Тема 15. Социальные движения в XVII веке


 

Основные этапы и черты антиправительственных выступлений «Бунташного века»

 

Современники назвали XVII век «бунташным» из-за обострения классовой борьбы. Причинами были:

1) рост государственных налогов в связи с постоянными войнами;

2) усиление феодальной эксплуатации, завершением оформления крепостного права;

3) преобразования в политической (формирование абсолютизма) и религиозной (реформа Никона) сферах.;

4) усиление приказной волокиты в государственном аппарате;

5) попытки ограничения казачьей вольности.

За 20 лет (1630 – 1650 гг.) произошли 30 восстаний в России (21 из них в 1648 – 1650 гг.)..

Особенностями антиправительственных выступлений XVII века были:

1) сочетание недовольства в социально-экономической и религиозно-политической сферах;

2) участие всех слоев населения, подготовившее почву для введения абсолютизма.

В XVII веке можно выделить четыре этапа антиправительственных выступлений:

1) Смута – народные выступления носили характер гражданской войны и ставили целью передачи престола «доброму, справедливому» царю;

2) городские восстания 1-ой половины века, связанные с усилением экономического давления государства на посадских людей;

3) высшая точка – движение Степана Разина – наиболее организованное и масштабное, ставившее целью уничтожение феодального строя;

3) раскольничьи бунты, как слияние социального и религиозного протеста против установления абсолютистского режима.

 

 

Городские восстания в Москве, Новгороде и Пскове

 

В 1632 – 1634 гг. было «балашовское движение» на окраинах страны: казацко-крестьянское войско Ивана Балаша, не имевшее единой цели и плохо организованное было разбито правительственными войсками.

В 1634 году произошли волнения в столице в связи с частыми поборами и скоплением в Голутвенной слободе большого числа холопов. Брошены войска. Волнения прекратились.

В марте 1636 года в Китай-городе произошел пожар. Беднота начала громить лавки богатых торговцев и их дворы, открывала тюрьмы. Участников погромов жгли огнем и заковывали в цепи.

Особенный подъем наблюдался в конце 40-х гг.. Причиной его стало словами В.О. Ключевского: «рать заела казну» (потребность казны в деньгах на содержание государственного аппарата и армии).

В 1648 году вспыхнул «Соляной бунт», вызванный попытками сбора недоимок за стрелецкие и ямские деньги, замененные в 1646 – 1647 гг. «соляной пошлиной». Цены на соль взлетели, что привело к массовой порче продуктов, взрыву заболеваемости и контрабандной добыче соли. Не получив выгоды, государство в 1647 году отменяет пошлину. Это привело к задержкам выплаты жалованья. Чтобы избежать недовольства служилых, решено взыскать недоимки по налогам за 3 года, что нанесло удар по «черным слободам». Посадские стали бежать из городов, недовольные освобождением от уплат жителей «белых слобод». Собранные на сборы дворяне волновались из-за бегства туда же крестьян. Ситуация обострялась и в связи с нежеланием верхушки правительства во главе с Б.И. Морозовым считаться с интересами дворян, требовавших введения бессрочного сыска беглых, и купцов, страдавших от засилья иностранцев. Кроме того, вслух ругали чиновников-взяточников, особенно начальника Земского приказа дьяка Леонтия Плещеева.

1 июня 1648 года царю, возвращавшемуся с богомолья, толпа челобитчиков, окружившая карету, пыталась подать жалобу на Плещеева. Однако стрельцы разогнали жалобщиков. Те попытались обратиться к царице, но были арестованы. Когда арестованных (16 человек) вели в пыточный застенок, толпа кидала в бояр и стрельцов камнями.

2 июня, во время шествия в Сретенский монастырь, в котором снова участвовал царь, челобитчики окружили его и потребовали освободить арестованных. Царь обещал разобраться и поручил это Морозову. Стрельцам приказано разогнать бунтовщиков, но они присоединились к горожанам, т.к.были тоже недовольны задержкой выплаты жалованья. Бунт охватил столицу: начались погромы боярских, гостевых и чиновничьих дворов.

