Методика организации дидактических игр
Методические рекомендации
Если учитель раньше не пробовал играть на уроке, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока, так как игра очень возбуждает школьников и им сложно перестроиться на другие виды деятельности. Когда игра кончается, школьники какое-то время еще живут ею. Если преподаватель после этого будет объяснять новый материал, то, возможно, обнаружит отсутствие внимания. Потом, уже в процессе накопления опыта по внедрению игровой деятельности в учебный процесс, можно организовывать игру на разных этапах урока.
Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость ребенка. И если он не увидит желания играть в глазах учеников, то должен немедленно отказаться от этого метода обучения, потому что бесцветная игра по принуждению превращается в «бомбу замедленного действия» и не только не принесет никакого результата, а будет иметь отрицательные последствия.
Если у учителя напряженные отношения с учениками, построенные на недоверии, строгом учете и контроле, игра, возможно, не будет являться эффективным методом. Трудно также придется учителю, у которого проблемы с дисциплиной в классе, так как плохая дисциплина — следствие недостаточной организованности учебной работы. Для игры необходима хорошая организация.
Важно отметить, что почти все учителя, применявшие игру на уроке, считают, что игра — это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы.
Во всяком случае учитель должен помнить: если у него не получилась игра, то это еще не значит, что игра плохая; быть может, она неумело организована. В организации игры все должно быть продумано до мелочей.
Структура организации игры
Надо отметить, что игровая форма обучения требует определенной лаконичности этапов, предваряющих игру. Не стоит много говорить перед игрой. Лучше оставить максимум времени на само игровое действо. Это не значит, что остальные этапы не важны. Но хорошему организатору важно все устроить так, чтобы игра не пропала из-за непродуманности вводных этапов. Например, недопустимо, чтобы весь урок выбирали участников и на этом этапе все перессорились, или так долго объяснять правила, что уже на саму игру времени не хватит.
Выбор игры
На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактической игры. От этого часто зависит смысл игры: игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
Подготовка игры
А. Предварительная подготовка учащихся к игре (не все игры содержат этот этап). Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка часто несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм (см. игры: «Музей», «Исторические "акулы пера" » и др. в приложении 5). Но учителю следует больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они проявят самостоятельность. И вообще, не нужно перегружать детей подготовкой к игре, лучше стараться помогать им уже в ходе самой игры: воодушевить, подсказать верное решение (когда это возможно), поддерживать высокий тонус и т. д.
Б. Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины). Проверить готовность учащихся к игре.
Введение в игру
1. Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в ... (название игры)», или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру», или «В связи с этим есть такая игра...» Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда при дальнейшей работе сами ребята смогут проявлять инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы предложения. Например, при предложении игры «Продолжи рассказ» можно рассказать об истории этой игры:
«Сегодня мы поиграем в игру, которую знали задолго до нас с вами. Еще в XIX в. эту игру проводили с учащимися первого в России лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. На квартире гувернера лицея Чирикова проходили так называемые литературные собрания. Чириков жил тут же, в лицее. Квартира помещалась на четвертом этаже, где находились и комнаты лицеистов. Сюда-то по вечерам приходили Пушкин, Дельвиг и другие воспитанники на «литературные собрания». Участники собраний удобно располагались в гостиной возле круглого стола, на стоявшем у стены широком диване. Они затевали игру, которая всем очень нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные по очереди продолжали. Бывало, что только один рассказывал все от начала до конца. В связи с этим АС Пушкин оставил в своих воспоминаниях следующие строки: "Однажды вздумалось (Дельвигу) рассказать нескольким из своих товарищей поход 1807 г., выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе. Слух о том дошел до нашего директора В.Ф. Малиновского, который хотел услышать от самого Дельвига рассказ о его приключениях. Дельвиг постыдился признаться во лжи, столь же невинной, как и замысловатой, и решился ее поддержать, что и сделал с удивительным успехом, так что никто из нас не сомневался в истине его рассказов, покамест он сам не признался в своем вымысле».
2. Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится по ходу игры, и если кому-то что-то непонятно, то в процессе игры они разберутся.
3. Выбор участников игры. Представьте, что учителю нужно выбрать четырех участников (например, для игры «Из уст в уста»), а в классе гораздо больше желающих. Если учитель сам назовет игроков, часть активных ребят тут же могут с негодованием «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Они найдут, на что обидеться, например: «Ну вот, Иванова опять вызвали, а меня нет». Но можно сделать иначе — тот же выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. Учитель объявляет: «Для игры нужны четыре участника, но, поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы), первые четыре человека, которые быстрее других в тетради напишут решение (ответ), и будут участниками». Тогда уже для возмущений будет меньше поводов, так как выбор осуществлен по справедливости.
Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву П (заранее можно посмотреть, чтобы количество совпадало), те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах, или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списку в журнале и т. п. Это тоже игровой момент (когда выбирает фортуна). Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. Кто-то может фиксировать ошибки, другой — контролировать время и т. д.
Ход игры
Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо помнить, что методическое содержание — это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное — это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты. На это указывал Л.С. Выготский, говоря, что ребенок «играет, не сознавая мотивов игровой деятельности», и эта особенность «существенно отличает игру от труда и других видов деятельности»1.
1. Начало игры. На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить
игру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»
2. Развитие игрового действа (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда «добавить поленья в горящий костер», т. е. подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его игре, напомнить, что итог может быть совершенно неожиданным; кроме того, сейчас можно подзадорить болельщиков или зрителей и т. д. Если в начале игры нарушение правил можно простить, то сейчас всякое нарушение должно быть четко отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.
3. Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «Еще два участника, и мы заканчиваем!»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. Это один из приемов, чтобы избежать момента, когда дети всем классом будут просить: «Ну давайте еще поиграем!»; это облегчит переход к другим видам деятельности.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 624;