Развитие системы подготовки кадров специалистов и квалифицированных рабочих
В 1928 году был взят курс на ускоренную подготовку специалистов, сокращенные сроки обучения и узкую специализацию. Это привело к значительному снижению качества обучения.
С 1935 года начались изменения в высшей школе:
- 29 декабря 1935 года Постановлением ВЦИКа и СНК были введены обязательные вступительные экзамены;
- вместо коллективной введена индивидуальная ответственность за обучение – в 1936 году вводятся переводные экзамены и выпускные государственные с выдачей диплома;
- бригадно- лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским;
- отменены партийные мобилизации на учебу в ВУЗы («парттысячники»);
- отменено бронирование мест для женщин;
- сняты социальные ограничения при приеме в ВУЗы;
- упразднены рабфаки;
- для повышения ответственности и роли преподавателя в учебном процессе декретом СНК 1934 года установлены ученые степени и звания.
К 1940 году в стране действовало 150 тысяч школ, 3780 техникумов и 820 ВУЗов в более, чем 100 городах страны. По числу учащихся и студентов (более 800 тыс.) СССР вышел на первое место в мире.
К 1 января 1941 года в стране было 908 тыс. специалистов с высшим образованием (более ½ - из рабочих и крестьян). Численность интеллигенции достигла 14 млн.человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и сренее специальное образование. Значительным оставался удельный вес практиков, т.е.специалистов без необходимого образования, занимавшихся умственным трудом. Интеллигенция стала однотипной в социально-экономическом и идейно-политическом отношении. Конституция 1936 года провозгласила ее «трудовой» и «полноправной частью общества», но власть рассматривала ее как «прослойку», стоящую на третьем месте после рабочихи крестьян по своему социальному статусу.
Наука в СССР
Значительные успехи были достигнуты советской наукой и техникой, главным направлением развития которых были народно-хозяйственные нужды. Главным научным центром была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 года размещены во всех союзных республиках. В стране было 1800 НИИ, в которых работало 98 тыс. сотрудников.
Благодаря геологам А.Е. Ферсману и В.А.Обручеву были разведаны новые месторождения железных и молибденовых руд, нефтяные месторождения.
Огромное значение для развития мировой медицины имели работы Бурденко Н., Вишневского А., Орбели Л., Юдина С.
В области физиологии до самой смерти в 1936 г. продолжал работать Павлов И.П.
Больших успехов достиг селекционер Мичурин И.В., ставший почётным членом Академии наук, создавший более 300 видов растений. На базе его питомника в 1934 г. была создана Центральная генетическая лаборатория.
Н.И. Вавилов был главой Всесоюзного института растениеводства, Института генетики и Всесоюзного географического общества, и собрал мировую коллекцию растений (около 200.000 образцов). Вавилов внёс огромный вклад в разработку новых наук: генетики (науку о законах наследственности) и селекции (науку о сортовыведении). В 1932 году Лондонское Королевское общество избрало его своим членом.
Брат Н.И. Вавилова, Сергей Вавилов, возглавил Физический институт при Академии наук СССР, где проводил изучение света при малой яркости световых потоков. Именно под его руководством Павел Ал. Черешков открыл свечение электронов, движущихся в веществе со скоростью, близкой к скорости света (эффект Черешкова, когда гамма-лучи дают голубое свечение в жидкости). В 1958 г. Черешков получил за это Нобелевскую премию.
Больших успехов достиг Келдыш Мстислав Всевол.(1911 – 1978 гг.), ставший в 27 лет доктором математических наук, а в 32 года член – корреспондентом АН СССР. С 1931 г. он начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где вёл успешные работы по предотвращению разрушения самолётов. В 1946 г. Келдыш совместно с Королёвым и Курчатовым был руководителем ракетно-ядерного проекта.
Сергей Павл. Королёв (1906 – 1966 г.) и его группа изучения реактивного движения (ГИРД) ещё в 1933 г. запустили первую советскую жидкостную ракету.
Игорь Вас. Курчатов организовал и возглавил Институт атомной энергии. В 1939 г. соорудил первый советский циклотрон, а в 1946 г. запустил первый в Европе ядерный реактор. Стал одним из руководителей советского ядерного проекта. В 1949 г. руководил испытаниями первой атомной бомбы, был одним из авторов водородного оружия.
