Тема 2.5. Игры при изучении тем по обществознанию
Дидактическая игра
Термин «дидактические игры», обозначавший специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно игры стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении и игровых моментов урока, связанных с обращением учителей к внешнему игровому опыту детей.
Дидактическая игра — это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение — это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра — условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
В каждой игре есть то, что ложится в основу деятельности, которая обставляется условностями. За счет этого и создается нечто целое, уникальная микроструктура — упрощенная, поддающаяся контролю и понятная субъекту субъективная реальность
Игра как таковая имеет два компонента: деятельностный и условный (схема 5), которые могут наполняться разным содержимым и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.
Схема 5
ИГРА
Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение. Предположим, два человека кидают друг другу мяч. Это упражнение. Но если обставить это упражнение условностями, оно станет игрой. То есть вы протягиваете между игроками сетку, оговариваете правила подсчета очков — и простое упражнение превращается в спортивную игру.
Условный компонент без деятельностного проявляется, когда мы воспринимаем произведения искусства.
Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал или какая-то его часть положены в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий — содержанием деятельностного компонента.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное — сама игра, а для учителя — дидактический результат (методическое значение игры).
Для детей увлекательная условность делает незаметной, положительно эмоционально окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы ребенка. Упражнения и задачи из школьных учебников — это не игра, так как детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если условности придается большее значение, то учебное задание становится игровым, а иногда превращается в настоящую игру.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 480;