Проблема взаимоотношения общества и природы
Современное представление о взаимоотношениях в системе “Общество - Природа” основано на анализе идей энвайроментализма (60-70-е годы). Следует указать на определенную эволюцию в трактовке экологических проблем в середине-конце XX века, в частности на переход от первоначального алармизма к выдвижению разного рода технократических проектов.
Среди основополагающих идей энвайроментализма выделяются две полярные идеи: минимизация воздействия Человека на Природу, т.е. сохранение ее в “нетронутом” виде, и как альтернатива - неограниченное развитие, основанное на способности человека технически решать все возникающие проблемы, в том числе экологического характера. Эти крайние подходы условно называют экоцентризмом и техноцентризмом.
Основная ценность для экоцентристов заключается в чувстве “умиротворения природы”, а цели развития общества видятся в консервации Природы.
Техноцентризм сформировался на волне научного рационализма, связанного с верой во всемогущество человеческого разума. В нем выразилось стремление профессиональной и управленческой элиты к самостоятельному распределению ресурсов, без вмешательства политиков (“которые запутывают дело”) и без привлечения общественности (“эксплуатация ресурсов есть дело экспертов”).
Все техноцентристские подходы базируются на идеях независимости Общества от Природы. Такие идеи, как “неограниченное развитие”, “экономический рост любым путем” и пр., основаны на технократическом оптимизме.
Эти противоположные подходы сближает безусловный экстремализм. Помимо них существует множество промежуточных подходов. Выразителями идей промежуточной группы подходов выступают представители природоохранной и связанных с ней других сфер практической деятельности. Основные идеи и концепции энвайроменталистов этой группы нашли отражение в комплексе разнообразных административно-правовых и экономических мер, технических и технологических нововведений, направленных на решение экологических проблем.
Усиление позиции “промежуточной группы” в энвайроментализме обусловило смену технократических доктрин постиндустриального общества, “технотронной эры”, “цивилизации изобилия” и прочих концепций 60-х годов концепциями “нулевого роста”, “ограниченного развития”.
В рамках современного алармистского направления делается попытка осознать социальные истоки экологического кризиса и звучит призыв к созданию “экологизированной культуры”. По мнению современных алармистов, понимание проблем окружающей среды должно основываться на знании экологической истории, хотя изучение истории экологических кризисов не может снабдить однозначным алгоритмом действия в кризисных ситуациях. Однако выбору оптимального варианта должно способствовать знание прошлых ситуаций.
Кроме того, современная наука ставит задачу найти новые, в том числе психологические, формы интеграции человека в экосистему, прежде всего в ту, которая составляет его нынешнее окружение. Это означает переход от старой экологии к новой “гуманистической экологии”.
Современные техноцентристы в 90-х гг. заявили о новой революции в истории человечества, связанной с достижениями генной инженерии. Успехи в области клонирования дают основание для представлений о возможном решении проблемы сохранения биоразнообразия. Но, с другой стороны, ученые-экологи видят опасность для человеческого общества в перспективе его глубокой дифференциации на людей первого и второго сорта в зависимости от качественных признаков отдельных особей.
Таким образом, необходимо отметить, что несмотря на идейные противоречия, научное сообщество и мировая общественность единодушны в признании взаимозависимости Человека и Природы.
При этом взаимоотношения в системе “Общество - Природа” основаны на двух противоречивых тенденциях.
С одной стороны, Человек ослабляет свою зависимость от стихийных сил Природы, создавая “вторую природу”.
С другой стороны, в сферу человеческой деятельности вовлекается все больше природных веществ и явлений. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром природы. Эта тенденция выражает возрастающую зависимость человека от природы.
Однако и сама окружающая человека природная среда зависит от него: от масштабов, форм и направлений его деятельности.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1678;