Особое внимание правительство стало уделять военному делу.


7. Постепенное уменьшение влияния РПЦ в сфере государственного управления.

Усиление личной власти царя выразилось:

а) в появлении нового титула с 1654 года «Божией Милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержец», что подчеркивало божественное происхождение и неограниченный характер власти;

б) в укреплении престижа царской власти в соответствии с Соборным Уложением, по которому ужесточались меры наказания за преступления против имущества и жизни царя или членов его семьи (эти преступления приравнивались к государственной измене), вводилась система политического сыска («Слово и дело»);

в) в появлении «именных указов», которые давались царем конкретному боярину без ведома Боярской думы (особенно часто при Алексее Михайловиче).

Постепенно царь сосредоточил в своих руках все ветви власти, причем формирование буржуазных отношений способствовало усилению царской власти, так как и слабая буржуазия, и дворяне видели в этой власти гаранта своего материального благополучия и прав.

 

Боярская дума и Земские соборы

 

Боярская дума – законосовещательный, распорядительный и контрольный орган. В состав БД входили 4 думных чина:

- бояре, назначенные царем, - представители знатных фамилий (20 семейств, 4/5состава Думы);

- окольничие (1/2 – князья, 1/2 – потомки московских бояр);

- думные дворяне (рядовые дворяне, получившие этот чин за заслуги, например, Кузьма Минин);

- думные дьяки, выслужившиеся из простых дьяков (3-4 человека, выполнявшие функции докладчиков и секретарей).

Вопросы перевода в более высокий чин решал лично царь. Иногда этого ждали по 10-15 лет, иногда вопрос решался моментально. Дума решала наиболее важные вопросы войны, мира, принимала законы.

В думе председательствовал царь. Все совместные решения принимались с формулировкой «Царь указал и бояре приговорили». В отсутствие царя председательствовал кто-либо из знатных бояр и решение начиналось словами «По указу великого государя бояре приговорили». Но тогда решение оставалось только проектом, пока не будет утверждено царем.

Снижение роли Боярской думы проявилось:

а) в увеличении удельного веса членов думы небоярского происхождения, т.е. думных дворян и думных дьяков;

б) в нарастании громоздкости и излишней бюрократизации в деятельности Боярской думы за счет разрастания ее численности (в 1635 году – 35 человек, в 1694 – 94). В результате царь был вынужден предварительно обсуждать вопросы с узким составом думы (Ближняя дума (Государева комната) при Алексее Михайловиче и Расправная палата при Федоре Алексеевиче), что делало работу думы неэффективной.

Земский собор был сословно-представительным органом, состоявшим из Боярской думы, Освященного собора и представителей сословий (за исключением крепостных крестьян).

Функции этого органа освещались в историографии неоднозначно: либо как законосовещательные, либо как информативные.

В 1613 – 1622 гг. соборы заседали почти непрерывно и разбирали все основные вопросы. Центральная власть нуждалась в поддержке сословий. В 1619 году, после возвращения Филарета, соборы проходили по мере необходимости для организации военных сборов, введения экстренных налогов и т.п.

 

Расцвет приказной системы управления

 

Территориальный рост государства и усложнение задач управления привели к чрезмерной нагрузке на приказную систему. Численность приказов увеличилась с 20 до 80 постоянных и временных, общегосударственных (отраслевых) и региональных (территориальных). При этом их функции часто переплетались (например, Разрядный, Стрелецкий, Сибирский и т.д. – занимались вопросами обороны, Земский и Разбойный – уголовным разбирательством). Новым явлением стало появление приказов, подчинявшихся непосредственно царю. Так, например, в 1654 году был учрежден Приказ тайных дел во главе с дьяком Д. Башмаковым, надзиравший за всеми учреждениями и лицами в государстве (существовал до 1676 года).

К общегосударственным приказам относились: Посольский (отношения с иностранными государствами), Разрядный (оборона, учет и управление служилыми людьми), Поместный (вопросы землевладения, суды по земельным спорам), Большой приход (сборы с населения, таможни), Большая казна (сбор налогов с торговли и ремесел, монетное дело, кабацкие сборы), Стрелецкий (стрелецкие полки), Рейтарский (руководство полками «нового строя»), Иноземный (наблюдение за иностранцами, поступившими на русскую службу), Оружейная палата (производство холодного и ручного огнестрельного оружия), Пушкарский (артиллерия).

Областными приказами были: Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский, Смоленского княжества.

К дворцовым относились: Большого дворца (дворцовое хозяйство, население дворцовых волостей, руководство Хлебным, Кормовым и Сытным дворами), Казенный двор (хранилище царской вещевой казны, контроль над ремесленниками, которые изготавливали эти вещи), Конюшенный (царский выезд, сбор пошлины с торговли лошадьми), Сокольничий (Ловчий) (царская охота), Царская мастерская палата, Царицына мастерская палата.

Патриаршими приказами были Патриарший казенный и Патриарший дворцовый.

Во главе приказов – судьи («начальные люди») из числа думных или дьяков. Наиболее важные возглавлялись думными дьяками. Каждый приказ имел отделы («столы») и штат в зависимости от объема работы.

Страна делилась на 250 уездов во главе с отставными военными – воеводами, назначаемыми из центра. Служили они по 2-3 года, имели всю полноту исполнительной, судебной и военной власти. Центром воеводского управления была съезжая (приказная) изба. Воеводе помогали товарищи (только в крупных городах) (тоже воеводы), дьяки, «подьячие с приписью» (т.е. с правом подписи документов) и просто подьячие (они же негласно следили за воеводами). На границах формировались военно-административные округа, состоящие из уездов – разрядыво главе с разрядными боярами, обладавшими только военными полномочиями. Разрядное деление подготовило появление губерний.

