Тема 30. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры и театра


Творчество В.В. Растрелли, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д. Кваренги

 

В начале XVIII века продолжается развитие основного архитектурного стиля – барокко (с итальянского – «вычурный»). Однако в первой четверти века он стал называться не «нарышкинским», а «петровским». Расцвет этого стиля выпадает на 40-50-е гг., тогда, когда на Западе угасала его последняя ступень – рококо. Этот стиль в России не нашел применения.

Основными чертами «петровского» барокко были:

1) обязательное наличие ордера – определенной художественной системы, разработанной еще в Древней Греции;

2) рационализм;

3) симметричность;

4) использование богатого горизонтального декора4

5) монументальность.

Наиболее ярко этот стиль воплотился в Санкт-Петербурге. С 1714 года Петр I запретил повсюду, кроме этого города, каменное строительство. Все каменных дел мастера были обязаны работать только здесь. Запрет просуществовал до Анны Иоанновны. Первые монументы, построенные в стиле «петровского» барокко, были возведены иностранными зодчими.

Доменико Трезини (1670 – 1734гг.)приехал в Россию из Швейцарии еще в 1703 году. Он создал Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости. Собор, сооруженный в 1712 – 1733 гг. и теперь выглядит необычно для православного храма. У здания нет апсид, главенствует не купол, а шпиль колокольни. Но, в то же время, именно такое построение станет любимым мотивом петербургской архитектуры. Трезини же стал автором первого каменного правительственного сооружения – здания двенадцати коллегий, но, в отличие от первоначального плана, здание под прямым углом, оказалось развернутым к Неве. Причиной стала алчность Меншикова, занявшего под строительство своего дворца больше места. Строительство здания коллегий было начато в 1722 году и закончено только в 1734. В 1710-1714 гг. Трезини в Летнем саду построил Летний дворец Петра, который тот подарил своей жене Екатерине. До 1714 года Доминико был единственным специалистом в Петербурге.

В 1710 – 1727 гг. иностранные мастера Шедель и Фонтана соорудили знаменитый Меншиковский дворец на Васильевском острове. В 1732 – 1740 гг. архитектор Иван Бланк перестроил его.

Именно Васильевский остров по плану француза Леблона должен был стать центром города. Однако, вопреки этим планам, центр переместился на левый берег Невы, на Адмиралтейскую сторону. Именно здесь в 1704 году было построено первое деревянное здание адмиралтейства. Только при Анне Иоанновне это здание было увенчано Адмиралтейской иглой.

В области градостроительства начался переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны:

- геометрическая правильность, симметричность;

- установление единых правил и приемов застройки улиц;

- определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Образец – Санкт-Петербург, вслед за которым началась регулярная планировка старых русских городов. В 1762 году была создана специальная комиссия, составившая более 400 генеральных планов перестройки русских городов.

Москва также подверглась архитектурным изменениям. В 1704 – 1707 году Иван Зарудный построил Меншикову башню. Ее шпиль и привезенные из Англии часы, в которых играли 50 колоколов, стали новыми достопримечательностями Москвы. При Анне Иоанновне здесь начался расцвет архитектуры. По ее приказу уже в 1730 году были установлены фонари уличного освещения.

Памятником деревянного зодчества был Кижский ансамбль на Онежском озере с 22-главой Преображенской церковью.

