Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания.


Философия – знание о делах божественных и человеческих, говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Прежде всего, она ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Главным объектом философского анализа выступает отношение:

где человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса.

Философия переводится с греческого как «любовь к мудрости» («филио» – любовь, стремление; «софия» – мудрость). Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности; настроенность ума на корень проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. «Мудрость – стремление человека познать бесконечное», – эту мысль приписывают Пифагору (580-500г. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность соединить в определенную систему разные стороны бытия и увидеть их связь. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин – считал античный мыслитель Гераклит. Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумии и бескорыстном служении истине. Первые философы считали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, являются серьёзным, благородным и уважительным занятием. Стремление к знанию тогда ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны такие примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которых дразнили, или Сократом – того вообще осудили и казнили «за развращение молодых юношей новым мышлением». Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия – занятие страдательное, философы довольно часто были гонимы, и их мало понимали или вовсе не понимали.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности. Выдающиеся немецкие философы Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), а также К.Маркс (1818-1883гг.) определяли философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) культуры и духовной жизни эпохи. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологической форме мировоззрения. Она возникала на основе мифологии, но одновременно и как её преодоление. Отмечают три географических точки её появления: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (7-6 вв.до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (9-6 вв.до н.э.); в районе Аравийского полуострова и Древнего Египта. В западной философии её первый этап получил название античной философии ( период с 7-6 вв.до н.э. по 5 вв.н.э.). Считают, что древнегреческий философ Платон (428-347г. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие «философия» как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322г. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что «первая» философия – это знание всеобщее, умозрительное, знание «о первых принципах бытия», а далее – что это знание о природе, о человеке, о государстве, об образе жизни.

Всё первоначальное знание было философским. Философия возникала как первая форма теоретического знания, как «наука наук», включала вначале все виды и формы знания, особо выделяя в качестве «более философских» метафизику – знание о первопринципах бытия (т.е. о сущем, о едином), физику – знание о природе, логику – знание о познании, этику – знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами – профессионалами: Фалес (625-547 г. до н.э.) – гидротехник; Демокрит (460-340 г. до н.э.) – астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы «красной нитью» проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют «размышлением о вечных проблемах».

Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета философии следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные люди:

 

1. В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему он именно так организован?

2. Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, и если есть, то, что именно?

3. Имеют ли Вселенная, Бытие в целом какую-то цель, или их развитие хаотично?

4. Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?

5. Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы - только формы организационной, мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства его жизнедеятельности?

6. Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Что есть истина?

7. Какое место человек занимает в мире? Является ли он «песчинкой мироздания» или он «царь природы и бытия»?

8. Какова природа и сущность человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то – как его достичь?

9. Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где их причины?

10. Как сосуществуют в этом мире мудрость и глупость? Почему «мудрым» не всегда достается счастье?

11. В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?

12. Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории человечества какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?

Все эти вопросы являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия – это мировоззренческое знание.

Со времен античности, ещё от Аристотеля, философские работы которого систематизаторы его учения поместили за физикой, философия имеет синоним – метафизика. Термин «метафизика» восходит к древнегреческому понятию природы и мира в целом – «фюсису», сейчас утраченному нами. Отсюда физикой стали называть всё природное и науки о природе. А то знание, которое было «сверх физики», «за физикой» получило название метафизики.

Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804 гг.) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами:

ü Что я могу знать об этом мире?

ü Что я должен делать в этом мире?

ü На что я могу надеяться?

ü Что есть человек?

Ответы на них и составляют основную структуру философии, и не только по Канту, но и в принципе. У Канта, на первый вопрос отвечает МЕТАФИЗИКА, на второй – ЭТИКА, на третий – РЕЛИГИЯ, а на четвертый – АНТРОПОЛОГИЯ. Последний вопрос – главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание в конечном итоге ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она должна «учить человека быть человеком». Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема: как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.

Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает, а более даже, должен занимать в этом мире. Поэтому философию можно определить как «самовопрошание» (Сократ): т.е поиск и нахождение ответов самим человеком на главные вопросы бытия. Такое «самовопрошание» может быть как на обыденном уровне (саморефлексия) – у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, – тогда философствование выступает в форме вопросов самому себе и ответов в форме сформулированных позиций, взглядов, чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном – такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем.

 

I.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, её роль в обществе и культуре.

 

Исторически философское знание представляет собой систему различных концепций и направлений. Авторские философские концепции являются либо развитием, критически осмысленным продолжением уже ранее выраженных позиций, либо выступают противоречащими друг другу, т.е. могут представлять полярные точки зрения. Разнообразие авторских концепций и философских направлений характеризует философию не как догматическое, а как многообразное, многозначное, плюралистическое знание. Но, несмотря на плюрализм философского знания, в нем сохраняется определенная преемственность. В структуре философии можно выделить наиболее значимые по ряду онтологических и гносеологических оснований философские течения:

  1. Материализм;
  2. Идеализм, как сопряженное с материализмом и противоположное ему направление;
  3. Эмпиризм;
  4. Сенсуализм;
  5. Рационализм;
  6. Иррационализм и пр.

Внутри этих крупных течений, в свою очередь, еще выделяются философские направления и концепции, одновременно и однотипные, и отличимые друг от друга. Например, иррационализм включает в себя волюнтаризм Шопенгауэра, «философию жизни» Ницше, экзистенциализм (философия существования) Сартра, интуитивизм Бергсона и др. концепции. Материализм и идеализм также прошли долгий путь своего развития и представлены разными формами. Но их объединяет однотипные структурные элементы философского знания в целом, которые и составляют общий предмет философии и основной круг её проблем. Они и составляют непосредственные части и разделы философского знания.

1. Учение о бытии – или онтология (с греч. онтос – сущее, бытие; логос – учение). Онтология включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о единых основаниях, о сущем бытия, о его первопринципах, о субстанции. Античная философия начиналась с онтологии: древние искали основу мира. Милетцы (представители милетской школы, 7-6 вв.до н.э.) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне, Эмпедокл из Акраганта – сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне. Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал, что это число, Анаксимандр – апейрон, Анаксагор – гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур – атомы (неделимые мельчайшие частицы), Платон – идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество оснований, исходя из которых выстраивали онтологию в той или иной философии. Например, у Декарта – два основания: материальное и духовное (протяженное и мыслящее), у Спинозы – обожествленная природа, у Лейбница – монады, у Фихте – субъективное «Я»; у Гегеля – абсолютная идея, у Шопенгауэра – мировая воля; у Маркса и Энгельса – материя и экономические отношения, а в экзистенциализме (Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) – свобода; в религиозной философии – Бог. В принципе, всё многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания – и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания – и, следовательно, идеалистическая философия.

3.Учение о познании – гносеология или теория познания. Учение, которое рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Одна из главных проблем, особенно в современной гносеологии и эпистемологии, – вопрос истинности наших знаний, критерии истинности, роль и место науки, различные теории по этим вопросам; а также особенности социального, научного, вненаучного знания и ряд других проблем познавательного характера.

2. Учение о методах человеческой деятельности – методология. Она включает в себя взгляды на общие способы и подходы человека к действительности. Методология выделяет два основных философских метода: диалектический и антидиалектический (метафизический), которые разрабатывались в философии, начиная с античности. Кроме этого, методология включает в себя учение и о других, общенаучных принципах и методах подхода человека к действительности, например: а) принцип системности; б) принцип причинности (каузальности или детерминизма); в) принципы единства общего и конкретного (единичного), логического и исторического; г) принцип всеобщей взаимосвязи и др., а также такие подходы, как: а) эволюционный и революционный; б) синергетический, глобального эволюционизма и другие.

3. Учение о человеке – философская антропология и учение о ценностях – аксиология (с греч. аксио – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Философия занимается анализом проблем человека, в основном духовного характера, природы и сущности человека, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Размышление о ценностных ориентациях человека включает в себя учение о таких ценностях, как: свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, любовь, судьба, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом. Аксиология даёт установку на иерархию ценностей. Специфические философские дисциплины – этика и эстетика также занимаются духовным миром человека, являются антропологическим и аксиологическим знанием о нем.

