Нидерландская школа.
Нидерландская школа была самой первой, самой крупной и влиятельной среди европейских композиторских школ. Нидерланды того времени – современная территория Голландии, Бельгии, Северо-Восточной Франции, Люксембурга. В Нидерландах впервые создаётся система профессионального обучения музыке в метризах (школы-приюты при соборах), из которых вышли многие композиторы. Традиционные жанры нидерландских мастеров – полифонические мессы, мотеты, многоголосные песни.
Полифоническая месса – ведущий жанр эпохи Возрождения. Месса – первая в истории европейской музыки крупная циклическая 5-частная форма. Различаются мессы с использованием cantus firmus (лат. главная, неизменная мелодия), и – в более поздних образцах – без него. Сantus firmus заимствовался из григорианских или светских мелодий, располагался чаще всего в теноре, выделялся нотами крупных длительностей.
Мотет эпохи Возрождения сильно отличался от средневековых мотетов. Вырабатывается музыкальное и текстовое единство: ради отчётливости слов авторы отказываются от сочетания разных текстов в разных голосах. Голоса становятся полифонически равноправными, что обусловлено распространением на мотеты техники имитации. Мотеты сочинялись для ансамбля солистов или хора a cappella (либо с инструментальным сопровождением). Строение мотетов свободное. Наиболее распространена мотетная форма из нескольких тематически неконтрастных (чаще родственных) построений, каждое из которых соответствует стихотворной строке. При этом способ изложения каждой следующей части может быть различным – имитационный, контрапунктический, аккордовый.
Представители нидерландской композиторской школы:
Гийом Дюфаи (ок. 1400 - 1474) – родоначальник нидерландской полифонии. В сочинениях Дюфаи установилось нормативное 4х-голосие.
Йоханнес Окегем (ок. 1425 - 1495) – выдающийся мастер контрапункта и имитации. Представление об изощрённой технике нидерландцев часто связывается с его именем (36 - голосный канон Окегема – сочетание четырёх 9-тиголосных канонов; «Месса любого тона», допускающая исполнение от разных ступеней звукоряда).
Якоб Обрехт (1450 - 1505). Широко использовал в своих сочинениях народные мелодии – в мессах, мотетах и др. Отсюда – жизненный, реалистичный характер творчества.
Жоскен Депре (ок. 1450 - 1521) - один из крупнейших полифонистов эпохи Возрождения. Способствовал освобождению музыкальной ткани от контрапунктической усложнённости. Одним из достижений было чисто ренессансное стремление выражать в музыке душевные движения (мотет «Плач памяти Окегема»).
Орландо Лассо (ок. 1532 - 1594) – величайший нидерландский полифонист II пол. 16 в. Лассо создал свыше 2000 светских и духовных произведений (мадригалы, вилланеллы, песни, мессы, магнификаты, мотеты, псалмы и др.), насыщенных глубоким и многообразным эмоционально-психологическим содержанием. Виртуозно владея приёмами полифонии строгого стиля, Лассо смело расширил её выразительные средства. Для его музыки характерны мелодическая насыщенность голосов, широкое использование народно-песенного тематизма, обращение к приёмам гомофонного письма. Одно из самых известных произведений Лассо – «Эхо».
Ян Питерс Свелинк (1562 - 1621) – основоположник одной из ведущих школ игры на органе. В органных произведениях - ричеркарах, каприччио, токкатах, фантазиях - отразилось его виртуозное исполнительское искусство. Полифонические сочинения Свелинка подготовили принципы фуги (полифония свободного стиля). Свелинка иногда называют последним великим нидерландцем.
Итальянская школа.
Итальянскаямузыкальная культура Возрождения ознаменована развитием:
© народно-бытовых и профессиональных жанров (лауда, фроттола, вилланелла, мадригал);
© инструментальной музыки (органной, клавирной и особенно музыки и исполнительства на струнно-смычковых инструментах);
© полифонии римской и венецианской школ.
Наиболее характерными жанрами музыкального искусства итальянского Возрождения были лауда, фроттола, вилланелла, мадригал.
Лауда - (итал. – «хвалебное песнопение») - итальянская духовная внелитургическая песня. Зачастую религиозный текст лауд сочетался с образами земных чувств и страстей. Лауда начинается рефреном, который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. лауды были одноголосны, в 15 в. появились 2-х, 3-хголосные лауды, в начале 16 века - 4-хголосные.
Фроттола – многоголосная (обычно 4-хголосная) песня гомофонного склада на светский текст и народно-бытовую мелодию. Круг образов обычно любовного характера.