Расцвет барокко приходится на период правления Елизаветы Петровны. В это время в Петербурге работают отец и сын Бартоломео Карло (1675 – 1744 гг.) и Франческо Бартоломео Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич) (1700 – 1771 гг.), приехавшие в Россию в 1716 году. Старший Растрелли занимался скульптурой (статуя Анны с арапчонком), а младший стал крупнейшим архитектором середины XVIII века. После обучения за границей, в 1731 году, он вернулся в Россию. По заказу Анны Иоанновны он строит ей дворец и парк в Москве, в Митаве – дворец Бирона. Апогеем творчества Растрелли стали: ансамбль Смольного монастыря (1748 – 1757) (императрица Елизавета собиралась в старости уйти в монастырь – по ее заказу строят «монастырь-дворец»), Зимний дворец (1754 – 1762 г). Франческо много работал в окрестностях столицы. Им построен Екатерининский или Большой дворец в Царском Селе (1752 – 1757), а также Большой дворец в Петергофе. В своих сооружениях Растрелли никогда не использовал округленных углов. Зимний дворец имел фасады, украшенные колоннами, которые как бы объединяли второй и третий этажи, несмотря на то, что дворец был двухъярусный. Нижний – тяжеловесный, а верхний – парадный, легкий. Особое внимание архитектор уделял организации внутреннего пространства. Зимний дворец был настоящим городом, в котором можно было и принять иностранных послов, и помолиться и посмотреть театр, и отдохнуть. При этом автор ценил богатый декор, резьбу, лепку и обилие зеркал. Классическим для барокко Растрелли стало сочетание голубого и белого цветов с позолотой. В 1757 году Растрелли разработал проект Гостиного двора на Невском проспекте, но петербургские купцы отказались финансировать строительство из-за его дороговизны. Угасание барокко вынудило Растрелли в 1764 году покинуть Россию.

Замечательным представителем московского барокко был князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719 – 1774 гг.). Став городским архитектором Москвы, он создал Красные ворота (1753 – 1757), построил Кузнецкий мост через реку Неглинную (1754 - 1757), создал пятиярусную колокольню в Троице-Сергиевом монастыре высотой 84 метра (1741 – 1750, разобрана в 1928 году). Именно ученики Ухтомского стали представителями нового направления в архитектуре.

С 60-х гг. XVIII века до 40-х гг. XIX века в архитектуре господствует классицизм. Причиной появления нового стиля стало разложение феодально-крепостнических порядков, когда в условиях роста городского населения возникла потребность в простых и экономичных постройках. При этом, в условиях «просвещенного абсолютизма» и расширения контактов с Западной Европой, особую роль сыграли раскопки Помпей, начавшиеся в 1748 году, значительно расширившие знания об античности.

Основными чертами классицизма были:

1) простота и симметричность;

2) геометрические планы;

3) применение портиков с треугольным фронтоном, колоннад и строгих прямоугольных окон с минифронтонами в виде наличников.

Русское искусство во второй половине XVIII века развивалось параллельно европейскому, но, если там наблюдался второй всплеск, получивший название неоклассицизма, в России весь этот стиль назывался классицизм.

В целом, выделяются три периода развития классицизма:

1) 1760 – 1780 гг. – ранний классицизм, сочетавший черты барокко и классицизма, особенно при строительстве общественных зданий;

2) 1780 – 1800 гг. – строгий классицизм, при котором господствовали только элементы этого стиля, особенно в городских дворцах и усадебных постройках;

3) 1800 – 1840 гг. – высокий классицизм, когда этот стиль утрачивает свое господство.

Крупнейшими мастерами раннего классицизма в Петербурге были: прибывший из Италии по приглашению гетмана Малороссии К. Разумовского в 1752 году Антонио Ринальди (1710 – 1794 гг.) – придворный архитектор Екатерины II, соорудивший в Петербурге Мраморный дворец (1768 - 1785) между Невой и Марсовым полем, а в Ораниенбауме - дворец Петра III, павильон «Катальная Горка» (1762 - 1774) с крышей в виде колокольчика и Китайский дворец (1762 - 1768); приехавший в 1759 году из Франции Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729 – 1780 гг.), построивший Малый Эрмитаж (1764 - 1767), присоединенный в 1767 году к Зимнему дворцу, а также Гостиный двор (1761 - 1785); Георг (Юрий Матвеевич) Фельтен (1730 – 1801 гг.), в стиле неоготики построивший Чесменскую церковь и Чесменский дворец (1777 - 1780), а в классическом стиле решетку Летнего сада (1783 - 1784) и Старый (Большой) Эрмитаж (1771-1787); Александр Филиппович Кокоринов (1726 – 1772 гг.), начавший строительство здания Академии Художеств (1763 – 1788).

