Немецкая классическая философия
18-19 вв. Особый, ни с чем не сравнимый этап развития философии, который принадлежит исключительно немецкому философскому гению. Каждый из пяти знаковых немецких философов оставил именную школу, которая существует до наших дней. Второй раз после античности были созданы глобальные философские системы, которые служат эталоном многим поколениям философов. Если можно так выразиться, эпоха Нового времени обозначила вопросы, а Немецкая классическая философия нашла ответы. Прежде всего это касается дилеммы: Знание-ЧеловекИстина-Практика. Критическая философия И. Канта. И. Кант подвергает ревизии все способности человека и общества: от интеллекта до морали и религии. Он отвечает на три вопроса: Что человек МОЖЕТ знать? Что он ДОЛЖЕН делать? На что он СМЕЕТ надеяться? Философия самовостановления И. Фихте. Фихте открыл ту простую истину, что развитие Человека начинается с осознание своего «Я», а его дальнейшее становление происходит в столкновениях с «не-Я». «Человек, – говорит Фихте, – становится человеком только в среде людей». При этом право и государство обладают особыми свойствами, которые способствуют развитию человеческого «Я». Философия тождества Ф. Шеллинга. Шеллинг наделяет природу статусом субъекта, способного к развитию и совершенствованию, причем человек является частью этой системы. Другими словами, дух и сознание, человек и природа не нечто отдельное, разделенное перегородками, а единое целое, они тождественны друг другу при сохранении собственной индивидуальности и особенности. Объективный идеализм Гегеля. «Истинная философия, – говорит Гегель, – это самотворчество разума». Содержание объекта диктует метод его изучения. Главное в процессе познания – объективировать предмет, познать его сущность и силы развития, увидеть не только предметную оболочку, но и его инобытие в области духа. Гегель создает одну из самых масштабных концепций развития мира: от неопределенного «Ничто» (без разделения пространства, времени и движения) к разнообразным формам «Нечто». Причем каждая последующая форма развития совершенней предыдущей посредством синтеза (объединения положительных сторон тезиса и антитезиса развития). Например, Античность – Тезис, Феодализм – Антитезис, а Капитализм – Синтез. Высшей формой развития «Ничто» является право и государство, а высшая форма государства – немецкое государство; высшая форма развития философии – философия его - Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Принципом Л. Фейербаха является восхождение от материального к идеальному, человек существо природное, в рамках которого и раскрываются его творческие силы. Второй принцип Фейербаха: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Отталкиваясь от чувства дружбы и любви, Фейербах пытается сформулировать необходимость бытия общества справедливости.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1649;