3 июня патриарх Иосиф и боярин Никита Романов начали переговоры с народом на Красной площади. Народ требовал выдачи Плещеева, дьяка Пушкарского приказа окольничего Петра Траханиотова и Б.И. Морозова.

4 июня Плещеев и Траханиотов были выданы народу и убиты. Убили и думного дьяка Назария Чистого. Народ продолжал требовать выдачи Морозова, прятавшегося в Кремле.

11 июня был найден компромисс: царь выслал Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь, обещал назначить честных людей, стрельцам повышено жалованье, дворянам обещано отменить «урочные лета».

16 июня по требованию восставших было объявлено о созыве Земского собора для подготовки нового Уложения. Положение стабилизировалось. Царь вышел с честью из трудной ситуации: угощали народ Москвы, совершили крестный ход, был принят специальный закон о невзимании недоимок.

Волнения в столице перекинулись на периферию: в Воронеж, Курск, Великий Устюг и Козлов, где в 1648 – 1649 гг. были восстания против бесчинств администрации.

Но самыми крупными были восстания в Пскове и Новгороде, где особо остро противостояли «меньшие» и «лучшие» люди в посаде.

В 1650 году там вспыхнули «хлебные бунты». Поводом стало распоряжение правительства после двухлетних неурожаев поставить хлеб для Швеции (часть суммы в 190 тыс. рублей) в счет компенсации за перебежчиков, ушедших с территорий, которые отошли ей по Столбовскому миру 1617 года. Закупка хлеба по ценам Псковского рынка была поручена богатому купцу Емельянову. Он умышленно завысил цену, что вызвало подорожание хлеба.

28 февраля 1650 года псковичи под руководством Томилы Васильева, Порфирия Козы и Иова Копыто (руководители восстания) потребовали у воеводы прекратить передачу хлеба Швеции, а затем арестовали шведского агента по приемке хлеба Нуменса и учинили в городе погромы. Присланные из Москвы воевода и князь Волконский едва не были убиты, архиепископа дважды заключали в оковы.

16 марта того же года новгородцы под руководством Ивана Жеглова и Елисея Лисицы арестовали воеводу и передали власть земским старостам. Здесь чернь остановила и умертвила датского посла. Архиепископа Никона, пытавшегося воздействовать на толпу, побили.Правительство вынуждено двинуть на Новгород войска во главе с князем Иваном Хованским. Он обещал разобраться, и 13 апреля новгородцы впустили его в город. Но Хованский арестовал и казнил зачинщиков бунта. После сдачи Новгорода, власть в Пскове перешла в руки Земской избы во главе с Гаврилой Демидовым. Горожане решили не сдаваться. Три месяца войска безуспешно осаждали город. Только компромиссное решение Земского собора, срочно созванного 4 июля, привело к прекращению волнений. Во Псков направлена делегация во главе с коломенским епископом Рафаилом, который уговорил псковичей сдаться при условии амнистии.

В ходе этих восстаний сложился новый союз между посадом, стрельцами и крестьянами. При этом ярко проявилась социальная дифференциация общества, когда городские «верхи» поддержали правительство. Поэтому восставшие не добились какого-либо результата.