Физик Абрам Фёдорович Иоффе (1880 – 1960 гг.)до революции в 1903 – 1906 гг. работал ассистентом известного немецкого физика Рентгена В. В 1918 г. вместе с Неменовым М.И. основал Рентгенологический институт. В 1921 – 1950 гг. возглавил Физико-технический институт. В 1931 г. обратил внимание на важность изучения полупроводников как новых материалов для электроники, создал новую область полупроводниковой техники. В 1950 г. во время компании против «космополитизма» был снят с поста директора. Именно Иоффе в 1942 г. рекомендовал назначить Курчатова научным руководителем атомного проекта.
Основателем физики низких температур и сильных магнитных полей был академик (1939 г.) Пётр Леонидович Капица. После смерти первой жены и малолетних детей в 1921 г. при помощи Горького выехал в Кэмбридж (Англия), стал сотрудником Э. Резерфорда, директором его первой лаборатории. Когда в 1934 г. он в очередной раз приехал в СССР с новой семьёй, их выездные визы были ликвидированы, он вынужден был остаться в СССР. Резерфорд, смирившись с потерей талантливого сотрудника, позволил советским властям закупить оборудование лаборатории. В 1936 г. возглавил Институт физических проблем Академии наук. Когда в 1938 г. по подозрению в шпионаже в пользу Германии был арестован его друг Ландау, Капица добился его освобождения. В 1945 г. был смещён с поста директора и в течение 8 лет находился под домашним арестом. В 1955 г. восстановлен в должности директора института и находился на нём до конца жизни (1984 г.). Был одним из создателей Новосибирского Академгородка.
Лев Давидович Ландау был одним из авторов теории сверхтекучести, основанной на магнитных свойствах свободных электронов. В 1929 – 1931 гг. находился в научной командировке, где сдружился с Бором Н. С 1937 г. работал у Капицы.
Академик Сергей Вас. Лебедев был крупнейшим специалистом в области органической химии. В 1932 г. создал первую в мире промышленную установку для производства синтетического каучука. В связи с этим страна отказалась от импортного очень дорогого природного каучука. За успехи в развитии резинотехнической промышленности он одним из первых получил орден Ленина.
Серьёзных успехов достигла советская авиационная промышленность. В 1933 году началосьизучение стартосферы. Первый советский стратостат без экипажа поднялся на высоту 19 км, второй – «Осовиахим – 1» (с экипажем) в 1934 году – на высоту 22 км. Правда, экипаж погиб.
В июле 1933 года О.Ю. Шмидт начал научную экспедицию через Северный Ледовитый океан из Мурманска во Владивосток на корабле «Челюскин». В феврале 1934 года корабль попал в ледовое сжатие в Чукотском море и затонул. 104 человека оказались на дрейфующей льдине («лагерь Шмидта»). В апреле они были сняты со льдины группой летчиков Водопьянова (летчики стали первыми Героями Советского Союза).
В июне 1937 года на самолёте АНТ-24 экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова, пролетев расстояние более 10.000 км, совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс: Москва – Портленд (США), в июле того же года экипаж Громова, Юмашева, Данилина – беспосадочный перелёт через Северный полюс: Москва – Сан-Джастино (мексиканская граница США). В 1938 году летчицы Гризодубова, Осипенко, Раскова проложили воздушную трассу Москва – Дальний Восток. В июле 1937 г. был открыт канал Москва – Волга. Таким образом, в предвоенные десятилетия достижения советской науки и техники носили яркий пропагандистский характер.
Развитие гуманитарных наук тормозила атмосфера идеологического контроля. После смерти Покровского М.Н. в 1932 г. началось забвение его трудов (за период с 1918 г. по 1932 г. – свыше 600).
Крупным исследователем русского средневековья был Черепнин Лев Влад.(1905 – 1977 г.). Осенью 1925 г. он закончил МГУ, но уже в ноябре 1930 г. был арестован по делу «академиков». Восстановлен на преподавательской работе в Московском историко-архивном институте лишь в 1942 г. Реабилитирован в 1956 г. Известен трудами по проблемам образования и развития РЦГ, по истории Земских соборов, историографии, архивному делу.
Докторская диссертация (1939 г.) по Русской Правде принадлежала Тихомирову Мих. Ник. Наряду с источниковедением, большое внимание Михаил Николаевич уделял палеографии, исторической географии, истории государственных учреждений. Широко известны его труды по истории Куликовской битвы, «Слова о полку Игореве», о начале книгопечатания и творчестве Андрея Рублёва.