В Москве в стиле раннего классицизма работал Василий Иванович Баженов (1737 – 1799 гг.). Он был сыном церковного певчего, учился в гимназии Московского университета. С 20 лет работал на строительстве дворцов помощником архитектора, а затем, от Академии Художеств, был отправлен во Францию и Италию. Там он получил дипломы Французской Академии архитектуры, Флорентийской и Болонской Академий и звание профессора Римской Академии. В 1765 году он вернулся в Россию, избран членом Петербургской Академии Художеств, после чего переехал в Москву. Однако здесь практически все его начинания оказались незавершенными. В 1767 году он начал проектировать перестройку Кремля в классическом стиле. В 1773 году проект Большого Кремлевского дворца был готов и одобрен Екатериной, а 1 июня того же года даже заложен первый камень. Но, из-за «пугачевщины», начало строительства было отложено. Баженов создал проект перестройки села Черная Грязь в загородную резиденцию Екатерины – село Царицыно. На осуществление замысла зодчего ушло 10 лет (1775 - 1785). Но здание псевдоготического стиля не понравилось императрице, так как, по ее мнению, было похоже на монастырь или тюрьму. Официальным же поводом разбора дворца в мае 1786 года объявлено масонство придворного архитектора, вместо которого был назначен М.Ф. Казаков. Таким образом, в Москве остались два наиболее значительных произведения Баженова: дом дворянина и откупщика Пашкова, расположенный на холме почти напротив Кремля – в центре трехэтажный корпус с портиком, к которому раньше вела длинная лестница, наверху располагается открытая площадка – бельведер, а по краям – пристройки. В Петербурге для Павла Баженов в 1797 году начал строить Михайловский инженерный замок, названный по имени архангела Михаила, которому посвящена замковая церковь (Баженов не успел достроить, закончил строительство в 1800 году итальянец Винченцо Бренна (1745 – 1820 гг.)).

Представителем петербургского строгого классицизма был Джакомо Кваренги (1744 – 1817 гг.), проводник идей известного архитектора Андрео Палладио, приехавший в Россию в 1779 году уже зрелым мастером. В основу «палладианства», как ветви классицизма лежал принцип соединения здания с окружающей природой. В основе строгого классицизма лежало правило геометрических фигур: центральный корпус здания соединялся с боковыми флигелями посредством галереи. Так построены здания Смольного института рядом со Смольным монастырем и Академии наук на набережной Невы (1806 - 1808), Английский дворец в Петергофе (1781 - 1794) и Александровский дворец в Царском Селе (1792 - 1796).

В этом же стиле Николаем Александровичем Львовым (1751 – 1803 гг.) построены Преображенский дворец в Галиче на берегу Черного моря для Мальтийского ордена и Почтамт в Петербурге (1782 - 1789). Представителем строгого классицизма был Иван Егорович Старов (1745 – 1808 гг.) – автор Таврического дворца Потемкина (1783 - 1789), собора Алексанро-Невской лавры (1778 - 1790). Он же создал классический тип дворянской усадьбы: желтый фасад с белыми колоннами и сформированный внутренний дворик. Освобожденные от службы дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков в помещичьих усадьбах.

В 1779 году в Россию прибыл английский архитектор шотландец Чарльз Камерон (1730 – 1812 гг.). Им построены «Висячий сад» и «Камеронова галерея» в Царском Селе (1779 - 1793) и ансамбль Павловска – резиденции Павла I. Для построек Камерона характерны изящество и отделка интерьеров.

Преемником Баженова стал Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812 гг.), получивший от Екатерины титул придворного архитектора в 1786 году. Он был сыном среднего чиновника, учился живописи и архитектуре в России, долгое время работал под началом Баженова. Его лучшими работами в Москве считаются: здание Сената в Кремле (1776 -1787), здание Благородного собрания с Колонным залом, церковь Голицынской больницы и сама больница (1796 - 1801), Петровский Путевой дворец (1775-1782), построенный для остановки императорского двора во время въезда в Москву на коронацию в Успенском соборе (назван так потому, что построен на землях, принадлежавших Петровскому монастырю). От Баженова Казаков принял и архитектурную школу, которая с 1805 года стала называться архитектурным училищем. Жемчужиной его творчества стало «П» - образное здание Московского университета на Моховой улице (1786 - 1793). После пожара 1812 года оно в 1817 – 1819 гг. было перестроено Д.И. Жилярди. Во время Отечественной войны, Казаков, находившийся в Рязани, был потрясен известием о том, что все его здания сгорели, и от переживаний умер.