В 1662 году вспыхнул «медный бунт», вызванный «порчей» монет со стороны правительства в ходе русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Кроме расходов на войну, хозяйство страны было подорвано эпидемией чумы 1654 – 1655 гг. и регулярными неурожаями в 1650-х гг. В мае 1654 года правительство отчеканило из 900 тысяч немецких ефимков (талеров) столько же рублей, хотя реальная цена 1 талера была 50 копеек (получен доход от перечеканки 100%). Содержание серебра уменьшилось вдвое. Кроме того, правительство стало выпускать монеты достоинством выше копейки (3 копейки (алтын), 25 и 50 копеек), сохранив в обращении полновесные копейки, что привело к разночтениям. Но правительство пошло еще дальше, выпустив медные монеты по одному курсу с серебром. Из 10 тысяч пудов меди начеканили денег. Фунт меди стоил 12 копеек, а чеканили денег на 10 рублей. Получили всего 4 млн. рублей. По замыслу окольничего Ртищева ( главы нескольких Приказов, в т.ч. Тайных дел)медные деньги должны были заменить серебряные. Уже к началу 1662 года за 1 рубль серебром давали только 4 рубля меди. Этому способствовало то, что сбор налогов осуществлялся серебром, а расчеты с населением – медью. На рынках торговцы отказывались принимать медные деньги, что привело к голоду. В начале июня объявлено о сборе «пятой деньги» с 1 октября.

25 июля в Москве появились «воровские письма», в которых были названы «изменники» - Милославские, Федор Ртищев, Василий Шорин (богатый московский купец, контролировавший таможенные сборы) и др. Это спровоцировало поход восставших на Коломенское с требованием наказать виновных в ситуации. Там находился царь и стоял кирпичный столб для подачи лично ему челобитных. Во главе восставших были стрелец Нагаев, посадские Щербок и Жидкий. Около 5 тыс. человек пришли к царю и подали ему челобитную. При этом жители Москвы толкались вокруг государя, хватали его, по свидетельству современника за пуговицы, спрашивали, «чему им верить?» Алексей Михайлович принял от восставших челобитную, дал царское слово разобраться и даже «ударил по рукам» с одним из предводителей бунтарей. Довольные люди ушли.

В это время в Москве начались погромы богатых домов (в т.ч. Шорина), а затем 3 тысячи человек направилась к царю. Они встретились с первой группой и вместе пошли в Коломенское к царю. Но здесь их встретили подоспевшие из Москвы войска Хованского, учинившие жестокую расправу. Погибло около 7 тысяч человек. Лично сам Иван Хованский возглавлял следствие по делу московского восстания, после чего был поставлен главой Стрелецкого приказа. Но правительство вынуждено было пойти на уступки – в начале 1663 года медные деньги отменены, прекращена их чеканка, в оборот пущен весь серебряный запас страны. Городская верхушка в бунте не участвовала.

Городские восстания, несмотря на их локальный характер, имели результат, т.к. население городов, объединенное общими экономическими интересами, выступало организованно, а поддержка стрельцов позволяла вынуждать правительство идти на уступки.

 

Причины, движущие силы и ход крестьянской войны под предводительством С. Разина

 

Крестьянская война под предводительством Степана Разина стала вершиной социальной борьбы.

Вопрос о ее периодизации трактовался неоднозначно. Советская историография выделяла всего четыре крестьянских войны (КВ): 1606-1607 гг. - под предводительством Болотникова, 1667-1671гг. – под предводительством Разина, 1707-1709гг. – под предводительством Булавина, 1773-1775 гг. – под предводительством Пугачева. В настоящее время исследователи исключают из крестьянской войны Степана Разина каспийский поход «за зипунами» 1667-1669 гг., оставляя за ней только хронологический период с 1670 по 1671 гг.

Признаки КВ: большая территория, охваченная военными действиями, наличие армии и определенной программы восставших, массовость, сравнительно длительный период борьбы.

Особенности КВ: активная роль казачества, вызванная своеобразием образа жизни и быта. В XVII веке казачество формируется как особая социальная категория населения России. При этом на Дону не было феодального землевладения, активно шло имущественное расслоение, существовало местное войсковое самоуправление и правило «С Дону выдачи нет». Не получая жалованья регулярно, казаки совершали грабительские набеги (т.н. походы «за зипунами») против турок и крымских татар. После того, как турки укрепили подходы к Крыму (после похода казаков в 1637 – 1642 гг.) строительством Азова (Саад-уль-ислам), казаки попытались перенести набеги на Волгу и Каспий. Это вызвало протесты правительства.