Вилланелла (итал. villa – деревня, villa-nella – деревенская песня). Вилланеллы обычно 3-хголосны, гомофонного склада, с чертами танцевальности, в куплетно-строфической форме. Исполнялись a cappella или под аккомпанемент лютни. Одна из музыкальных особенностей вилланеллы – квинтовые параллелизмы.
Мадригал (итал. – песня на родном (материнском) языке) – музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, сложившийся в аристократических кругах. Обычное содержание текста мадригала – любовь во всём её многообразии (в том числе на фоне картин природы).
В 14 в. мадригалы создавались для 2-х – 3-х певческих голосов с ведущим верхним голосом.
В 15 в. мадригал исчез из композиторской практики и появился вновь в 16 в. как 4-х - 5-голосное вокальное сочинение a cappella, опирающееся на нормы полифонии "строгого стиля" (А. Вилларт, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо). Текстами служили популярные лирические стихи Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Т. Тассо. В 16 в. мадригал характеризуется свободой музыкальной композиции, которая проявлялась в различных направлениях: в отсутствии cantus firmus (все голоса сочиняются композитором), в уменьшении роли полифонии строгого стиля, в насыщении музыкальной ткани хроматизмами, привнесении звукокрасочных или эмоционально-подчёркнутых элементов. Свобода музыкальной композиции была следствием характерного для Возрождения стремления к яркому, подчас преувеличенному патетическому выражению личных мыслей и чувств.
Один из самых распространённых инструментов эпохи Возрождения – лютня. В Италии быстро развилась группа смычковых инструментов (виола, скрипка), что дало возможность извлекать сочную певучую кантилену, созданную по образу и подобию вокальной кантилены. В 15 в. появляются предшественники фортепиано - клавикорд и клавесин. Со II пол. 16 в. выдвигается плеяда выдающихся органистов (А. Вилларт, А. и Дж. Габриэли и др.).
На основе интенсивного развития народной музыки всё больше расцветала и композиторская музыка Возрождения. Наиболее влиятельными были венецианская и римская композиторские школы.
Венецианская композиторская школа:
© А. Вилларт (1480 - 1562),
© Андреа Габриэли (ок. 1510 - 1586) и его племянник Джованни Габриэли (ок. 1557 - 1613).
В многохорных композициях используют эффектные контрасты: антифонное пение (попеременное звучание 2-х хоров), противопоставление хора и инструментов, forte и piano. Дж. Габриэли впервые ввёл динамические обозначения. Показательны его «Священные симфонии», где мастер использует от 6 до 19 голосов в хоре и 17 инструментов, сопоставляя, чередуя и комбинируя при этом различные исполнительские составы.
В отличие от чистого вокального стиля римской школы, в Венеции культивировалось вокально-инструментальное многоголосие.
Римская композиторская школа:
© Джованни Палестрина (ок.1525 - 1594).
Его сочинения, написанные для хора a cappella, стали классическим образцом полифонии строгого стиля. Автор месс (ок. 100), мотетов (св. 370), магнификатов и др. Светская музыка представлена главным образом мадригалами (более 100).
Французская школа.
Наиболее характерным жанром французского музыкального гуманизма был chanson («песня»). В эпоху Возрождения это – жанр профессиональной полифонической музыки на светскую тематику (пасторальная, любовная, батальная). Характерна зависимость от народной мелодики, большое значение танцевальных ритмов. Масштабы шансон различны – от нескольких тактов до 40 страниц.
Наиболее выдающимся композитором французского Возрождения, крупнейшим мастером шансон был Клеман Жанекен (ок. 1475 - 1560). Им написано около 200 песен, среди которых наиболее известны жанровые программные: «Битва», «Охота», «Пение птиц», «Уличные выкрики Парижа» и др. Помимо песен Жанекен писал также мотеты, мессы.
Немецкая школа.
Очагами профессиональной музыки в эпоху Возрождения в Германии становятся придворные и соборные певческие капеллы и различные объединения немецких бюргеров.
В XVI веке в Германии наблюдается значительное развитие ренессансной полифонической культуры. Видными композиторами-полифонистами были: Генрих Изаак, Генрих Финк, Иоганн Вальтер. Вершина немецкой музыки периода Возрождения – творчество Людвига Зенфля (1492 - 1555) - крупнейшего немецкого полифониста XVI века.
Однако в целом, немецкие композиторы эпохи Возрождения не достигли уровня итальянской и нидерландской полифонических школ.