В центре научных интересов Грекова Б. Дм.(1882 – 1953 гг.) было средневековое крестьянство и феодальное хозяйство. Именно он разработал в сер. 1930-ых гг. первую советскую обобщённую концепцию «вотчинного» феодализма. Итогом работы стали монографии «Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времён до XVII в.».Многие годы Борис Дмитриевич возглавлял Институт истории АН СССР, Институт славяноведения.
Социально-экономическая история России XVII в. нашла свое отражение в трудах Веселовского Степана Бор.
Серьёзным специалистом в области отечественной истории XIX в. была Нечкина Милица Вас.(1899 – 1985 гг.). Её научный интерес касался творчества Пушкина, Грибоедова в свете освободительного движения, проблем движения декабристов.
Декабристы и проблемы государственной деревни этого периода нашли отражение в работах Дружинина Ник. Мих.
Содержание реформ 60 – 70-ых гг. исследовал Зайончковский Пётр Андреевич.
Советская история открыла новую тематику. Участник гражданской войны, комиссар 1-го конного корпуса в 1920 г., академик (1946 г.) Минц Исаак Израилевич разработал проблемы истории Октябрьской революции и гражданской войны.
Первой женщиной-академиком была Панкратова Анна Мих. (1897 – 1957 гг.). Её перу принадлежали работы по изучению истории российского пролетариата, профсоюзного движения, советской дипломатии.
Проблемами всеобщей истории занимались Виппер Роберт Юрьевич(1859 – 1954 гг.) и Тарле Евгений Викторович (1874 – 1955 гг.).
Литература, живопись, кинематограф, театр
Развитие литературы и искусства определялось Постановлением ЦК ВКП (б) 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»: ликвидированы многочисленные творческие объединения, начат процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштабов.
В 1934 г. были созданы «Союз писателей» и «Союз художников», в 1938 г. – государственные «Союз композиторов» и «Союз архитекторов». Управление было строго централизовано Всесоюзным комитетом по делам искусства при СНК. Первый Всесоюзный съезд писателей в августе 1934 г. во главе с Горьким (вернулся в СССР в 1931 году) начал интенсивное внедрение метода «социалистического реализма» в сознание общества: сочетание исторической конкретности художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся в «духе социализма». В литературе господствовали сочинения, наполненные искренним чувством революционного оптимизма («Страна Муравия» Твардовского А., 1936 г.; автобиографическая повесть «Как закалялась сталь» Островского Н. (1935 г.), которую тот надиктовал, ослепнув в 24 года в результате последствий от ранения в голову в годы гражданской войны). О воздействии социалистических отношений на внутренний мир человека писал Катаев В. («Белеет парус одинокий», 1936 г.), Паустовский. В драматургии начался расцвет произведений, связанных с именем Ленина («Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» Погодина). Использование идеологизированного подхода к литературе нанесло и серьёзный вред литературному процессу. На глазах скудел диапазон художественных средств, стали исчезать такие жанры как сатира, фантастика. В сознании людей стал укрепляться принцип двоемыслия: одно – для себя, другое – в официальной обстановке. Возникла новая тематика «производственной» прозы. В романах и повестях 1930-ых гг. Гладкова Ф. «Энергия», Шагинян М. «Гидроцентраль», Крымова Ю. «Танкер «Дербент»», Катаева В. «Время, вперёд!» объектом изображения стали производственные отношения рабочих и крестьян. На фоне панорам преобразования жизни создавался образ нового героя современности – организатора трудовых свершений.
Иное искусство вынуждено было уйти в подполье, многое осталось ненапечатанным. Среди отвергнутого остались «Реквием» Ахматовой, дневники Пришвина, стихи Клюева и Клычкова, сочинения абсурдистов Введенского и Хармса, необычная проза Вагинова и Добычина. Многоплановую картину предреволюционной жизни воссоздал Горький в романе «Жизнь Клима Самгина», который также не получил официальное признание.
Лирических стихов в 1930-ые годы было опубликовано мало. Зато расцвёл жанр массовой песни: Исаковский М. – «Катюша», «И кто его знает», Лебедев-Кумач – «Песня о Родине», «Весёлый ветер», Светлов М. «Песня о Каховке».