Особенностью русской архитектуры второй половины века стало развитие ансамблевой застройки не только в столицах, но и в губернских и уездных городах. В центре всегда находились административные здания – губернаторский дом, здание суда, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

 

Творчество Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, И.П. Аргунова

 

До начала XVIII века в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. О решительном переходе к традициям светской культуры свидетельствовали новые черты в живописи:

1) обратную перспективу сменила прямая;

2) человеческое тело стало изображаться с учетом анатомии;

3) появилась светская монументальная роспись в форме панно и плафонов;

4) наступил расцвет портретной живописи.

Главным направлением портретной живописи стало восприятие человека как личности с особым внутренним миром. Существовало несколько разновидностей портрета: камерный (небольшой по формату), парадный, одинарный или двойной, в полный рост и по грудь.

В первой четверти XVIII века появляются первые портреты петровского времени. Андрей Матвеевич Матвеев (1701 - 1739)первым нарисовал автопортрет – «Автопортрет с женой» (1729).

Иван Никитич Никитин (1690 – 1742 гг.)учился за границей, стал придворным живописцем, создав портрет дочери и сестры Петра Анны Петровны и Натальи Алексеевны (1715), а также «Портрет Петра на смертном одре» (1725). На картине не мертвец, а почивший государственный муж. Его же кисти принадлежит «Портрет напольного гетмана», где изображен один из представителей казачьей элиты, а также несколько батальных полотен с изображение Полтавской и Куликовской битв.

Портретом Петра I (1721) Никитин заложил традиции русского портретного искусства: отсутствие аксессуаров, выделение лица из окружающего сумрака (зритель с глазу на глаз с героем портрета).

Кроме русских мастеров работали и иностранцы: Иоганн Тоннауэр («Петр в Полтавской битве»), Луи Каравак («Портрет Анны Иоанновны в коронационном платье»).

Во второй половине XVIII века в живописи начинается новый этап ее развития. Это связано с совершенствованием искусства портрета, а также развитием новых жанров, прежде почти отсутствовавших (пейзажи, бытовые зарисовки). Господствующим стилем становится классицизм. Для этого стиля в живописи характерно:

1) использование античных и мифологических сюжетов;

2) изображения людей в античных одеждах с элементами античной обстановки.

К середине века относятся работы портретистов: Ивана Вишнякова («Портрет Анны Леопольдовны» (1742-1746) и «Портрет Сары Фермор» (дочери начальника канцелярии) (1749)); академика Академии Художеств, главного живописца Синода Алексея Петровича Антропова (1716 – 1795)(«Портрет статс-дамы Измайловой» и камерный портрет Петра III) (характерное для живописи барокко богатство цвета).

Бывший крепостной графа Шереметева Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802 гг.) написал «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», портрет Екатерины II для Сената, а также портреты всех Шереметевых. Аргунов был мастером парадного портрета, воплощавшего свое представление о красоте.

С началом господства классицизма совпало и творчество трех величай ших русских мастеров – Рокотова, Левицкого и Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808 гг.), крепостной князя Репнина, при покровительстве И.И. Шувалова был принят учеником в Академию Художеств. Получив в 1765 году звание академика, Рокотов переехал в Москву. Его кисти принадлежат портреты Екатерины II (в полный рост, в профиль, на фоне красивой обстановки) (1762), литератора Василия Майкова, но самым известным стал портрет Александры Петровны Струйской. Лицо этой молодой дамы поразительно вступало в контраст с глазами умной и зрелой женщины.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822 гг.)родился в семье священника, научившего его рисовать, в Миргороде на Украине. Будучи проездом в тех краях, Алексей Антропов обратил внимание на одаренного юношу и определил его на учебу в Киев. После этого Левицкий переехал в Москву, где вскоре стал модным художником. Настоящий успех ему принес «Портрет архитектора Кокоринова» (1770). После этого он стал преподавателем в Академии Художеств. Пытаясь реализовать идею Бецкого «вырастить новую породу людей», Левицкий по заказу императрицы Екатерины создал ряд портретов девушек-смолянок, в частности портрет Маши Дьяковой – невесты друга художника поэта Николая Львова. Интересен и аллегорический портрет промышленника-мецената Прокопия Афанасьевича Демидова, много сделавшего для воспитания детей. Демидов изображен в домашнем халате, с ночным колпаком на голове, держащим лейку под рукой. Он стоит на фоне оранжереи и цветника, подчеркивающих аллегорию на благотворительную деятельность героя. В 1773 – 1774 году Левицкий написал «Портрет Дени Дидро» в время его приезда в Россию. Философ изображен не замкнутым кабинетным ученым, а общительным человеком, обращенным к невидимому собеседнику.