Значительное развитие в XV-XVI вв. получило искусство мейстерзингеров (нем. – мастер пения) - немецких поэтов-певцов из цехов ремесленников. «Мастера пения» не были музыкантами профессионалами – каждый из членов «музыкального цеха» был по профессии ремесленником: башмачником, жестянщиком и т.п. В члены объединения мастеров пения входили только верхушечные слои бюргерства, цеховые мастера. Искусство мейстерзанга пришло на смену миннезангу.
Творчество мейстерзингеров было строго регламентировано особыми сводами правил («Табулатурой»), выработанных певческими обществами. Музыкально-поэтические образы – религиозно-поэтические, бытовые, прославление музыкально-поэтического искусства. Напевы были обязательно одноголосными и далёкими от народной музыки. Регламентировалось количество слогов стихотворного текста, точно перечислялись случаи, когда можно было ввести украшения, избирать определённый лад, задерживаться на определённом тоне и т.д.
Славились объединения мейстерзингеров в Майнце, Аугсбурге, Нюрнберге (наиболее яркий представитель нюрнбергской певческой школы – Ганс Сакс). В опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867) Р. Вагнер прославил их искусство, но высмеял узкий цеховой педантизм певческих корпораций.
В начале XVI в. возникает движение немецкой Реформации – битвы против феодализма и католицизма (протестантизм). В музыке идеология Реформации отразилась в протестантском хорале.
Протестантский хорал – первоначально одноголосное хоровое пение духовного протестантского текста на немецком языке. Являлся переработкой немецких народных песен, напевов мейстерзингеров, католических гимнов и секвенций.
Характерные музыкально-выразительные средства:
Ø близость народнопесенным интонациям,
Ø мерный ритм ровными длительностями с остановками на ферматах,
Ø строгое одноголосие,
Ø церковные (натуральные) лады.
Протестантский хорал широко использовали в своём творчестве Г. Шютц и, особенно, И.С. Бах.
Английская школа.
Основа развития музыки Англии – народное творчество и связанная с ним композиторско-профессиональная деятельность.
Представители английской композиторской школы:
Данстейпл (1390 - 1453)– величайший полифонист I пол. XV века. Сыграл важную роль в становлении нидерландской полифонической школы.
Уильям Бёрд (1543 - 1623) – родоначальник английского мадригала и вёрджинальной музыки. Писал мессы, мотеты, антемы (вокально-инструментальные произведения на духовный сюжет на английском языке).
Джон Дауленд (1562 - 1626) – представитель вокальной лирики гомофонного стиля (для того времени новаторского).
Джон Буль (1562 - 1628) – композитор-вёрджиналист.
Гиббонс (1583 - 1625) – последний крупный английский мастер-полифонист.
Вёрджинал (англ. virginal) - род небольшого клавесина, распространённый в Англии и Нидерландах в 16-17 вв. У. Бёрд, Дж. Булл и др. - создатели вёрджинальной исполнительской школы. Вёрджинал был особенно популярен среди женщин-любительниц музыки (возможно, отсюда название: лат. virginis - женщина, девушка).
Английских вёрджиналистов объединяет:
§ обращение к народной мелодике, свободная её трактовка (в духе фантазии),
§ реалистичность музыкального содержания,
§ богатство вариационной техники,
§ использование приёма имитации.
Испанская школа.
Профессиональное музыкальное искусство Испании формировалось медленно и постепенно, и было тесно связано с народным творчеством. Одним из популярнейших народных жанров был романс.
Романс (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин "романс" возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском ("романском") языке, рассчитанное на музыкальное исполнение.
Среди профессиональных жанров был широко распространён вильянсико (подобный итальянкой вилланелле) – песенный жанр на народной основе.
Романсы и вильянсико сопровождались игрой на виуэле (предшественница гитары), позже – гитаре. Было распространено и органное искусство. Крупнейшим органистом Испании был слепой от рождения Антонио де Кабесон (1510 - 1566).
Испания также знаменита своими темпераментными танцами – канто фламенко, фанданго (группа песен и танцев Южной Испании, а также стиль их исполнения). Хореография танцев представляет собой любовную пантомиму, сопровождающуюся пением под аккомпанемент гитары и кастаньет.
Вершиной католической музыки XVI века является творчество крупнейшего испанского композитора-полифониста Томасо Викториа, прозванного «испанским Палестриной».
Тем не менее, выдающееся мировое значение испанской музыкальной культуры определила в большей мере народная музыка, нежели профессиональная.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 559;