Анализ конкретных ситуаций


 

В основе метода анализа конкретных ситуаций (АКС) лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток.

Если в процессе учебного занятия используются проблемные задачи, то они закладывают основы для развитей самостоятельного обучения, самообучения. Возвращение студента к интересующему его вопросу происходит вне рамок учебного времени, не ограничивается учебной программой и служит основой для появления новых вопросов, которые в свою очередь ждут удовлетворения порождаемого интереса.

Столь сильное влияние познавательных мотивов и познавательных интересов на успешность деятельности и эффективность обучения объясняется тем, что с появлением у человека познавательного интереса происходит перестройка восприятия, памяти, мышления, воображения и других психических процессов, развивающих способности к деятельности, вызвавшей интерес.

В соответствии с этими особенностями специалисты выделяют около 35 модификаций метода АКС. Однако, по мнению И.Г. Абрамовой, в учебном процессе находят применение три из них [17].

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, действий должностных лиц, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задать вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

Основываясь на перечне, предложенном В.Я. Платовым, можно выделить следующие основные признаки метода АКС [17].

1. Наличие модели социально-экономической системы.

2. Коллективная выработка решения.

3. Многоальтернативность решения.

4. Единая цель при выработке решения.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

 

Игровые методы

 

Игровые ситуации характерны тем, что при их осуществлении используется некоторые из игровых принципов, реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются ролевые игры и дискуссионные занятия.

 

Ролевая игра

Приводя перечень качеств, определяющих мастерство управленца, американские специалисты, отмечают и профессиональные, и личностные качества. Всего они выделяют восемь групп умений:

- умение общаться на формальной и неформальной основах. Эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;

- умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

- умение, ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;

- умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

- умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

- умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;

- умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

- умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на ошибках.

Освобождение от идеологических догм и переход к рыночным отношениям потребовали от вузов переосмысления целей подготовки. Многие осознали, что главной задачей высшей школы является формирование личности специалиста в контексте его профессиональной деятельности.

Для развития приведенных выше личностных качеств специалиста необходимо моделирование соответствующих условий, а именно, социально-экономических комплексов, включающих системы управления, инженерной деятельности, общения. Действия обучающихся в рамках таких моделей способствуют возникновению эмоционально-личностного восприятия социально-общественных связей будущей профессиональной деятельности, адекватной оценке общественных ценностей. На дидактическое воздействие в этом направлении, из числа методов активного обучения, в наибольшей степени ориентированы ролевые игры.

Этот вид игр изучен достаточно хорошо. Хронологически это первый и основной вид игр ребенка, тем не менее, он имеет много различных названий. Применительно к учебному процессу вуза можно говорить об играх-драматизациях, театральных, свободных, естественных, самодеятельных играх, инсценировках. Весьма популярно такое название как разбор инцидента. По существу, все это разновидности ролевой игры или игровой ситуации.

Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае как составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.

В целом характерные признаки ролевых игр сводят к следующему перечню:

1. Наличие модели управляющей системы (носит рекомендательный характер), включенной в конкретную социально-экономическую систему.

2. Наличие ролей.

3. Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли.

4. Взаимодействие ролей.

5. Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива.

6. Многоальтернативность решений.

7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Ярким примером ролевой игры является ставшая широко известной салонная игра «Мафия».

 



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 371;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.