Закон исключённого третьего.
Закон исключённого третьего тесно связан с законом противоречия. Он действует в пределах закона противоречия и конкретизирует его. Можно сказать, где действует закон исключенного третьего, там действует и закон противоречия, но не наоборот. Закон противоречия запрещает одновременную истинность противоположных суждений, но допускает их одновременную ложность. Закон исключенного третьего также запрещает одновременную истинность, но при этом он запрещает и одновременную ложность противоречащих суждений. В этом и заключается сужение, конкретизация действия закона противоречия в законе исключённого третьего. Мы видим, что объектом регулирования первого закона являются отношения противоположности, а второго - отношения противоречия. Приходится признать некоторую терминологическую неадекватность (почти каламбурную) в том, что отношения противоположности (куда, конечно, входят и противоречия) регулирует закон противоречия (непротиворечия), а отношения собственно противоречия - закон исключённого третьего. Но так уж сложилось использование данных терминов в логике.
Отношение противоречия не случайно называют крайней противоположностью. В таком определении важно и указание на родовую принадлежность как проявление противоположности и указание на видовое отличие - крайняя. В чем проявляется эта крайность?
В познавательном процессе человек нередко сталкивается с необходимостью отражения и фиксации в языке того факта, что вещи или свойства, при отвлечении от их объективного изменения, существуют или не существуют, что свойства присущи вещам или не присущи. Отражая эту объективную сторону действительности, закон утверждает, что у любого предмета не может одновременно присутствовать и отсутствовать один и тот же признак. Поэтому в тех случаях, где имеет место крайняя противоположность и, следовательно, применим закон исключённого третьего, рассуждения необходимо доводить до определённых утверждений или отрицаний, в итоге чего истинным должно быть одно из двух отрицающих друг друга высказываний. Символически этот закон выражается формулой: а у7а, которая читается: а или не а.
Такая трактовка данного закона восходит к словам Аристотеля: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». Эта же мысль представлена Аристотелем и в более сжатой форме: «О чём бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание...». И в той и в другой формулировке закон исключённого третьего ориентирует на то, что истину в любом случае надлежит искать среди двух суждений, из которых одно представляет собой отрицание другого. Из этого положения следует и то, что закон исключённого третьего нельзя абсолютизировать. Он применим лишь к таким ситуациям, где выбор осуществляется из двух альтернатив, сформулированных в противоречащих суждениях.
С учётом отмеченного ограничения действия закон исключённого третьего имеет не меньшую значимость для корректности наших рассуждений, чем первые два закона. Он лежит в основании различных видов умозаключений, в основе различных видов косвенных доказательств, где устанавливается ложность противоречащего доказываемому тезису положения. Именно на основании закона исключенного третьего мы заключаем об истинности доказываемого тезиса в его отношении к антитезису.
Особое место закон исключённого третьего занимает в области права. Многие положения уголовного закона сформулированы по принципу этого закона. Так, в соответствии со ст. 7 УК РФ уголовной ответственности подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. С точки зрения закона исключённого третьего, это положение означает: или будет установлено виновное лицо в совершении предусмотренного законом общественно опасного деяния, или основания уголовной ответственности отсутствуют. Как отмечал известный юрист П.С. Пороховщиков, «...в суде нет произвольной отсрочки. Виновен или нет? Ответить надо». Здесь нет места третьему суждению, какие-либо иные варианты суждений при данных обстоятельствах исключены.
Закон исключённого третьего имеет большое значение в правоприменительной деятельности. В юридических решениях, используя формулу «или - или», приходится искать ясные и недвусмысленные решения. Например, от решения вопроса о том, является данное лицо субъектом должностного преступления или нет, часто зависит, будет ли содеянное квалифицировано как должностное или как общеуголовное преступление.
Естественно, что сам по себе закон исключённого третьего не может «подсказать», какое из двух противоречивых суждений истинное, а какое ложное. Этот вопрос решается практикой, устанавливающей соответствие или несоответствие суждений объективной действительности. Он только ограничивает круг исследования истины двумя взаимно исключающими альтернативами и способствует формально правильному разрешению возникшего противоречия. Именно поэтому для установления ложности, например, общего утверждения необязательно проверять весь круг явлений, о которых идет речь. В этом случае достаточно привести истинное частноотрицательное суждение, чтобы опровергнуть общее утверждение (см. отношения противоречия по логическому квадрату) и таким образом найти правильный путь решения проблемы.
Закон исключённого третьего указывает на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого и требует отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле: или «да», или «нет». Юрист, например, должен решать дело по форме «или-или»: данный факт либо установлен, либо не установлен; обвиняемый либо виновен, либо не виновен.
Согласно этому закону, необходимо уточнять наши понятия, чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы. Например: «Является ли данное деяние преступлением или оно не является преступлением?» Если бы понятие «преступление» не было точно определено, то на этот вопрос невозможно было бы ответить.
Закон исключённого третьего, как и закон противоречия, не отрицает того, что вещи меняются, а состояния одного и того же предмета могут переходить одно в другое. Он требует лишь в целях определённости вывода провести хотя бы условную грань между одним состоянием (этапом) и другим, между а и не-а. Иначе окружающая действительность приобретает совершенно произвольный вид.
Таким образом, закон исключённого третьего, не рассматривая самих противоречий объективного мира, не допускает признания одновременно истинными или одновременно ложными двух противоречащих друг другу суждений. Это и составляет его важную роль для теоретической и практической деятельности юриста.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1669;