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825 гг.)– земляк Левицкого, только родился в семье казака. Карьеру художника начал как иконописец, но во время крымского путешествия Екатерины в 1787 году был замечен. Императрица посоветовала ему поступить е в Академию Художеств. Он так и сделал, но закончить не смог. Однако его работы пользовались большой популярностью. В отличие от предыдущих мастеров, наряду с чертами классицизма, в его работах наметился переход к сентиментализму. Особо художнику удавались женские камерные портреты. Наиболее известны портреты Орловой и М. Лопухиной. На последнем, написанном в 1797 году, изображена молодая девушка в античном одеянии в мечтательной позе на фоне деревьев, колосьев и роз. Однако ее поза, изящный наклон головы и глаза передавали глубокий внутренний мир героини. За портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1796) Боровиковский получил звание академика, хотя императрица изображена, как пожилая дама с собачкой. Из мужских портретов можно выделить портреты вице-канцлера Куракина, сенатора Державина и императора Павла I в костюме рыцаря Мальтийского ордена.

Родоначальником пейзажа был Семен Федорович Щедрин (1745 – 1804 гг.). Он изобразил парковый ландшафт пригородов Петербурга. В этом же жанре работал Иванов, писавший виды Крыма и Грузии.

Первые картины в историческом жанре были созданы Антоном Павловичем Лосенко – «Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой», а также Григорием Ивановичем Угрюмовым– «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани».

В жанре бытовой живописи работал крепостной художник Михаил Шибанов. Его кисти принадлежат картины из крестьянской жизни – «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Таким образом, искусство второй половины века положило начало переходу к реалистической живописи.

 

Ф. И. Шубин

 

В скульптуре отсутствовали какие-либо традиции. Тем не менее, в XVIII веке она достигла значительных успехов. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью садово-парковых комплексов, триумфальных арок, ворот, возводимых в честь побед русского оружия. Новым явлением стало развитие скульптурного портрета.

Это было связано с приездом в Россию в 1716 году Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744 гг.). Именно он создал бронзовые бюсты Меншикова (1716), Петра Великого (сделана с восковой маски с лица) (1723). В 1724 году он отлил первый памятник Петру I, который лишь в 1800 году был установлен Павлом I в Михайловском замке. Однако наиболее известной работой стала созданная в 1741 году портретная статуя Анны Иоанновны в натуральную величину с пажом-арапчонком. Фигура тучной императрицы, довлеющая над хрупким пажом, олицетворяла аллегорию мощи Российской империи. Всем произведениям Растрелли присущи эмоциональная приподнятость, энергия, мощь.

Выдающимся скульптором второй половины века, ведущим мастером портретной пластики раннего классицизма, стал земляк Ломоносова Федот Иванович Шубин (1740 – 1805 гг.). Он прошел тяжелый жизненный путь, напоминающий биографию Михаила Васильевича. В 1773 году он стал членом Академии Художеств и создал интересные портреты современников. Шубин никогда не льстил «моделям», пытаясь отразить их индивидуальность. Даже Павла I он изобразил без прикрас, изобразив и курносый нос, и шишковатый лоб, и выпуклые глаза императора. Портрет Ломоносова (1792) – изображение пожилого, лысеющего человека с высоким лбом мыслителя и задумчивым взглядом. Заказывали свои портреты Шубину Потемкин и Румянцев. Однако в конце века заказчики требовали создания не реальных скульптур, а аллегорических на историческую и мифологическую тематику. Знаменитый скульптор остался без работы и умер в нищете. На его надгробии сделана эпитафия: «И под его рукою мрамор дышит».

