Историческая наука. Общественная мысль. Философия
Закончилось выделение специальных исторических дисциплин, получивших самостоятельное развитие: археологии, этнографии, археографии.
В Крыму раскопки вели археологи Дюбрюкс и Стемпковский. Уваров Алексей Сергеевич (1825 – 1884 гг.), сын министра просвещения С.С. Уварова, основатель Русского и Московского археологических обществ, Исторического музея в Москве, раскопал в 1850-ые гг. свыше 700 курганов на территории Владимирской губернии.
В 1837 году была открыта Археографическая комиссия при министерстве народного просвещения, которая собирала и публиковала письменные источники.
В 1830 году был открыт курган скифского вождя IV в. до н.э. Куль-Оба, а в 1845 году в Неаполе Скифском близ Симферополя был открыт царский саркофаг.
В XIX в. сформировались основные исторические школы: вторая пол. XVIII в.-первая пол. XIX в. – рационалистическая (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин), скептическая (М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой), вторая пол. XIX в. – государственная (юридическая – К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).
В начале XIX века завершилось развитие дворянской историографии.
Ещё В.Н. Татищев в «Истории России с самых древнейших времен» впервые в отечественной историографии сформулировал общую периодизацию отечественной истории и опубликовал широкий список источников. Он исходил из политического идеала сильной монархической власти. По этой периодизации выделялось четыре этапа:
1. 862 – 1132 гг. – период «единовластия киевских князей»;
2. 1132 – 1462 гг. – «удельный период»;
3. 1462 – 1505 гг. – период «восстановление единой монархии»;
4. 1505 – 1721 г. – период «укрепление монархии при Петре Великом».
Огромный вклад в изучение российской истории в XIX в. внес Н.М. Карамзин.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826 гг.) родился в семье симбирского помещика. Учился в частном пансионе в Москве. После кратковременной военной службы в Петербурге и пребывания в Симбирске переселился в Москву. Сотрудничал в журнале Н.И. Новикова, сблизился с масонами. В 1803 году он был официально назначен Александром I государственным историографом и стал одним из основоположниковрационалистической школы.
Историю Карамзин рассматривал как результат человеческих деяний, основу которых составляет борьба просвещения с невежеством.
В молодости он придерживался западнических взглядов, был сторонником европеизации России Петром, в зрелом возрасте стал поборником своеобразия исторического пути России. В основе его представлений о движущих силах истории лежала деятельность великих людей. Будучи монархистом, большое внимание уделял деятельности российских князей и московских царей, но не уделял большого внимания социально-экономической истории. Свою теорию условно называл «утешительной системой». В соответствии с ней история России – это история самодержавия и нравственного самосовершенствования людей.
Свой главный труд «История государства Российского» (1818 – 1829 гг.) Карамзин посвятил Александру I. Об этой книге Пушкин говорил, что «Карамзин открыл Древнюю Россию, как Колумб Америку».
Особенности Карамзина как дворянского историографа:
1) последовательный монархизм;
2) дифференцированная характеристика форм государства;
3) постановка вопроса об исторической обусловленности возникновения Русского единого государства;
4) огромная источниковедческая база
В первой половине XIX века зародилась новая буржуазная историография. Она связана с именами профессоров Московского университета Погодина, Грановского и Соловьева.
Михаил Петрович Погодин (1800 – 1875 гг.) - историк, писатель и журналист. Сын крепостного домоправителя, отпущенного на волю с семьёй в 1806 г. за усердную службу. После окончания гимназии в 1818 г. поступил на словесное отделение МУ, окончив его в 1821 г. со степенью кандидата. В 1827 – 1820 гг. стоял во главе журнала «Московский вестник», не имевшего успеха у публики. Известность получил после выхода в свет в 1832 г. «Марфы Посадницы». Одновременно в 1825 г. защитил диссертацию «О происхождении Руси», получив степень магистра русской истории, в 1841 г. стал академиком. В 1841 – 1856 гг. вместе с С.П. Шевырёвым редактировал журнал «Москвитянин». Высказывал славянофильские взгляды, но не был славянофилом. Был приверженцем теории «официальной народности», но III отделение вело за ним наблюдение.