Общие черты КВ: рост феодальной эксплуатации, как основная причина; попытки государства регламентировать отношения с казачеством, как повод; казачество и крестьянство, как основные движущие силы; широкое использование самозванства, царистские иллюзии и наивный монархизм восставших; поражение, как общий итог.

Крестьянской войне предшествовал поход в 1666 году отряда казаков в 500 человек во главе с Василием Усом на Воронеж и Тулу. Помещики бежали, крестьяне присоединялись к казакам. Численность отряда достигла 3 тысяч человек. Целью казаков было добиться средств существования: поступить на царскую службу. 9 июля они подали челобитную. Боярская дума обещала включить их в реестр, если они вернутся на Дон и выдадут беглых, но Ус отказался, а затем вошел в состав армии Разина.

В 1667 году домовитый казак станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин (род. в 1627 году, в 1662-1663 гг. воевал с турками и крымскими татарами), потерпев неудачу в попытке прорваться к Крыму, повел казаков через Волгу и Каспий на Персию. На Волге он разгромил царский караван и стрелецкий отряд. Перезимовал в Яицком городке. Разин и 40 казаков подошли к городку под видом богомольцев. Их впустили. Они открыли ворота, и ворвался весь отряд. Летом 1668 года Разин с отрядом в 2 тысячи человек вышел на Каспий.

Существуют разные версии целей Разина: либо он хотел завоевать Персию и передать царю как трофей, либо перейти на службу к шаху.

Ограбив города на западном побережье Каспийского моря от Дербента до Баку, разинцы перезимовали на острове Свином. Весной 1669 года Разин разгромил персидский флот под командованием Менеды-хана, пленив его сына и дочь, после чего вернулся в Астрахань. Персидский шах потребовал от Алексея Михайловича наказать разинцев для улаживания конфликта. В это время движение приобретает характер восстания. Строится на Дону Кагальницкий городок, где к Разину присоединяется отряд Уса.

Весной 1670 года устанавливается двоевластие на Дону: в Черкасске – войсковой атаман Корней Яковлев (крестный отец Разина), а в Кагальницком городке – сам Разин. Здесь рождаются слухи о прибытии на Дон «царевича Алексея» (умершего в 1670 году) и опального патриарха Никона.

В июне 1670 года Разин начинает свой поход, распространяя «прелестные письма», в которых призывает народ истреблять воевод, бояр, дворян, приказных, уничтожать рабство. Жители Царицына открывают повстанцам ворота города. Разин создает в Царицыне правительство - «круг» и «дуван» добычи. Вскоре одержаны две победы над стрельцами (астраханские стрельцы сами перешли к восставшим). Василий Ус становится главой «круга» Астрахани.

В июле – сентябре 1670 года – пик войны. Разинцы захватили Самару, Саратов и с 20 тысячами бойцов осадили Симбирск (4 тысячи бойцов под командованием воеводы И. Милославского выдержали четыре штурма). Параллельно действовали отряды сподвижников Разина: Ф.Шелудяка, М.Осипова, М.Харитонова, И. Пономарева. Начинаются волнения народов Поволжья. Главная цель – уничтожение крепостного права и убийство изменников-бояр.

В октябре осажденному Симбирску на помощь пришли отряды боярина Ю. Барятинского и князя Ю. Долгорукова. В бою Разин был ранен, осада снята, восставшие отошли на Дон. Один из отрядов был разгромлен в Поволжье под Шацком. Наступило относительное затишье.

Зимой 1670-1671 гг. Разин залечивал раны. Попытался вернуться на Волгу, но был остановлен и вернулся на Дон. 14 апреля 1671 года «домовитые казаки» во главе с Яковлевым арестовали Разина и его брата Фрола в Кагальницком городке, взяв его приступом, а затем передали царским войскам.

