Особенности зрительного восприятия и психологическое воздействие цвета и света
Особенность зрительного аппарата человека оказывает большое влияние на восприятие цвета и света.
Неодинаковая спектральная чувствительность глаза дает различные ощущения монохроматических излучений одинаковой мощности, но с разной длиной волны. С уменьшением яркости максимум видимости смещается в сторону коротковолнового излучения. Так, при переходе от дневного к ночному зрению синие цвета воспринимаются светлее красных при одинаковой их яркости (сравните яркость роз и васильков днем и вечером). Это явление получило название эффекта Пуркинье по имени чешского физиолога, который в XIX в. установил неодинаковое потемнение различных цветных поверхностей при одновременном снижении их яркости.
Наиболее правильное представление о цвете поверхности можно получить при солнечном освещении, когда видимые световые волны распределены достаточно равномерно. Лампа накаливания излучает все видимые световые волны, но уже неравномерно распределенные. Искажения в восприятии цвета при этом происходят из-за неодинакового отражения света различных волн, т. е. из-за изменения яркости разных цветных поверхностей. Так, ввиду небольшого излучения лампами накаливания синих лучей синие поверхности кажутся темными. Если источник каких-либо видимых волн совсем не излучает, соответствующие им цвета или не видны, или сильно искажаются. Например, при освещении натриевыми лампами, излучающими только желтый цвет, все цвета, кроме желтого, кажутся серыми.
Однако цветовые искажения, обусловленные неодинаковой интенсивностью излучения с различной длиной волны, в известной мере компенсирует так называемое явление константности цвета. Чувствительность глаз к цвету обратно пропорциональна коэффициенту отражения каждой из соответствующих волн. Различия в восприятии касаются не столько цветового тона, как яркости. Так, например, если излучается больше желтого и меньше синего цвета, чувствительность к первому снижается, а ко второму возрастает. Поэтому при освещении лампами накаливания, дающими в основном желтое и красное излучение, желтью и красные поверхности вследствие снижения чувствительности к этим цветам в яркости и насыщенности не выигрывают. Увеличение же чувствительности к синему и фиолетовому цветам позволяет их воспринимать лучше. Но они кажутся темными из-за недостатка соответствующих излучений лампами накаливания. Отмеченные особенности адаптации глаз к свету источников освещения необходимо учитывать при выборе ламп с различными спектральными характеристиками.
На восприятие объема, формы и положения предметов в пространстве большое влияние оказывают цвет и степень контрастов между фоном и предметом. Различают светлостные, пли ахроматические, контрасты, когда сопоставляемые топа различаются по светлоте, и хроматические, когда сопоставляются различные цвета или цвета разной насыщенности. Используя особенности зрительного восприятия, можно добиться впечатления удаленности предметов и ограждающих плоскостей и зрительно увеличить пространство или, наоборот, зрительно их приблизить и добиться обратного эффекта. Теплые, например красные и желтые, а также насыщенные цвета воспринимаются более близкими, выступающими, а холодные, синие и голубые — более удаленными, отступающими.
Использование выступающих и отступающих цветов дает большие возможности для зрительной корректировки объемов помещений. Например, если в узком и длинном помещении торцовые стены окрасить холодным и разбеленным цветом (бледно-голубым, светло-синим), создастся впечатление удлиненного пространства. Если же их окрасить в теплые и насыщенные тона, длина помещения иллюзорно сократится. Эффект еще более усилится при окраске контрастными цветами, использовании крупномасштабной росписи, скульптурного рельефа или других элементов, увеличивающих масштаб. Используя этот прием, за счет цвета можно зрительно удалить предметы первого плана и приблизить фон. Наоборот, тепло и насыщенно окрашенный первый план на холодном и разбеленном фоне зрительно можно значительно приблизить. Иллюзия же удаления фона в этом случае особенно заметна.
Таким образом, цвета подразделяются по ассоциациям, которые автоматически возникают у наблюдателя. Подобные ассоциации также следует учитывать при выборе цвета.