Погодин - сторонник «антинорманской теории», «безуказной» теории возникновения крепостного права. Он поставил под сомнение виновность Бориса Годунова в смерти сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Тщательное изучение первоисточников привело его к признанию самобытности русского народа. Самостоятельной исторической концепции Погодин не имел, не шёл далее частных выводов, его место в истории неоднозначно. Он опубликовал исторические сочинения Посошкова, Псковскую летопись, установил источники Начальной летописи. Создал крупнейшую частную коллекцию в России – «Древлехранилище» (до 2 тысяч рукописей, 800 старопечатных книг, до 5 тысяч подлинных грамот, автографов, 200 икон, 2 тысячи монет и медалей), которую продал в 1852 году государству за 150 тыс. рублей.
В 40-50-е гг. взгляды Погодина эволюционизируют в сторону охранительного направления:
1) определяющую роль в истории играют монарх и государство;
2) функции народа сводятся к «призванию» или «избранию» царя;
3) история России начинается с началом государства;
4) определяющую роль в развитии русского народа сыграли внешние силы.
Под влиянием Чаадаева в буржуазной историографии выделились два направления – славянофильское (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) и западническое (Соловьёв, Грановский).
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855 гг.) родился в дворянской семье чиновника, получил домашнее образование, бегло читал и говорил по-французски. В 18 лет (1831 г.) поступил на государственную службу в МИД, но уже в 1832 году стал студентом историко-философского факультета Петербургского университета. Входил в кружок Станкевича. В 1836 году был командирован за границу для подготовки к профессорскому званию. После завершения образования переехал в Москву. С 1839 года работал на кафедре всеобщей истории, имел огромное влияние на студенчество. Возглавлял кружок московских западников.
Грановский - норманист. Он видел прогресс в нравственном совершенствовании людей, в распространении идей просвещения. Заложил основу русской медиевистики (средневековья). Как Погодин, так и Грановский оказали огромное влияние на формирование другого крупного историка середины XIX века Соловьёва.
Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879 гг.) родился в семье священника, увлекся историей и уже к 13 годам 13 раз прочел историю Карамзина. В 1833 году отец выписал его из духовного звания и определил в первую московскую гимназию. Окончив ее с отличием, он в 1838 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета МУ. Огромное влияние на него оказали лекции Погодина и Грановского. Погодин, став академиком в 1841 году, защитил диссертацию «о происхождении Руси» и исповедовал славянофильские взгляды, к тому же он был защитником «теории официальной народности» Уварова. Все это вместе оказало определенное влияние на Соловьева. За успехи в обучении он был оставлен на преподавательской работе и уже в 1847 году защитил докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Вскоре был назначен преподавателем истории великого князя и выбран деканом уже историко-филологического факультета. В 1871 – 1877 гг. – ректор Московского университета.
Соловьев - автор теории «органического развития». Он стремился не делить историю на отдельные периоды, а соединять их. Всю русскую историю представлял как органически стройный переход от родового быта (родовая собственность), где роль личности определялось её местом в роду, через вотчинный уклад (семейную собственность) к государственному укладу (единоначалие).
Важная веха в творчестве Соловьёва – «Публичные чтения о Петре Великом» (1872 г.), в которых автор доказательнее высказал свою прежнюю мысль о том, что Пётр I был традиционным деятелем и в своей работе «великого реформатора» руководствовался традициями Московской Руси. Под влиянием его трудов началась разработка истории допетровской Руси, показывающая, что она не была азиатски косным государством, а шла к реформам ещё до Петра Великого. С 1851 по 1879 гг. было издано 29 томов «Истории России с древнейших времен» (успел довести до 1774 г.). Творчество Соловьёва занимает особое место в историографии середины – 2-ой пол. XIX в.
