Стили в искусстве и их отражение в технических объектах
Стильв искусстве – это характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. Кратковременным отражением существующего стиля является мода. Произведем исторический анализ характерных для европейско-средиземноморского этноса художественных стилей и их влияние на форму технических объектов - станочного оборудования.
Первым, художественным стилем, характерным для европейско-средиземноморского этноса, оказавшим влияние на формообразование технических объектов явился древнеегипетский стиль. Этот стиль имел целью возвеличить богов и фараонов, для него характерна тяжеловесность, мистичность, монументальность. Основными техническими объектами, которых коснулся данный стиль были оружие, корабли и экипажи. Древнеегипетское примитивное станочное оборудование влиянию этого стиля не подверглось.
Более поздний античный древнегреческий и древнеримский стиль заложил основы современной эстетики, в том числе и ее теории. Были разработаны классические формы зданий, к которым потом человечество возвращалось неоднократно (4 раза). Стиль явился базовым для византийского стиля, впитавшего также восточные эстетические влияния, а византийский стиль вместе с европейским романским стилем сильно повлиял на развитие древнерусского художественного стиля. Однако технические объекты, подверженные влиянию стиля были, в основном, те же самые (за исключением мостов). Станочное оборудование продолжало оставаться вне стиля.
Романский стиль (Х-ХII века) отличался простотой и средневековым функционализмом, ориентированным на военные фортификационные цели. Однако в это время станкостроение уже начало развиваться несколько активнее, но функциональность данного стиля привела к внестилевой простоте и функциональности станков (см. иллюстрацию – а,б,в,г,д)
Однако, усиление влияния церкви в обществе потребовало появления более эффектного, подавляющего, грандиозного стиля. Таким стилем стала готика (ХII-XV века). Она пронизала все стороны жизни общества. Появилась готическая литература, музыка, даже шрифты. На иллюстрации ниже приведен фрагмент знаменитого Кёльнского собора, замечательного образца высокой средневековой готики.
В этот период, с появлением огнестрельного оружия, активно начало развиваться станкостроение, и естественно на форму станков оказали влияние готические мотивы. (см. иллюстрацию выше е,ж,з,и,к,л). Как видно из рисунка подобные мотивы нашли отражение в форме станин станков, которые имели заостренные, готические формы. В нашей стране готика оказала влияние на архитектуру данного периода, например в формах Московского Кремля, а затем, став более светской и светлой, вместе с традициями древнерусского искусства переросла в русский стиль ХVI-XVIII веков, в котором, например был построен собор Василия Блаженного, многие здания и храмы Троице-Сергиевой Лавры, и т.д.
Однако с усилением позиций дворянства, появлением сильных самодержавных европейских государств позиции церкви ослабли, и готика, оказалась слишком сухой и "неинтересной". Наступила эпоха возрождения или ренессанс (ХV-XVI века). Наука и искусство освободились от многих церковных ограничений и начали активно развиваться, взяв за образец античные, классические формы. Примером архитектуры этой эпохи явился собор Святого Петра в Риме. Технические объекты и станочное оборудование активно развивалось и усложнялось, но его формы стали проще и вновь потеряли влияние стиля.
Но очень скоро стиль возрождения показался высшим слоям общества того времени слишком аскетичным, хотелось чего-то более пышного и на смену античным образцам пришел стиль барокко (ХVII-XVIII века). Для данного стиля характерно активное использование разнообразного декора, вычурные формы, разноцветные фоны, позолота элементов и другие эффектные приемы. Интересным местным Тульским примером этого стиля явились приведенные ниже парадные ворота дома Ливенцевых.
Естественно, что создавать массовое станочное оборудование в подобном стиле было экономически нецелесообразно, но отдельные образцы, предназначенные для эксплуатации в домах богатых слоев общества создавались в стиле барокко (см. исллюстрацию – б,в,г). Подобные станки создавались, в частности основоположником отечественного станкостроения Нартовым, эти станки до сих пор хранятся в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). В эпоху буржуазных революций, как бы в противовес им появилась асимметричная и фривольная разновидность этого стиля, ориентированная на малые формы, которая получила название рококо (от слова рокайль – раковина, которая являлась его характерным элементом). Отдельные станки были созданы даже в этом стиле (см. рисунок).
Однако в это время новая общественная элита буржуазия, стремясь завоевать популярность среди широких масс населения, провозгласила отказ от излишней роскоши ив искусстве вновь произошел возврат к классическим формам, наступил период классицизма (конец ХVIII – начало XIX века). На иллюстрации ниже представлен характерный образец русского классицизма в нашем городе – дом на улице Пирогова. В станкостроении классицизм отразился аналогично барокко – только в оборудовании для высших слоев общества ( см. рисунок – а,в.г), где декорирование было возможно по экономическим соображениям.
Формирование в этот период крупных самодержавных империй привело к некоторой модификации данного стиля, с целью большей помпезности, воинственности и эффекта. Появился стиль ампир (начало XIX века), который использовал некоторые древнеегипетские элементы и активно использовал оружейную атрибутику для орнамента и декора. В этом стиле строились триумфальные арки во многих городах, дворцы и другие сооружения. Влияние ампира на станкостроение аналогично стилю классицизм.