В отличие от него сделал карьеру на этом поприще Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802 гг.). Он создал статую Екатерины II в образе Минервы (1785), памятник Суворову на Марсовом поле в Петербурге (1801), статую «Самсон, раздирающий пасть льва» (1801-1802) в Петергофе. Творения Козловского проникнуты характерными для русского классицизма просветительскими идеями и яркой эмоциональностью.

Также успешен был и один из мастеров зрелого русского классицизма Феодосий Федорович Щедрин (1751 – 1825 гг.), брат художника семена Щедрина, создавший статую Венеры (1792) и скульптурные изображения «Морские нимфы, несущие глобус» (1812-1813)у Адмиралтейства.

Вместе с русскими мастерами работал и француз Этьенн Морис Фальконе (1716 – 1791 гг.). В 1764 году Екатерина II обратилась к русскому послу во Франции Дмитрию Голицыну с просьбой подобрать модного скульптора для создания памятника Петру I.По совету Дени Дидро был выбран работавший в духе раннего классицизма Фальконе. Он прибыл в Россию в 1766 году вместе с помощницей девятнадцатилетней Мари Анн Коло. Они 16 лет работали над созданием памятника. Скульптор решил изобразить императора на коне, вставшем на дыбы. Для того, чтобы решить эту сложную задачу, использовалась огромная монолитная гранитная глыба «Гром-камень» и три точки опоры для конной фигуры. Мари Анн изготовила голову скульптуры Петра I, став соавтором Фальконе. Символизм памятника достаточно прост. «Гром-камень» олицетворял трудности, стоящие перед императором России. Поднятый на дыбы конь – быстрый скачок к цивилизации. Змей – побежденные Петром враги. Указующий перст «Медного всадника» (1766-1782) - направление движения России к процветанию. Из нескольких вариантов надписи к памятнику Екатерина утвердила вариант Г.Р. Державина: «Петру I – Екатерина II».

 

Ф.Г. Волков

 

С середины XVIII века театр вторгается в широкую культурную жизнь. Наряду с любительскими театрами развивается профессиональное театральное искусство. 30 августа 1756 года по указу Елизаветы Петровны в Петербурге был создан первый профессиональный «Русский для представления трагедий и комедий театр» во главе с директором А.П. Сумароковым и руководителем труппы (а также актером, режиссером и декоратором) Ф.Г. Волковым. Именно Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763 гг.), сын костромского купца, считается «отцом русского театра» (В.Г. Белинский). Еще в январе 1750 года, по его инициативе, был создан театр в Ярославле. Обладая большим организаторским талантом, выпускник СГЛА Волков собрал вокруг себя единомышленников – меценатов и актеров. В 1752 году ярославские артисты были вызваны в Петербург. Первый спектакль по пьесе Сумарокова был показан 5 февраля 1757 года. Под театр был отдан «Российский комедиантский дом». В год на содержание театра из казны выдавалось 5 тыс. рублей, из них 1 тыс. – жалованье Сумарокова. В труппе вначале было 7 актеров-мужчин. Они же играли и женские роли. Но вскоре жены актеров стали актрисами. Волков показал себя как великий актер, но во время маскарада «Торжествующая Минерва» в феврале 1763 года в Москве по случаю коронации Екатерины простудился и через два месяца умер.

Наряду с этим театром насчитывается немало крепостных помещичьих театров.В конце века их было 155, из них в Москве – 53, в Петербурге – 27. Особенно славились театры князей Юсуповых в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Кускове и Останкино. В 1776 году начал свою деятельность московский Большой театр, в котором по инициативе московского губернского прокурора объединили музыкантов, певцов и балерин. В 1779 году открылся частный театр в Царицыном лугу под руководством знаменитого актера Дмитриевского. В историю театрального искусства вошли имена балерины Татьяны Шлыковой-Гранатовой и актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой.

Прасковья Ивановна Ковалева (1768 – 1803 гг.)была дочерью крепостного кузнеца у графа П.Б. Шереметева. Семи лет была взята в господский дом, как артистка дебютировала в 11 лет. Через год выступила в главной роли под новой фамилией – Жемчугова. Позже она стала оперной певицей, драматической актрисой, играла на клавесине, арфе, свободно писала и читала по-французски и итальянски. В 1798 году ее хозяин Н.П. Шереметев дал ей вольную, а в 1801 году женился на ней.