6 июня 1671 года Разин после обычного допроса был четвертован в Москве. 27 ноября был подавлен последний очаг мятежа – Астрахань. После подавления мятежа учинена расправа с разинцами. В Арзамасе, куда свозили пленных, казнили 11 тысяч человек. Всюду стояли виселицы, где висело по 40-50 мятежников. Стояли колы с посаженными на них людьми. Всего казнено около 100 тысяч повстанцев. Преследование восставших продолжалось в течение 5 лет, а за их укрывательство полагалось наказание такое же, как за государственную измену (либо смертная казнь, либо пожизненное заключение в земляную тюрьму).

Причины поражения КВ: стихийность, локальность, отсутствие четкой программы, разногласия среди восставших, плохое вооружение, слабая организация управления, борьба не с системой, а с отдельными людьми.

Несмотря на размах и мужество восставших, КВ окончилась поражением, т.к. феодально-крепостнический режим, государственный аппарат, класс феодалов стали более устойчивыми, монолитными, чем в годы Смуты. Поэтому конкретных результатов никаких.

 

Раскол в Русской православной церкви. Старообрядчество

 

Проявлением социальной борьбы стал религиозный кризис – раскол и движение старообрядцев.

Религиозная ситуация в России XVII века характеризовалась:

1) новым обострением между РЦГ и РПЦ;

2) неграмотностью значительной части духовенства;

3) снижением религиозности среди верующих, сохранением элементов язычества и суеверий, появление сектантства;

4) несоответствием российских и украинских православных обрядов и текстов после расширения РЦГ на Запад и воссоединения с Левобережной (Слободской) Украиной. Причина была в том, что, когда происходило крещение Руси в Х веке, из двух существовавших церковных уставов был выбран иерусалимский, а у греков был студийский. Он же утвердился на территории Западнорусской православной митрополии в XV-XVI вв.

Чтобы удержать прихожан, священники сокращали ход службы, совмещали утренние и вечерние службы, вводили многоголосие: священник, дьякон и хор произносили каждый свое одновременно. Церковь испытывала большую нужду в преобразовании, т.к. потеряла роль стабилизатора в обществе и погрязла в хозяйственных делах (в конце XVII века церкви принадлежало 37 тысяч дворов с 440000 душ тяглого населения).

В 1645 году в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (или «боголюбцев») во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Кремля Стефаном Вонифатьевым. В него входили: царь Алексей Михайлович, любимец царя и его постельничий Ф.М. Ртищев, сестра постельничего А.М. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, провинциальные «ревнители»: протопопы Аввакум Петров, Иван Неронов и др. Члены кружка ставили задачи обличения пороков среди духовенства, укрепление нравственности, исправление церковных обрядов и книг.

Некоторые из них (Аввакум, Неронов, Иванов и др.) считали, что править надо по древнерусским текстам, сохранять «старые обряды» (совершать проскомидию на семи просфорах вместо пяти, петь «аллилуйя» два раза, а не три, совершать крестный ход «по-солонь», а не против солнца, креститься двумя перстами и т.д.),т.к. современные книги греков «полны римских ересей». Они считали, что вследствие реформы Петра Могилы (киевского митрополита с 1632 по 1647 гг.) истинную веру утратила и украинская церковь. Певоначально этих же взглядов придерживался и Никон.

Вторую группу составили царь, Вонифатьев, Ртищев (а позже и Никон). Они считали необходимым устранить расхождения в богословской системе по греческим образцам. Эта точка зрения была поддержана патриархом Иосифом и церковными иерархами Украины.

Еще при патриархе Гермогене установлена должность «книжных справщиков» - все богослужебные книги при печати проверялись. Но при патриархе Иосифе Аввакум и Неронов, завладевшие этим делом, наводнили книги ошибками.

Царь посылает на Восток Троицкого келаря Арсения Суханова, знавшего греческий язык. Греки предали проклятию всех, кто крестился двумя перстами, о чем Суханов сообщил патриарху Иосифу.

