Применение цветной фотографии для съемки в невидимой зоне спектра


Исследование объектов с применением цветных фотоматериалов можно проводить не только в видимых, но и в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

Начало использования цветной фотографии в УФ-зоне спектра положила Е.Ю.Брайчевская, предложив для выявление незначительных цветовых оттенков в материалах письма фотографировать объекты в отраженных ультрафиолетовых лучах на цветные фотоматериалы. Фотографирование в УФ-зоне спектра на цветные фотоматериалы длительное время используется для наиболее точной фиксации цветовых оттенков видимой люминесценции деталей объекта. Для съемки применялись отечественные цветные пленки типа ДС и ЛН, а для устранения градационных и цветовых искажений при фотографировании люминесценции проводилось раздельное (последовательное) экспонирование каждого из светочувствительных слоев цветного фотоматериала через зональные светофильтры СС-4, ЗС-2, КС-11.

Использование цветных фотоматериалов как спектрозональных расширяет их исследовательские возможности. Съемка в отраженных УФ- лучах и одной из зон видимого спектра расширяет область цветоразличения, позволяет дифференцировать даже неразличимые по цвету чернила и пасты; восстанавливать содержание документов с угасшими, вытравленными записями, разделять их по цветовому тону с записями, наблюдаемыми в видимом свете. Чтобы показать это на черно-белых снимках, необходимо провести съемку в отраженных УФ-лучах и получить общий вид документа.

Цветовой тон вытравленных записей на изображениях, получаемых при спектрозональной съемке, определяет краситель светочувствительного слоя, использованного для фотографирования в видимом спектре. Максимальная различаемость деталей достигается при съемке в ультрафиолетовой и красной зонах спектра. Голубые оттенки вытравленных штрихов и зеленый фон создают достаточно высокий контраст.

Высокий цветовой контраст между деталями вытравленного текста и элементами записей, выполненных позднее фиолетовыми, синими, зелеными и черными чернилами и пастами, достижим, если съемка производилась в ультрафиолетовой зоне спектра, а также в видимой — с красным или пурпурным светофильтром. В этих случаях спектрозональная съемка дает возможность восстанавливать содержание документов с угасшими или вытравленными текстами, когда на получаемых изображениях они оказываются замаскированными другими записями. Аналогичным образом на одном цветном снимке можно показать угасшие или вытравленные записи на фоне реквизитов документа, фотографируя люминесценцию, возбужденную ультрафиолетовыми лучами.

Спектрозональные фотоматериалы (СН-2, СН-4 и др.) весьма эффективно могут быть использованы для фотографирования дальней красной и инфракрасной люминесценции, определения хронологической последовательности нанесения пересекающихся штрихов, выявления дописок, дифференциации красителей.

Съемка на аэрофотопленки CH-2M, CH-6M производится за одним из светофильтров (зеленым, желтым, оранжевым или красным). Выбор светофильтра зависит от соотношения светочувствительности слоев на период съемки. При работе с аэрофотопленками СН-4, СН-5, СН-8 видимую часть спектра выделяют зеленым или желтым светофильтром. На снимках детали, отличающиеся по спектральному составу отражаемого света, приобретают пурпурно-зеленые цветовые оттенки различной насыщенности.


[1] Изначально для съемки рекомендованы светофильтры синий СС-8, зеленый (составной) ОС-5 и СЗС-7, красный КС-14. См., например, Фотографические и физические методы исследования вещественных доказательств.-М., 1962, с. 196.



Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 1529;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.