В это время активно развивался исторический жанр. Были созданы романы Толстого А. «Пётр Первый», Тынянова Ю. «Смерть Вазир-Мухтара», Сергеева-Ценского С. «Севастопольская страда», Новикова-Прибоя А. «Цусима». Большую известность получила трилогия В. Яна («Чингисхан», «Батый», 1942 г., «К последнему морю», 1944 г.).
Тогда же начался расцвет детской литературы. Одним из создателей детских произведений был Самуил Маршак («Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»), Сергей Михалков («Дядя Стёпа», 1935 г.), Алексей Толстой («Золотой ключик», 1936 г.). Агния Барто («Мячик»), Лев Кассиль («Дорогие мои мальчики») также продолжали писать о детстве.
Сатирическое творчество продолжали Ильф и Петров («Золотой телёнок», 1931 г.). Своими фельетонами прославился М. Кольцов («Одноэтажная Америка», 1936 г.). Пьесы Шварца («Дракон») пытались развить проблемы воспитания человека.
В соответствие с официальной идеологией, живопись 30-х годов тяготела к монументализму. Наиболее последовательным представителем был Б. Иогансон («Допрос коммунистов»), А. Пластов («Колхозный праздник»). В искусстве 1930-ых гг. можно выделить и Петрова-Водкина, и Кончаловского, и Корина, и Сарьяна, но «признанными» стали Дейнека, Иогансон, Пименов.
В портретном жанре работает Нестеров, который, расставшись с церковной тематикой, создал портрет скульптора Шадра, хирурга Юдина. Собственным путём в живопись вошёл его ученик Павел Корин, который освоил как жанровый портрет («Художники Кукрыниксы», от сокращения фамилий Куприянов, Крылов, Николай Соколов), так и монументальное творчество (триптих «А. Невский», 1942 г., «Д. Донской»). В портретном жанре продолжил работу Игорь Грабарь.
Тяготение к монументальности проявилось и в довоенной скульптуре. В рамках социалистического реализма появилось немало «псевдоклассических» работ, которые служили делу официальной идеологии. Венцом монументальной пропаганды должен был стать Дворец Советов, планируемый на месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя. В эскизном варианте 1934 г. общая высота здания составляла 415 метров, которую увенчивала статуя Ленина. Однако удалось только выкопать котлован, но почвы оказались непригодны и на его месте построили открытый бассейн «Динамо». Эта тенденция к монументализму скульптуры 1930 – 40-х гг. нашла отражение в работах «Рабочий и колхозница» В. Мухина (1937 г.), «Сеятель» Шадра, памятник Островскому в Москве Н. Андреева. В 30-ые гг. стал работать представитель нового поколения ваятелей – Н. Томский (памятник Кирову в Ленинграде (1938 г.). Толчком для нового этапа в области монументальной скульптуры стало открытие ВДНХ в Москве. Мастера из каждой республики получили возможность реализовать свои искания в национальной форме.
Представителем академического направления в скульптуре стал М. Минизер, создавший свыше 40 памятников в образах своих современников. В камерном жанре портрета по-прежнему работал талантливый скульптор-психолог Лебедев С.Д.
В 1930-ые гг. продолжается активное строительство городов, особенно Москвы. В архитектуре соперничали два направления: конструктивизм и традиционализм. Это объяснялось эволюцией архитектуры от демократических идеалов к отражению побед социализма. В духе конструктивизма работали архитекторы Л. Руднев и В. Мунц (здание Военной академии им. Фрунзе), архитектор А. Лангман (Дом Совета труда и обороны (ныне здание Государственной думы), Власов (здание ВЦСПС в Москве). В ряду новаторских сооружений этого направления – станции Московского метрополитена (1935 г.): ст. Кировская (арх. Колли, 1935 г.), ст. Новокузнецкая (арх. Таранов и Быков, 1943 г.), ст. Крымский мост (арх. Константинов, Власов, Якобсон).
Традиционализм, победивший в конце 30-ых гг., ориентировался на возрождение классических форм. Постепенно именно это направление стало главным мерилом сталинской архитектуры. Направление объединило парадность, детали классического декора, колонны, треугольный фронтон, гранит в качестве строительного материала (станция метро «Динамо», арх. Лихтенберг, здание Северного речного вокзала в Химках, архитектор Рухлядьев).