Таким образом, в случае победы Аввакума, и русская церковь и государство могли оказаться в изоляции. Именно на это указывал иерусалимский патриарх Паисий, который был в России в 1649 году. тогда же в Москву приезжают из Киева ученые монахи, хорошо знавшие греческий язык (Епифаний Славинецкий и др.) для исправления книг.

15 апреля 1652 года умер патриарх Иосиф. 25 июля 1652 года новым главой РПЦ был избран Никон, получивший от царя карт-бланш для проведения реформы РПЦ. Для нового патриарха задача повышения авторитета РПЦ дополнялась необходимостью решения вопросов ликвидации расхождений между русской и греческой церквями в связи с неизбежным вхождением Украины в состав России.

1653 – 1656 гг. – реформы Никона:

1) замена коленных поклонов поясными,

2) троеперстие вместо двуперстия,

3) троение «аллилуйя» вместо двоения,

4) «хождение» против солнца,

5) замена многогласия «единогласием»,

6) замена «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный),

7) написание «Иисус» вместо «Исус»,

8) исправление книг и т.д. В результате, когда Никон заменил старые обряды и книги новыми, получилось как бы введение «новой веры».

«Путь Никона» - стремление сделать РПЦ главной в православном мире.

В 1654 году церковный собор подтвердил изменения в обрядах и исправления в книгах. Привезены книги с Востока, по которым и началась массовая сверка богослужебных и учительских книг. Печатный двор полностью перешел под контроль патриарха.

24 февраля 1656 года в Успенском соборе два восточных патриарха, приехав на Неделю Православия, произнесли проклятие на двуперстие. Освященный собор объявил приверженцев старых обрядов еретиками. Споры касались только обрядовой стороны, но, в условиях нарастания экономического кризиса, приобретали все более радикальный характер. Протопопы Аввакум и Неронов отправлены в ссылку. Неронов вскоре признал реформу.

В 1658 году из-за разрыва царя с Никоном старообрядцы рассчитывали на изменение политики, но Алексей Михайлович не отступил.

В 1664 году Аввакум вернулся из ссылки в столицу и был принят боярами, врагами Никона. Царь даже разрешил ему поселиться на подворье Новодевичьего монастыря. Но, в силу его активной антиреформаторской позиции, он снова был выслан в Пустозерский острог, но не доехал и больше года прожил в Мезени, ведя антиниконовскую пропаганду.

В 1666 – 1667 гг. старообрядцы были отлучены от церкви. Была предпринята попытка вернуть раскаявшихся в лоно церкви: предложено лидерам раскольников покаяться в ошибках, для чего вызывали в Москву. Аввакум, отказавшись от покаяния, лишен сана священника, расстрижен, предан анафеме и сослан в Пустозерск, где был заключен в сырой земляной сруб, просидев там 15 лет, но не отказавшись от своих взглядов (вятский епископ Александр, поддерживавший его, признал решение Собора о реформе).

Таким образом, было положено начало Расколу (1667 год) – процессу отделения от официальной РПЦ части верующих, не признававших реформ Никона. Старообрядцев стали преследовать и церковная и светская власти. церковь, как еретиков, царь – как противников царской власти, благословившей церковную реформу.

Старообрядцы утверждали, что новые книги – сплошная ересь, а Церковь – не церковь. Главная их ошибка: они смешали «обряд» с «догматом», между которыми есть различие. Догмат неизменен, т.к. хранит тайну, данную в Откровении самим Богом (например, догмат о Боге-троице). Обряд исторически связан со временем и может изменяться сохраняя свою основу.

