Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации, как отрасли права и её место в системе российского права.


Из общей теории права известно, что единая система права в любой стиранее объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей системы права (наряду с уголовным, гражданским и др.) особое место занимает конституционное (государственное) право.

Для того, что бы выяснить понятия, предмет, метод, место конституционного права в системе российского права, необходимо, как и при исследовании любого общественного явления, выявить сущность, специфику, соотношение названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18 века. Это - спор между защитниками государственного права как выражения неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной стороны, и сторонниками конституционного права как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.

Государственное или конституционное право - это вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе[1], являлся дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного (конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В. Коток и А. Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В. Ф. Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том отношении, что предмет государственного (конституционного) права не является узко - юридическим. А. И. Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики[2]. В дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования государственной государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды. В течение 60-х, 70-х годов эти различия в основном приняли форму полемики сторонников «конституционного» и «государственного» права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о ёё названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения[3]. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер[4]. Они ссылались, в частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось так же о целесообразности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин[5].

Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют различные названия учебных курсов, учебников и учебных пособий, кафедр ВУЗов и подразделений научных заведений.

Приобретая характер «вечной», данная проблема по мнению Н. А. Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент, как отражение в наименовании отрасли названия её основного источника. В определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе имени отрасли и науки: государственное или конституционное[6].

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли. В частности В. А. Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В. А. Кикотя, спор о конституционном или государственном праве становится терминологическим и теряет значение, когда цивилизованное государство становится демократическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного конституционного права как самостоятельной отрасли.

Профессор Н. А. Михалёва, полемизируя с В. А. Кикотем, показала идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и систем институтов государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государственного права конституционного. Далее, она отметила, что дробление государственного права обесценит его содержание, которое в условиях демократизации государства и общества существенно меняется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остается органической составной частью государственно-правового регулирования.

Профессор И. П. Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным возобновлять спор о государственном или конституционном праве[7].

Итак, мнение о названии рассматриваемой отрасли разделились, в прочем так же, как в недалеком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит Н. А. Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н. А. Богданова видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением государства правового. Далее делается вывод: «Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права»[8].

В зарубежной практике называется еще один аргумент в выборе названия рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета во взаимосвязи государства и права[9]. Если первенствующая роль признается за государством, то соответствующая отрасль должна называться государственным правом. Нормативное же закрепление идеи правового государства, подчинения государства праву, верховенство конституции и закона, последовательное обеспечение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании отрасли - «конституционное право».

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль системы права термином «конституционное право».

Конечно, для Российской Федерации в современный период название отрасли «Конституционное право России» является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на высшем уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику[10]. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, так же рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «российское конституционное право» вполне обоснован, его допустимо и целесообразно и целесообразно использовать в наименовании соответствующих отрасли, науки, учебных курсов.

 

Итак, что же собой представляет конституционное право Российской Федерации? Чем отличается от других отраслей права?

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а так же те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования[11] или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию[12].

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с:

1. Установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах;

2. Установлением пределов государственной власти;

3. Гарантированием прав и свобод человека и гражданина.

Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской Федерации:

 



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3227;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.