Цвета | Теплые | Холодные | Легкие | Тяжелые | Отступающие | Выступающие | Возбуждающие | Угнетающие | Успокаивающие |
Хроматические | |||||||||
Красный | + | + | + | + | |||||
Оранжевый | + | + | + | ||||||
Желтый | + | + | + | + | |||||
Желто-зеленый | + | + | + | ||||||
Зеленый | + | + | + | ||||||
Зелено-голубой | + | + | + | + | |||||
Голубой | + | + | + | + | |||||
Синий | + | + | + | ||||||
Фиолетовый | + | + | + | + | |||||
Пурпурный | + | + | + | + | |||||
Ахроматические | |||||||||
Белый | + | ||||||||
Светло-серый | + | ||||||||
Темно-серый | + | + | |||||||
Черный | + | + | |||||||
Удобно представлять хроматические цвета в виде цветового круга.
Цветовая адаптация и явления контрастов лежат в основе построения цветовых композиций. Кроме специфики зрительного аппарата, восприятие цветовых композиций связано с воздействием цвета и света на психику человека.
Действие цвета на психику связано с рядом ассоциаций. Например, красный, оранжевый и желтый цвета ассоциируются с огнем, солнцем и создают впечатление тепла, голубой — с небом, морем, льдом и вызывает ощущение холода. Тепловые ощущения в зависимое и от цветовой среды изменяются довольно сильно. Так, в комнате, окрашенной в синий или сине-зеленый цвет, кажется холоднее по сравнению с аналогичной комнатой, окрашенной в оранжевый цвет.
В результате наблюдений и исследований установлено, что возбуждающее или успокаивающее действие цвета связано с цветовым тоном. Красные, оранжевые, желтые и пурпурно-красные, т. е. теплые цвета, возбуждают и снижают слуховую чувствительность. Голубые, синие, фиолетовые, пурпурно-фиолетовые, т. е. холодные, успокаивают и даже угнетают. Красный цвет способствует повышению кровяного давления, учащению дыхания, зеленый и голубой — оказывают обратное влияние. В целом желтые, зеленые и голубые цвета, т. е. средневолнового участка спектра, воздействуют на психику человека положительно и являются наименее утомляющими, а красные, синие и фиолетовые способствуют более быстрому утомлению. Светлые ахроматические цвета занимают промежуточное положение между теплыми и холодными. По воздействию на человека они относительно нейтральны и являются физиологически оптимальными. Белые и светло-серые цвета производят впечатление пустоты и холода, но являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов.
Кроме цветового тона, большое физиологическое воздействие на человека оказывают насыщенность и светлота. Эти показатели связаны с «весовой» характеристикой цвета. Ощущение большей тяжести создают черные и темные насыщенные цвета.
Цвет может вызывать определенные вкусовые представления. Если, например, путем скрытого искусственного освещения придать мясу серый или зеленый цвет, салату — фиолетовый, молоку — красный, эта иллюзия приведет более чем к потере аппетита, так как противоречит тем естественным цветам, которые характерны пище.
Цвет может воздействовать на физическое и моральное состояние человека, поэтому его используют в медицине для диагностики и лечения психических и других заболеваний.
Восприятие цвета детьми несколько иное, чем у взрослых, и это необходимо учитывать при цветовом решении интерьеров детских и школьных учреждений, детской мебели, игрушек и т. д.
Дети более чувствительны к цвету. В раннем возрасте они любят яркие и чистые цвета, отдают предпочтение красному. С годами отношение к цветам изменяется. В качестве излюбленных называются более холодные и сложные тона, а чистота и яркость привлекают уже в меньшей степени. В возрасте 9—11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом к оранжевому, а затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому. После 12 лет любимым становится синий цвет, который предпочитают и взрослые. Такая смена интереса к световому тону совпадает с процессом общего развития, с возникающей склонностью к более глубоким цветам.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 476;