционным методом лечения можно достигнуть желаемой цели. При наличии секвестров предварительно производится секвестрэктомия.
При гиповаскулярных ложных суставах и значительных дефектах длинных трубчатых костей необходима биологическая стимуляция костеобразования в виде костной пластики ауто- или аллотрансплантатами компактного или губчатого строения.
Восстановление целости кости при значительных сегментарных дефектах (5-7 и более см.) может быть достигнуто с помощью билокального компрессионно-дистракционного остеосинтеза: производится косая или поперечная остеотомия одного из отломков и промежуточный фрагмент медленно перемещается до встречи с концом противостоящего отломка. При величине дефекта 6-7 см. лечение продолжается 10-12 месяцев.
Для стимуляции мозолеобразования при остеопорозе и атрофии концов отломков и для замещения краевых и сегментарных инфицированных дефектов кости показана аутоспонгиозная костная пластика, которую можно выполнять и в условиях инфицированной костной раны после радикальной хирургической санации её.
Лечение ложных суставов и инфицированных несращений весьма сложная задача даже для опытных ортопедов. Нередко применяются уникальные костнопластические операции с учетом индивидуальных особенностей возникшей патологии.
Дата добавления: 2016-10-26; просмотров: 4597;