Билет 7. Философия Парменида
(Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический
деятель, центральная фигура Элейской школы . Он родился в
знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда
пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений,
он стал созерцать ясный лик истины в тишине сладкого
учения. Он принимал активное участие в политических
делах родного города. Парменид был признан своими согражданами
одним из мудрых политических руководителей Элей. По утверждению
Плутарха, Парменид же свое собственное отечество
привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно
заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам
Парменида.)-краткая биография
Как было принято тогда, Парменид написал поэму О природе
, где образно представлен путь познания в виде аллегорического
описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.
В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую
роль разума в познании и подсобную роль чувств.
Он разграничивает (вслед за Ксепофаном) истину, основанную на
рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных
восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей,
но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил
на философию истины и философию мнения, назвав критерием
истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте
чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами,
не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте
праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.
Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение
мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо
без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли.
Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно.
Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет
сущего, где было бы пусто от сущего. Бытие не возникло: оно
непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не
может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося
бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и
многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть
между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения,
и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося
мышлению.
Возникла драматическая ситуация в развитии познания:
одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании огня,
а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне.
Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет.
Лишь у пустоголового племени бытие и небытие признаются
тождественными. Небытие невозможно ни познать, ни высказать:
мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия:
мысль без бытия — ничто.
Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом
деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего
не получится. Ваша мысль будет метаться в поисках небытия,
при этом каждый раз как бы хватая нечто сущее. Небытие
не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется
исключительно глубокая идея о предметной отнесенности
мысли; эта фундаментальная идея остается непоколебимой в
веках. Любопытна мысль Парменида, считавшего, что Вселенная
не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он
говорит: сущее не может быть ни чуточку больше, ни чуточку
меньше. Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется
бытием. Эта мысль полностью верна —в духе А. Эйнштейна.
Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека
с такими детерминантами, как положение человека и уровень
его телесной организации: высшая степень организации дает
и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают
в мироздании в Боге.
Кратко: Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Учитель Зенона Элейского.
Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».
Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».
Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 7158;