Соловьев воспитал 12 детей, отличался огромной трудоспособностью, но в отличие от Погодина стал западником по примеру другого своего учителя—Грановского.
Особенности славянофильского направления сводились к тому, что противопоставление народа и государства окрашивалось в романтические тона, на первый план выдвигалась абстрактная «национальная идея», которая предопределяла историю славян и народов Западной Европы.
Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860 гг.) – историк, лингвист, поэт. Сын русского писателя и критика выходца из старинного дворянского рода С.Т. Аксакова. Детство провел в отцовских имениях. С 1826 года учился на словесном отделении Московского университета, входил в кружок Станкевича.
Аксаков – сторонник патриархальной Руси написал ряд работ («Сочинения исторические»), направленных против взглядов Соловьёва. Основные положения критики: политическая история Европы принадлежит государству, подчинённому отдельной личности. Общественная жизнь в России протекает в общине, в «миру». В её основе лежит своеобразное «народное начало», «дух» - национальная идея, которая противостоит «индивидуалистическому началу», поэтому она находится за пределами европейского развития. Так за русским народом сохранилась земская самостоятельность, заключающаяся в своеобразном взаимодействии государственного и земского начала.
Иван Дмитриевич Беляев (1810 – 1873 гг.) – автор трудов по истории русского крестьянства, права, военного дела, летописания. Попытался создать цельную систематическую историю крестьянской общины. Идеализировал её как народный институт, противостоящий государству. Собрал коллекцию древнерусских летописей.
Михаил Трофимович Каченовский (1775 – 1842 гг.) – историк и литературный критик, с 1837 года ректор Московского униыверситета. Будучи редактором «Вестника Европы» (1818 – 1819 гг.), подверг критике «Историю государства Российского» Карамзина. Основные положения сводились к следующему: отсутствовала научная критика источников со стороны автора монографии, пристрастие к морализаторству, повторение исторической концепции Щербатова. Один из основателей т.н. «скептической школы»: подвергал сомнению достоверность древнейших письменных источников, требовал сравнительного анализа не только текста источника, но и соответствия его историческому развитию общества, и не только русского.
Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846 гг.) – историк, журналист, критик. Сторонник конституционной монархии. В противовес Карамзину подготовил 6-томную «Историю русского народа», в которой подчёркивал органическое развитие народного начала, упор делал на историю народа. В качестве исторических источников привлекал памятники народного творчества. Рассуждениям о достоинствах и недостатках русских князей и царей противопоставлял раскрытие внутренних закономерностей исторического процесса. Однако ввиду недостаточных знаний не смог создать цельной системы.
Николай Герасимович Устрялов (1805 – 1870 гг.) – автор исторических работ, написанных в охранительном духе: и восхваляющих царствование Николая I: «Курс русской истории», «История царствования Петра Великого», «Сказание о Дмитрии Самозванце».
Центрами развитияфилософиив первой половине века были университеты и духовные академии.
Представители мистицизма(А.Ф. Лабзин, М.М. Сперанский), стремясь проложить путь для светской мысли, критиковали Церковь, рассуждая об «универсальном», т.е. надцерковном христианстве, либо о «внутренней Церкви».
Приверженцами натурфилософииФ. Шеллинга – учения о познании законов развития общества через познание законов природы – были Д.М. Велланский, А.И. Галич и др.
Направление эстетического гуманизма (сентиментализма)представляли Н.М. Карамзин и В.А. Жуковский.
К религиозным философамможно причислить П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова.
В 1823 году в Москве возник кружок «Общество любомудрия» во главе с В.Ф. Одоевским, члены которого (И.В. Киреевский, М.П. Погодин и др.) увлекались изучением философии, в первую очередь немецкой (Шеллинга, Гегеля, Канта).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 480;