Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В произведениях критического реализма художники, писатели пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех её проявлениях, но и акцентировать своё внимание на её социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. |
Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который назвали «серебряным веком» русской культуры.
1 половина 19 века – время небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.
Серебряный век— период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века.
Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании.Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в. сохранилась до 1917 г.
Начальное образование давалигосударственные, земские и церковноприходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы.
Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В 1887г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет.
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове.
Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах.Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
Просветительская деятельность. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания.
Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях
Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.
Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные.
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева,А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.
Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был - удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио).
«Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики.
К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.
Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.
Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал рад открытий в психологии.
Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников— автор теории иммунитета. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути.
Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский).
Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин).
Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа.
Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский).
Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горькогонаиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.
Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики.
Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым.
Средипоэтов-акмеистовнаибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин.
К футуристампринадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный.
В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир.
Футури́зм— общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.
Театр. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.
Кино.На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж». С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы».
В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 каргин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.
Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким.
Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин.
Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина).
Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.
Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).
Живопись и скульптура.В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм.
В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Геи др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).
На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры.
В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве).
Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати,а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома.
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.
В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница«Мегрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 8953;