Важнейшие центры исламского мира
В VII-VIII вв. арабская исламская община завоевала Иран, Среднюю Азию, Синд (долину Инда), Закавказье, часть Ромейской империи (Сирия, Палестина, Северная Африка), королевство готов в Испании. Во главе общины после смерти Мухаммеда стояли его заместители-халифы, поэтому государство арабов называлось Халифатом. После распада Халифата (IX в.) важнейшими центрами исламского мира стали – Аль-Андалуз (Испания; VIII-XV вв.), государство мамелюков (Египет, Палестина, Сирия; XIII-начало XVI вв.), Делийский султанат (Индия; начало XIII-начало XVI вв.), Османская империя или Турция (Малая Азия, Балканы; с XIV в.). В этих государствах наряду с мусульманами (муслимами) проживало и неисламское население (зимми, кяфиры, гяуры) - христиане (Испания, Египет, Турция), иудеи (везде), индуисты (Индия), зороастрийцы (Иран). Немусульмане занимали более низкое общественное положение – платили больше налогов и т.д.
Социальные отношения
Для разных стран исламского мира были характерны следующие общие черты.
Хозяйство
Сосуществовали оседлое хозяйство и кочевое скотоводство. Оседлое население в сельской местности занималось пашенным ирригационным земледелием и скотоводством. Города были административными центрами и средоточиями ремесла и торговли, которые регламентировались государством; ремесло было организовано в цехи. Крупнейшие города – Бухара, Самарканд, Багдад, Дамаск, Каир, Кордова. Основу общества составляли мелкие хозяева (крестьяне, ремесленники, торговцы, пастухи), жившие своим трудом. Крупные и средние собственники использовали труд рабов, издольщиков (работавших за долю урожая или голов скота), кочевников-арендаторов (пользовавшихся чужим скотом за отработки), наемных работников. В оседлом хозяйстве землевладение было частным (мульк); в кочевом – пастбища являлись родовой и племенной собственностью, а в частной находился скот.
Сословия
Свободное население делилось на три группы:
а) Податное сословие, которое платило налоги и выполняло работы в пользу государства. Это – оседлое население или райя (крестьяне, ремесленники, торговцы) и часть кочевых племен. Райя-мусульмане платили поземельный налог (ушр, харадж), а немусульмане – поземельный (харадж) и подушный (джизия) налоги.
б) Служилое сословие – чиновники и воины, не платившие податей. Высшие чиновники получали содержание за счет части налогов с закрепленных за их должностями территорий (икта). Воинами считались: 1) часть кочевых племен, выставлявших одного воина от нескольких мужчин; 2) конные воины, выступавшие во главе отрядов и получавшие часть налоговых поступлений с выделенных им территорий (в Турции – сипáхи, а члены их отрядов - джебелии); 3) постоянные отряды – конные (в Халифате – гулямы) и пешие (в Турции – янычары, которых набирали из немусульман и обращали в ислам). В Турции использовались и отряды покоренных немусульман (войники).
в) Богословы (улемы), которые также не платили податей. Они занимались богослужением (муллы) и были судьями (кади). Земли духовенства назывались вакфами.
Органы власти
Во главе мусульманских государств стояли правители, обладавшие высшей властью - халифы (Арабский халифат, Аль-Андалуз), падишахи (Турция), султаны (Египет, Индия). Арабский халиф имел еще и духовную власть. Во главе ведомств стояли их слуги – вазиры; правительство называлось Диван. Провинциями управляли эмиры, а городами раисы, назначаемые главой государства.
Достижения
Мусульмане восприняли культуру евреев, греков, иранцев и индийцев; они дополнили ее рядом достижений. Были созданы алгебра, тригонометрия, аналитическая геометрия. Из Индии переняли цифры, получившие название арабских. Развивалась астрономия – строились обсерватории, разработано учение о сферичности Земли. Высокого уровня достигли медицина (Ибн-Сина или Авиценна), история (Табари) и география (Ибн-Халдун). Крупнейшими философами были Ибн-Сина и Ибн-Рушд (Аверроэс); Ибн-Рушд разработал «теорию двух истин», которая допускала сосуществование религиозных и научных взглядов. Известны поэты-вольнодумцы и философы –араб Абу-л-Ала аль-Маари и иранец Омар Хайям. Культура мусульман оказала большое влияние на Западную Европу; оно осуществлялось через владения крестоносцев в Палестине (Левант), но особенно через Аль-Андалуз. Исламская культура была менее стеснена религией, чем христианская.
______________________
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1913;