Общее, что есть в музыке и речи.
Ритмические элементы: метр, размер, длительности и паузы, акценты, цезуры. Специфика в том,что ударные гласные произносятся ≈ в два раза дольше безударных. Динамический акцент связан с громкостью звука, качественный – с длительностью, а мелодический – с повышением или понижением голоса.
Присутствует в речи мелодика, тональность, опорные звуки и кадансы. Замечено, что безударные гласные произносятся ≈ на одной высоте. Можно говорить о мелодике и тональности речи. Разнообразие интонаций во многом выражается с помощью звуковых повышений и понижений.
Тембр. Он связан с тонами и шумами. Тоны – гласные, глиссандирующие музыкальные звуки. Шумы – согласные, немузыкальные звуки. Мелодика речи складывается из тонов.
Синтаксическое строение. В речи его образуют фонемы – лексемы – синтагмы (словосочетания, выражающие одно понятие) и фразы – предложения – период. Есть цезуры и паузы, для которых важна роль дыхания.
В вокальной музыке возможны совпадения и несовпадения синтаксических элементов речи и мелодии. Примеры совпадений: слово = мотиву, синтагма = фразе, строфа = периоду. Композитор может не придерживаться этих соответствий. Допустимым считается свободное отношение к литературному тексту: повторы и перестановки слов и строк, замена слов, введение пауз между ними – тогда границы построений оказываются несовпадающими. В отличие от инструментальной, в вокальной музыке за основу берется фраза, а не мотив.
Встречный ритм.Если попытаться прочесть тексты любых песен или романсов с тем ритмом, который поется, то легко заметить, что это чаще невозможно сделать. Ритм, который произносится, не совпадает с речевым, это – встречный ритм, возникающий в вокальной музыке, он музыкальный, то есть, речевой ритм растворен в мелодии.
Правило просодии–это некоторые речевые закономерности. Они могут отражаться в музыке: ударные слоги слов на сильном времени такта, их длительности в два раза дольше, чем на безударных слогах, повторность звука на безударных гласных.
Виды распева: слоговой (или силлабический) и внутрислоговой.
Типы интонирования: декламационный (речитативный) и кантиленный.В декламации - речевой ритм, силлабический распев, повторность звуков на безударных гласных. В кантилене - широта дыхания, распевы слогов и гласных, встречный ритм. Часто в музыке возникает сочетание обоих типов интонирования.
В XX веке появился Sprechstimme – “разговорная” декламация на определенной высоте, но без длительностей, записанная особыми знаками.
Вспомните и другие известные исторические примеры взаимосвязи музыкального и речевого начала: recitativesecco и аккомпанированный (мелодический), псалмодию, разговорные интонации, влияние на мелодиюжанра стихов (лирический, сатирический, ода и т.п.).
5 принципов вокализации поэтического текста[37]
1. Метрический – мелодия опирается на стопу текста, сохраняя все полагающиеся ударения.
2. Декламационный – основой становитсясинтаксис - слово, синтагма, а не строка или стихотворный размер. Это чаще в музыке возвышенного стиля, в монологах, раздумьях.
3. Кантиленный – опора на музыкальное начало, распевность, растворение стихотворных закономерностей ритма и синтаксиса.
4. Танцевальный – опора на метроритм, активное начало, повторение основной ритмической фигуры.
5. Ариозный – основой является фраза (или синтагма). Мелодия образуется из фраз, имеющих обычно ритмический рисунок из восьмых длительностей, темп подвижный. Фраза имеет главный фразовый акцент и дополнительный.
В произведении часты сочетания разных принципов, наибольшей гибкостью обладает ариозный.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2987;