4. Учение об обществе – философская социология и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. В этом аспекте она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества, дает анализ прогрессивного и регрессивного развития, ведет размышление о цели и назначении истории, соотношении понятий «цивилизация» и «культура», глобальных проблемах современности, государстве и власти – далеко не полный перечень вопросов этих разделов философии.

Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична – с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов и истории философии включают и другие виды философских исследований:

1. Философию естествознания;

2. Философию науки и техники;

3. Философию религии (не совпадающую с религиоведением);

4. Философию истории (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);

5. Философию искусства; культуры в целом;

6. Эстетику – философские учения о красоте, о прекрасном;

7. Этику – философию морали и нравственности.

8. Логику – учение о законах мышления. И ряд других разделов.

Роль и функции философии:

Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством её функций раскрывается роль философии и её значение для человека и общества. В литературе называются разные функции, все они так или иначе адекватны. Мы назовем следующие функции философии:

1. Мировоззренческая. Философия – это мировоззренческое знание и она помогает формировать мировоззрение как человеку, так и обществу, выполняя роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.

2. Методологическая. Философия выступает общей методологией для других видов и форм знания. Она разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает мировоззренческой духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности.

3. Гносеологическая. Философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Посредством философии человек познает не только и не столько конкретный мир, сколько различные способы отношения человека к миру, познает их как культурные феномены разных эпох.

4. Ценностно-ориентирующая. Приобщает человека к миру духовных ценностей. Философия не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности.

5. Критически-преобразующая (рефлексивная). Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия – это всегда сомнение, размышление, поиск, вопрос, а не точка. Она открыта и всегда незавершенна. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции.

6. Культурологическая. Философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, т.е. духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.

7. Духовно-воспитательная. Философия формирует духовный мир человека, делая его более развитым и совершенным в этом отношении. Она возвышает личность, направляя её к идеалам, к бескорыстному служению истине, добру и красоте, к пониманию общества и своего места в нем..

 

I.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения.

 

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали или развивались параллельно с ней мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Как уже было сказано, в философской литературе обычно выделяют три крупных исторических типа мировоззрения: 1) мифологическое; 2) религиозное; и 3) философское. Все они соответствуют определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним определением человека в мире. Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре, Наличие религии в современной культуре никто оспаривать не будет, но и мифологическое мировоззрение никуда полностью не исчезло. Политические, социальные и прочие мифологемы и сейчас присутствуют в культуре, мифология часто транслируется в искусстве, хотя в целом её историческое время прошло.

Природа мировоззрения в своей основе объективна. Явно оно не формируется специально, профессионалами, а есть результат жизнедеятельности человека и общества, хотя профессиональные философы и идеологи всё же вносят определенный субъективный акцент в формирование мировоззрения. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью культуры и исторической эпохи, а выражает их суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность, а именно: осознание человеком и человечеством мира, в котором живут, самих себя и своего места в нем. Без осознания хода жизни, её дальнейших перспектив просто невозможно куда-либо двигаться, поэтому одним из основных элементов мировоззрения является его ценностная составляющая.

Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития, на место и назначение человека. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.

Основные черты мировоззренческих ориентаций начинают формироваться с 2-3-летнего возраста. К 5-7-годам уже закладывается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.

Можно выделить три главных момента деятельности человека. Для того чтобы успешно действовать, человеку необходимо: а) знать (теоретически владеть вопросом, объектом, проблемой); б) хотеть (желать), т.е. обладать волей; в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и праксис – только при их сочетании человек может результативно выражать свое мировоззрение.

В общей структуре мировоззрения выделяются следующие основные компоненты:

Теоретический.

Мировоззрение – это прежде всего знание. Оно складывается из системы повседневных (обыденных), научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Теоретический компонент представляет наличие у человека конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и социокультурные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 357;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.