Металлорежущие станки в стилях барокко, классицизм и ампир
Дом на улице Пирогова в стиле классицизм
В середине XIX века люди искусства во всех странах пришли к мнению, что не стоит ограничиваться в подражании только античными образцами и наступила эпоха псевдостилей. Псевдоготика, псевдоклассицизм, псевдобарокко, а в Росии – псевдовизантийсткий и псевдорусский стиль. В псевдовизантийском стиле построен, например, знаменитый Храм Христа-Спасителя (архитектор Тон)(см. иллюстрацию) и много других храмов, практически во всех городах.
Псевдорусский стиль подражал русскому стилю ХVI-XVIII веков, и в этом стиле также было построено значительное количество разнообразных зданий (от храмов до доходных домов (см. иллюстрацию))
Дальнейшее развитие стилей этого периода было весьма интересно, стили стали перемешивать, наступил период эклектики. Но псевдостили и эклектика на формообразование станочного оборудования влияния не оказали. Высшие слои общества в этот период потеряли интерес с домашним станкам, и изготовление декорированных, стилевых станков прекратилось.
Но вот наступил конец ХIX начало ХX века, для этого периода было характерно бурное развитие техники, век пара сменялся веком электричества. В этот период возник последний "большой" стиль – стиль модерн. Этот стиль подобно средневековой готике в кратчайший период также пронизал все слои жизни общества ( вплоть до появления шрифтов "модерн" и "либерти" – поздний модерн). Для него характерны плавные, льющиеся, природные формы, асимметрия, своеобразный юмор, подражание элементам восточных стилей искусства. Некоторые здания, построенные в этом стиле в Барселоне, Брюсселе и Москве приведены на иллюстрации ниже.
Интересной разновидностью модерна явился новорусский стиль, где модерн смешался с древнерусским стилем. В этом стиле построен, например, храм на Куликовом поле, и много других зданий (Здание на ул. Демидовской в Туле см.ниже)
В этот период окончательно формировались компоновки современных металлорежущих станков, поэтому не случайно данный стиль отразился в их формах (см. иллюстрацию ниже). Влияние данного стиля на форму станков продолжалось вплоть до 50-х годов ХX века и было вытеснено только функционализмом.
В 20-30 годах ХX века модерн ушел в прошлое. В Советской России он был признан упадническим буржуазным стилем, а в странах Европы, после первой мировой войны народы стремились к всеобщему обновлению. На смену модерну пришел конструктивизм, когда эстетичность объекта достигалась за счет простых геометрических форм при практически полном отсутствии декора (см. иллюстрацию). Однако данный стиль просуществовал недолго. Укрепление тоталитарных, диктаторских режимов во многих странах Европы и превращение Америки в сверхдержаву потребовало появления более эффектных, "имперских" стилей. Эти стили легко нашлись в прошлом – это были ампир и готика. Здания в СССР строились в стиле "сталинского ампира" а готика Кремля послужила образцом для высотных зданий. В Германии была своя "гитлеровская готика". Элементы готики использовались в первых американских небоскребах, в знаменитых Эмпайр Стейт Билдинге и Крайслер Билдинге. Однако все эти стили практически не повлияли на формы станочного оборудования, которые продолжали нести на себе отпечаток стиля модерн.
Металлорежущие станки с элементами стиля модерн
Дом культуры в Москве в стиле конструктивизм
Новая революция в стилях произошла после Великой Отечественной и Второй мировой войн. Массовое строительство потребовало упрощения и удешевления зданий. И тогда наступила эпоха стиля функционализм. Основным принципом этого стиля явилась идея первичности функциональности объекта. Функциональный объект как бы автоматически становится эстетичным. Провозвестником, теоретиком и апологетом данного стиля был знаменитый французский архитектор Ле Карбюзье, создавший массу выдающихся зданий и сооружений (см. ниже). Известно его знаменитое изречение "Дом – это машина для жилья" Здесь, правда следует отметить, что в некоторых проектах он склонялся и к конструктивизму, который достаточно близок к функционализму (капелла в Ронсоне- см. ниже).
Капелла в Ронсоне
Продолжателем дела Ле Карбюзье был знаменитый бразильский архитектор, "создатель" целого города Бразилиа – Нимейер. Он также активно использовал в своих проектах элементы конструктивизма (см. ниже).
Современное станочное оборудование также создается в стиле функционализм, когда необходимый эстетический эффект достигается минимальными средствами, одновременно с обеспечением заданных функций (см. иллюстрацию). Таким образом, в 50 годах ХX века произошел переход в технической эстетике станков от модерна к функционализму.
В тоже время, в настоящий период в архитектуре и искусстве вновь наступает период эклектики, когда смешиваются разнообразные стили. Однако, аналогично ХIX веку, эта новая эклектика не оказывает влияние на эстетику машиностроительного оборудования.
Современные металлорежущие станки в стиле функционализм.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 421;