Этапы раскола:

1) XVII век – идейная монолитность движения, жесткое противостояние сторон: 1674 год – отказ раскольников от произнесения молитв за здравие царя, 14 апреля 1681 года – сожжение Аввакума за «великие на царский дом хулы» вместе с тремя своими сподвижниками в срубе (в 1676 году умер Алексей Михайлович. Аввакум написал Федору Алексеевичу письмо, где призывал царя отказаться от «никонианства», называя его отца «грешником», но Федор занял еще более жесткую позицию). В июле 1682 года состоялись открытые прения о вере в Грановитой палате Кремля. 5 июля, в ходе Московского восстания, один из расколоучителей Никита Добрынин – «Пустосвят» выступил главным оратором от раскольников. На следующий день был схвачен и казнен;

2) XVIII век – идейное разнообразие движения, переориентация политики государства по отношению к раскольникам: в 1788 году отменено прозвище «раскольник»;

3) XIX век – внутренний раскол старообрядчества (лишенные общения с церковью, не имевшие иерархии и священства, старообрядцы затруднялись осуществлять обряды): появление двух течений – «поповцы» (привлекавшие священников официальной церкви. После смерти единственного епископа, поддержавшего раскол Павла Коломенского некому стало рукополагать новых священников) и «беспоповцы» (исполнявшие церковные службы с помощью мирян, что приводило к созданию сект, имеющих иногда изуверский характер). Начинается постепенное включение старообрядцев в общественную жизнь, разрешение на открытие церквей, ношение бороды, традиционной одежды и т.д. окончательное уравнение в правах в 1880-х гг.

Современной исторической наукой старообрядчество рассматривается как сложное политическое, идеологическое и культурное явление. Его идеологическим лозунгом был принципиальный традиционализм, понятый и осуществленный на уровне народного сознания. Движение, возникнув в виде стихийного протеста «низов», быстро оформилось как староверие, получило типично религиозный средневековый характер, прошло в своем развитии несколько этапов.

На первом стали оформляться самостоятельные течения и толки, появились крупные центры – Выго-Лексинский, Ветковско-Стародубский и др. Распространялась традиционная книжность – основа истинного знания, умения видеть современность сквозь призму традиции. Государство пыталось узаконить существование движения путем введения для сторонников старой веры двойного подушного оклада, создания «записных» раскольничьих слобод. Как считают историки, первый этап завершился созданием «Поморских ответов» (1723).

Второй этап охватывает 2-ю и 3-ю четверти XVIII века. Это время функционализации – приспособления, отбора. Характерные черты – выдвижение Москвы как всероссийского центра старообрядчества, рост новых центров, мистические и эсхатологические настроения, усиление полемики с господствующей церковью, напряженные споры между многочисленными направлениями староверия.

Третий этап – последняя четверть XVIII века - XIX века, когда староверие из социально-религиозного течения феодальной эпохи превратилось в социально-экономическую организацию капиталистического уклада. В этот период происходит накопление старообрядческими обществами значительных капиталов, намечается дифференциация самих обществ, растут оппозиционно-критические настроения.

Таким образом, старообрядчество – сложное как по содержанию, так и по социальному составу общественное движение, объединяющее сторонников традиционного уклада, образа жизни и культуры.

Но традиции воспринимались по-разному: боярство (Морозовы, Урусовы) выступало против абсолютизации власти царем; духовенство – против тирании Никона, глумления над святыми текстами; стрельцы и жители слобод – против потри привилегий, крестьяне – против политики закрепощения.

Церковная реформа укрепила позиции РПЦ, несмотря на неприятие реформ частью православного населения, воспринимавшего их, как стремление государства вмешаться в частную жизнь подданных.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда – бегство из-под власти царя – Антихриста, поиск «града Китежа» или «страны Беловодья». Под «градом Китежем» раскольники подразумевали волшебную страну, где жду праведников русской земли обетованной, где нет ни печали, ни воздыхания. Невидимый град пребудет таковым до второго пришествия Христа и может его увидеть только праведник, человек чистого сердца. Поэтому раскольники приняли активное участие в освоении Сибири.

В 1666 – 1669 гг. среди старообрядцев распространены представления близкого «конца света». Ожидалось, что в эти годы Антихрист будет править миром. Затем померкнет Солнце, звезды падут с неба, сгорит земля и начнется Страшный Суд. Спасутся лишь староверы. Раскольники забросили поля, собирались толпами, молились, каялись друг другу в грехах. С наступлением ночи они надевали белые рубахи и ложились в гробы, ожидая трубного гласа.

