Философия Промышленной революции
19-20 вв. Рубеж веков ознаменовался всплеском самых разнообразных философий, одна другой оригинальнее и утонченнее. Но ни один из предложенных философских проектов не смог завоевать философскую аудиторию окончательно и абсолютно. Эпоха была ознаменована появлением более чем трех десятков основных направлений, которые в настоящее время весьма далеко ушли друг от друга и практически не синтезируемы между собой. Особым фактором воздействия на философскую мысль эпохи явился миксер: беспрецедентного скачка в развитии естественных наук, формирование зоны безусловного физического комфорта повседневности, взрывных социальных потрясений и кровавого кошмара трех мировых войн. Как таковые преемственные периоды внутри эпохи просматриваются с трудом. Гораздо легче выделить несколько философских направлений, сыгравших ключевую роль в разрушении классической философии. Позитивизм (О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус). Идея: подлинно познавать мир может только наука. Все остальные формы познания, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Как философское течение просуществовал в форме постпозитивизма до 80-х гг. ХХ века. Деятельностный дискурс (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Пирс, Дж. Дью). Направление включает в себя марксизм и прагматизм. Основным лозунгом направления выступает тезис: задача философии не столько понять мир, сколько его изменить к лучшему. В своих характерных чертах в рамках неомарксизма, постпрагматизма успешно существует и в настоящий момент. Антропологический дискурс (Ф. Ницше, А. Бергсон, Л. Шестов, М. Хайдегер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Объединяет несколько школ: философию жизни, иррационализм, экзистенциализм. Основные мысли – о бренности и сомнительности существования человека. В силу его эклектичности и смешения природ (духовной, телесной, социальной, культурной) ставится вопрос о бесперспективности поиска смысла жизни, и обозначается мысль о необходимости поиска самого Человека. Философско-теологический дискурс (Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, Ж. Лакруа). Объединяет неотомизм и персонализм. Является успешной попыткой примирения католической теологии и светской философии. Отличается синкретизмом (органичным соединением) идеологии, естествознания и классической философии на базе неокатолицизма. Социальнокритический дискурс (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, К. Хорни, Э. Фромм). В основе дискурса – франкфуртская школа и неофрейдизм. Декларирует критику социальных устоев и их производных (политику, государство, право) на базе нового прочтения сущности человеческого «Я». В частности идеи существования индивидуального и коллективного бессознательного, мифа и мифологем как фактора воздействия на личность, значения символов в жизни общества и т. д. Значительную часть работ занимают исследования фашизма и нацизма, их функционирования и воздействия на Человека.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 4039;