Опера долгое время оставалась ведущим музыкальным жанром. 26 августа 1772 года в Царском селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» Михаила Ивановича Попова (1742 – 1790.), в которой ее автор рассказывал о трудной жизни крепостных. На музыку Василия Алексеевича Пашкевича (1742 – 1797 гг.) Екатерина II написала стихи, создав целую музыкальную пьесу «Начальное правление Олега». Популярностью пользовалась написанная в 1779 году М.М. Соколовским опера «Мельник, колдун, обманщик и сват».

В 1773 году в Москве было основано балетное училище, а в 1779 – театральное училище в Петербурге.

Музыка XVIII века освободилась от религиозной зависимости и сформулировала собственную композиционную школу. Наиболее видными представителями отечественной музыки были Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800 гг.) (опера «Орфей»), Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825 гг.) (оперы «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник») и Михаил Сергеевич Березовский. Характерными чертами их произведений были демократизм, использование народных сюжетов. Появились сборники народных песен. Русская песня превратилась в камерный лирический жанр. Российская музыкальная школа получила и международное признание. Фомин и Березовский получили звание академиков Болонской Академии музыки.

 

Изменения в быту населения

 

За XVIII век значительно изменился быт населения России. Он стал носить более светский и европеизированный характер и более дифференцированный даже в рамках одного сословия.

Начало коренным изменениям было положено Петром I: в 1696 году устроены первые светские празднества с участием мужчин и женщин – ассамблея по случаю взятия Азова, в 1698 – брадобритие, в 1700 – обязательное ношение европейского платья, в 1702 – замена смотрин обручением, в 1717 году – введение правил этикета, в 1724 – запрещены браки по принуждению.

После освобождения дворян от обязательной службы, они строят усадьбы, разбивают парки, сады, устраивают балы, охоту. Им подражают богатые промышленники и купцы: они тоже заводят дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей, поэтов, зодчих и художников. Но основная масса вела праздную жизнь.

Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского двора. Интерьеры многочисленных дворцов были богато украшены вычурными мраморными лестницами, лепными узорами, расписными потолками, позолотой. По приказу Екатерины для Г.Г. Орлова был построен Мраморный дворец, а для Г.А. Потемкина – Таврический (он был выкуплен у князя за 600000 рублей, а затем ему же и подарен).

Дома простых горожан и крестьян по-прежнему были деревянными. Правда в городах появляется нумерация домов по улицам (раньше она была общей: рядом с номером 24 мог находиться дом 3532).

Мода на иностранные наряды вошла у дворян в привычку. Сначала выписывали платья и камзолы из Европы, а затем стали приглашать иностранных модельеров в Петербург. После Французской революции парижские модистки-эмигрантки стали открыватьв России свои магазины и мастерские. Дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Сверху надевался кафтан из бархата или шелка. Рукава украшали золотым шитьем и жемчугом. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на высоком каблуке. Их пряжки богато украшались, даже бриллиантами.

Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости, также богато украшенные. В обязательном порядке светские дамы и кавалеры носили напудренные парики («львиные гривы» или «крысиные хвосты»). Непременным атрибутом дамского наряда был корсет.

Мелкопоместным дворянам и чиновникам роскошь знати была недоступна. Поэтому они старались следовать моде в фасонах одежды.

В питании у богатой и зажиточной части населения появились новые лакомства из Европы: сосиски, котлеты, колбасы. Нарушена прежняя система «раздельного» питания: блюда стали готовить, смешивая различные ингредиенты. Повара, особенно иностранцы, стали весьма уважаемой группой населения. Повар-француз Оливье изобрел рецепт известного всей Европе салата – «русского».

Вельможи собирали коллекции живописи, скульптуры, редких рукописей, открывали музеи и театры. Чиновники богатели за счет взяток. Об этом В. Капнист писал с иронией: «…на что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать…»

Но европеизация коснулась только быт «верхов», что позволяет сделать вывод о наличии двух культур в России. Кроме того, быт всех слоев населения оставался под воздействием религиозного и национального факторов.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 385;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.