Когда 1669 год закончился, высчитали, что «конец света» «отодвигается» на 33 года (земную жизнь Спасителя). Антихрист должен был явиться в 1702 году. потом им объявили Петра Первого.

Другой формой сопротивления были «гари» (самосожжения - ересь старца Капитона, распространившаяся в 1630-е годы – «самоубийство есть благо», отказ от признания профессионального духовенства и церковных властей. Он, как позже Аввакум, считал себя посланником «вышняго бога», истязал себя постами (ел только сухой хлеб раз в 3 дня, носил тяжелые вериги – каменные плиты в три пуда – и спал в подвешенном состоянии, зацепившись веригами за крюк в потолке), как невозможность компромисса с властью (особенно после сожжения Аввакума). Всего был 37 случаев массового самосожжения, в которых погибло 20 тысяч человек. Ярким примером еще одной формы сопротивления стало Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг., которое по ходу приобрело антифеодальный характер.

Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические. В частности, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого (1667) и др.), а для повышения «учительности церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди («Обед душевный» того же автора).

Но главными были насильственные средства борьбы с расколом, которые по требованию церковного руководства применяла светская власть. Полоса репрессий началась со ссылки идеологов раскола, отказавшихся от примирения с официальной церковью на церковном соборе в апреле 1666 года. За ссылками последовали казни, особенно при Федоре Алексеевиче.

Это вызвало новое выступление раскольников в дни Московского восстания 1682 года. Неудача «мятежа» сторонников «старой веры» повлекла за собой казнь их вождей.

Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к раскольникам получила выражение и в законодательстве. Согласно указу 1684 года, раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания». Это положило начало массовым гонениям.

 

Соловецкое восстание

 

Сложность и противоречивость движения раскола проявилась в восстании в Соловецком монастыре 1668 – 1676 гг., которое началось как выступление сторонников «старой веры»: «привыкли мы божественные литургии служить по старым служебникам», - писали монахи в своем приговоре.. Аристократическая верхушка «старцев» выступала против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов – сверх того – за демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские работники, против феодального гнета, и в частности, против крепостнических порядков в самом монастыре. Правительство, озабоченное борьбой с Никоном не принимало решительных мер против ослушников, ограничившись заменой настоятелей, но их не пустили в обитель. Монахи, страстно привязанные к древним обычаям, привлекли на свою сторону стрельцов и детей боярских, державших гарнизон в укрепленном монастыре (всего обороняло монастырь 600 человек). Главное требование – ликвидировать реформу Никона, которая приведет к изменению во всех аспектах жизни общества, и уже привела к перерождению царя Алексея в Антихриста. Отсюда все его законы, в том числе и Соборное Уложение, имеют антинародный и антиправославный характер.

Власть не могла мириться со староверием в одном из крупнейших монастырей, поэтому он был осажден войсками. Мощные стены и богатые запасы продовольствия позволили монахам выдерживать продолжительную осаду, правда войска не решались на штурм, т.к.речь шла о монастыре. К тому же кольцо вокруг обители видимо было не слишком плотное. Сюда стекались приверженцы «старой веры» со всей России. После подавления разинского мятежа ряды защитников монастыря пополнились разинцами.

В 1673 году состоялся монастырский собор, постановивший: за царя не молиться и биться с его войсками насмерть. Тех, кто не поддержал это решение, бросили в тюрьму.

После восьмилетнего сопротивления монастырь в январе 1676 года был взят хитростью. Предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь.

После подавления восстания была произведена массовая казнь оставшихся в живых участников (повесили более 50 человек). На столь суровом наказании настоял патриарх Иоаким.

В целом, подъем социальной борьбы подготовил почву для оформления абсолютизма. Кроме того, началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.

 

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.039 сек.