Более разнообразной оставалась музыкальная жизнь. С 1933 г. стали проводиться Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей, на которых заявили о себе Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Яков Флиер. В 30-е годы появились новые оперы, навеянные современной тематикой: «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «В бурю» Т. Хренникова, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского. Значительное место в творческом наследии заняли песни Ис. Дунаевского. Он сочинил музыку к 28-и фильмам («Цирк», «Волга-Волга», «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта») и написал такие песни, как «Ой, цветёт калина...», «Каким ты был...». Дунаевский ещё в 1924 г. создал первый балет «Отдых Фавна», 12-ть оперетт («Вольный ветер», «Белая акация»), музыку к 30-и спектаклям.
Огромный вклад в развитие музыкального творчества внёс автор музыки Государственного гимна (1943 г.), песен «Священная война» (1941 г.), «Песня Победы» (1945 г.) Александров А.Вас., который с 1928 по 1946 г. возглавлял Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии. Большой популярностью пользовались произведения Василия Соловьёва-Седого: балет «Тарас Бульба», оперетта «Верный друг», песни «Подмосковные вечера», «В путь». Сергей Прокофьев внёс свой вклад в расцвет советского музыкального творчества, создав оперы «Война и мир», «Дуэнья», «Повесть о настоящем человеке», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», музыку к кино «Иван Грозный». Большой резонанс имели произведения Д. Шостаковича, которого в 1934 г. подвергли критике за «отсутствие песенности» в опере «Леди Макбет Мценского уезда». Он же создал балет «Золотой век», гимн РСФСР в 1945 г., музыку к кинофильмам «Юность Максима», «Возвращение Максима». Его 7-ая (Ленинградская) симфония впервые была исполнена 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде.
Особой популярностью пользовался Л.О. Утёсов, который в 1929 г. создал первый театрализованный джаз под маркой Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Его коллектив отлично сыграл в кинофильме «Весёлые ребята», получил заслуженное признание. Не была забыта и русская песня. Народной любимицей стала Л. Русланова. Визитной карточкой Руслановой стали песни «Валенки», «Златые горы», «Вот мчится тройка удалая». В этот же период расцветает творчество романтической певицы Клавдии Шульженко и кумиров сцены Ивана Козловского и Сергея Лемешева.
Социалистический реализм последовательно утверждается и в театре. Отвечая идеологическим воззрениям, артисты работают над воплощением образа Ленина, в частности талантливо преуспел в этом Щукин Б., Штраух М. Многие артисты искренне были и в передаче образов простых людей, не только современного, но и классического звучания. Это – Игорь Ильинский, артист Малого театра, артист Василий Качалов (Шверубович), который был первым исполнителем роли Трофимова («Вишнёвый сад») и Барона («На дне»), Алиса Коонен – жена режиссёра Таирова, игравшая в Камерном театре, Иван Москвин, с 1898 г. актер МХАТ.
Большую известность получили имена режиссёров Таирова А., Станиславского К. и Мейерхольда Вс. Судьба некоторых оказалась печальна. Так, Всеволод Мейерхольд после закрытия в 1938 г. своего Революционного театра остался без работы. Новое время не нуждалось в революционных экспериментах. Ему пришёл на помощь бывший художественный противник Станиславский. Он пригласил Мейерхольда на работу в качестве режиссёра. Однако, спустя несколько месяцев, Станиславский скончался.
Кинематограф сыграла большую роль в воспитании чувства патриотизма советских людей. На первом месте были историко-революционные фильмы, известные по пьесам «Человек с ружьём» (режиссёр С. Юткевич), «Ленин в Октябре» (режиссёр М. Ромм), «Депутат Балтики» (режиссёры Зархи А. и Хейфиц И.). Далее шли фильмы, посвящённые формированию человека нового поколения: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Экк Н.), кинотрилогия о Максиме (реж. Козинцев), «Валерий Чкалов» (реж. Калатозов). Широкую популярность имели режиссёры советских комедий («Весёлые ребята», «Волга-Волга», реж. Гр. Александров, «Свинарка и пастух», реж. И.Пырьев). С экранов не сходили фильмы историко-героической тематики: «Чапаев» (бр. Васильевых, в главной роли Б. Бабочкин), «Александр Невский» (С. Эйзенштейн). Советская кинематография 30-х годов обогатилась именами артистов Ладыниной М., Орловой Л.(жены Григория Александрова), Крючкова Н.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 364;