Источники по истории Древней Индии.
Значительная часть первоисточников по истории Древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения, древнеиндийской литературы были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраняться такой хрупкий материал, как папирус). Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их обнаружено сравнительно немного.
К счастью, санскрит в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, и литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались (так же как еврейская Библия или иранская Авеста) и дошли до нас в поздних копиях, причем и здесь не обходилось дело без дополнений и искажений.
Хуже всего обстоит дело с древнеиндийскими летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включенных в более поздние средневековые хроники.
Наиболее велики по объему и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды, Махабхарата и Рамаяна.
Веды представляют из себя обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул. Всего сохранилось .четыре таких сборника. Наиболее ранние части относятся к середине II тыс. до н. э., но затем на протяжении примерно более тысячи лет они перерабатывались, и окончательная запись была произведена уже близко к нашей эре.
К устному творчеству индийского народа восходят также две грандиозные поэмы, которые можно сравнить по литературной ценности и историческому значению со всемирно известным гомеровским эпосом. Первой из этих поэм была Махабхарата (великая война потомков Бхараты), а вторая называлась Рамаяной (сказание о деяниях Рамы). Хотя традиция сохранила имена авторов этих поэм (Ваясы и Вальмики), на деле же они мало историчны.
Обе поэмы стали оформляться приблизительно в середине I тыс. до н. э., а окончательную форму приобрели уже в первых веках нашей эры (о какой-либо точной хронологии не может быть и речи).
Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник Законы Ману, хронологическая фиксация которого также представляет большие трудности.
Предполагают, что он составлялся от III в. до н. э. по III в. н. э. Это типичный памятник сакрального права (наподобие законов Пятикнижия), в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами и доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии.
Своеобразным письменным памятником является Артхашаст-ра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутидье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд интересных советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.
Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.
Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н. э.), высеченные на скалах. Они сообщают о войнах и религиозной политике этого царя.
Из античных авторов наряду с уже известным нам Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н. э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н. э. В своем Анабасисе Александра он описал поход этого царя в Индию, а в специальном произведении - Индия - дал подробный географический очерк страны.
Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III-II тыс. до н. э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую переселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 432;