Адмиралтейство (1806—1823 гг.) (архитектор Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.))
Это здание, созданное в результате реконструкции старых корпусов петровского Адмиралтейства (уже построенных в 30-х годах XVIII века И.К. Коробовым), является шедевром русского и мирового зодчества и лучшим творением А.Д. Захарова, воспитанника Академии художеств.
Особенностью здания является совмещение в себе двух функций — административной и утилитарной. Перестраивая старые здания, с учетом новых требований производственного процесса верфи и размещая в нем различные учреждения, Захаров почти полностью сохранил башню над центральными воротами и сложившуюся схему плана с двумя параллельными рядами корпусов и проходящим между ними каналом, позднее засыпанным. В плане это П-образное здание длиной 407 м и боковыми «крыльями» по 163 м.
Художественным центром композиции, а также ее объединяющим звеном стал объем башни с аркой и золотым шпилем (73,5 м) (рис. 118). Над этим почти кубовидным объемом с дорическим ордером возвышается второй куб, окруженный легкой колоннадой ионического ордера. Он увенчан скульптурными символическими изображениями стихий, времен года и т. п. Длинный фасад здания Захаров расчленил на ряд крупных частей с самостоятельными осями симметрии. На двух боковых осях создаются как бы самостоятельные фасады, каждый с широким 12 колонным портиком в центре и 6 колонными портиками по бокам.
Обращенные к Неве торцовые части здания трактованы в виде массивных триумфальных арок, обрамленных колоннадами, близких к композиции нижней части адмиралтейской башни. По уровню второго этажа применены скромные наличники и маски морских божеств.
Вся эта гениальная композиция, не имеющая ничего общего среди подобных сооружений, организует пространство, где сходятся три главные проспекта города.
В архитектуре здания Адмиралтейства заметно влияние стиля ампир, завершающего этапа классицизма. Новым в приемах архитектурной композиции этого времени было свободное использование форм колоннады, арки, портики и их сочетание в контрасте с большими плоскостями гладких или легко рустованных стен. С целью создания героического облика архитектуры чаще применяются формы дорического ордера, светлая окраска фасадов в сочетании с белыми рельефами.
Новое звучание получает декоративное скульптурное оформление зданий, отражающее триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, флаги, военная атрибутика. Все это создавало единую по стилю застройку в духе патриоти
1Ш®
ческого утверждения идей гражданственности, общегосударственных успехов России.
Одним из последних произведений архитектуры Петербурга в стиле позднего классицизма, в котором наметились некоторые черты эклектики стало здание Исаакиевского собора.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3278;