Еще в XVI веке вместо наместников и волостелей появились земские и губные старосты. Земские избы во главе с земскими старостами, избранными из тяглецов управляли посадами и волостями, собирали налоги, вели суд по гражданским делам. Губные старосты, сидевшие в губных избах, избирались из дворян и осуществляли суд по уголовным делам.

Эффективность системы управления была довольно низкая. Выборные учреждения находились под полным контролем воевод, что было первым шагом на пути ликвидации институтов местного самоуправления.

 

Царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича

 

1613 – 1645 гг. – правление Михаила Федоровича Романова(родился 12 июля 1596 года).

Н.И. Костомаров писал о нем: «Михаил был от природы доброго нрава и одарен блестящими способностями, но, зато не получил никакого воспитания и, вступивши на престол, едва умел читать». Роста он был высокого, тучный.

Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец – Гланда-Камбила Дивоновичв 1283 году переселился из Литвы в московское княжество Даниила Александровича, где принял православие и наречен Иваном Кобылой. Андрей Кобылабыл приближенным московского князя Симеона Гордого. Его потомки до начала XVI века именовались Кошкиными, а до конца XVI века – Захарьиными. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных-Яковлевых и Захарьиных-Юрьевых. От последних пошли Романовы.

Обряд венчания на царство в Успенском соборе Кремля (11 июля 1613 года) был обставлен как примирение всех сословий. Венчание вел казанский митрополит Ефрем, корону держал князь Мстиславский, скипетр – князь Трубецкой, державу – боярин Морозов, шапку – дядя царя Никита Романов, за платьем следовал князь Пожарский.

До 1619 года большое влияние на царя оказывали его мать «великая старица» Марфа и ее родственники - бояре Салтыковы, (они не дали ему жениться в 1616 году на Марии Хлоповой (ее оговорили и сослали Хлоповых в Нижний Новгород)).

С 1619 по 1633 годы – дуумвират(правление двух) Михаила и Филарета Романовых.И царь и патриарх носили один титул «государь всея Руси», имели одинаковую власть. С 1625 года в государеву печать вводится титул «самодержец».

Главная задача, стоявшая перед Михаилом, - укрепление власти:

1) ликвидированы последствия Смуты (покончено с «воренком Ивашкой» и Заруцким, заключены мирные соглашения с Речью Посполитой и Швецией);

2) Земские соборы действовали почти непрерывно;

3) решен вопрос о преемнике. В 1624 году Михаил женился на Марии Владимировне Долгорукой, но она умерла через 3 месяца. В 1625 году устроили смотрины: 60 знатных девушек приехали в Москву с прислужницами. Михаил выбрал прислужницу – Евдокию Лукьяновну Стрешневу. Когда бояре, посланные для того, чтобы уведомить Лукьяна Степановича Стрешнева о том, что его дочь объявлена царской невестой, приехали в его деревню в Можайский уезд, то застали будущего царского тестя идущим за сохою – у того оказался единственный работник, и он сам пахал землю. Когда же Стрешнева перевезли в Кремль, то в отведенных палатах он повесил на стене старую одежду, чтобы всегда помнить, каким было его недавнее прошлое.

5 февраля 1626 года состоялась свадьба. У царя родилось 7 дочерей и 3 сына, но выжили только старший сын Алексей и 3 дочери (Ирина, Инна и Татьяна)»;

4) проведена административная реформа. В 1619 году устроен особый «приказ», рассматривавший дела о злоупотреблениях. Было принято решение отозвать воевод и передать управление выборным от дворян губным старостам, но порядка не прибавилось, и вернулись к воеводствам;

5) в 1619 году проведена полная опись всех земель государства в «дозорных» и «писцовых книгах». На их основании определили точно, какие повинности должен нести каждый землевладелец, а следить за соблюдением должен был Приказ счетных дел (создан в 1621 году);

6) укреплено положение сословий:

- служилого - в 1628 году были приравнены вотчины родовые (наследственные) и выслуженные (пожалованные за службу). С 1634 года поместья передавались только родственникам помещика. В 1636 году неспособные к службе были согнаны с земель, а вдовам и сиротам дворянским оставляли небольшое владение «на прожиток». К 1641 году срок сыска беглых увеличен до 15 лет;

- тяглого (составлены «писцовые книги», согласно которым все платили определенные налоги (города – «пятую деньгу», уезды – 120 рублей с сохи);

7) укреплена армия (приглашение иностранцев для обучения русских воинов и

организация военных заводов);

8) вся торговля передана в руки иностранных купцов;

9) приглашены иностранцы для организации медицинской службы, геологических

изысканий, развития науки (к 1645 году в Кукуйской слободе под Москвой жило около

1 тыс. семей протестантов) – Россия выходила из изоляции.

Кроме того, были смягчены уголовные наказания, вышли указы о разведении винограда, роз, грецких орехов, слив и т.п.

Значение деятельности Михаила Федоровича:

1) Россия возродилась после Смуты;

2) Преодолен династический кризис, но нарастал новый социальный, т.к. ни одна из реформ не доведена до конца.

С.М. Соловьев писал: «Личность царя: его мягкость, доброта и чистота благоприятно воспринимались народом».

1645 – 1676 гг. – правление Алексея Михайловича(родился 10 марта 1629 года).С 5 лет начали его учение чтению, письму, богослужебному чтению. В 10 лет он уже пел в церкви. Воспитывался не «мамками», а «дядьками» - боярами Морозовым и Стрешневым. Алексей знал греческий и польский языки, философию. Лишь на 14 году 1 сентября 1642 года его впервые показали народу. С тех пор он всегда сопровождал отца. 13 июля 1645 года от водянки умер Михаил Федорович, а 18 августа – его жена. Через 40 дней после ее смерти, 28 сентября 1645 года Алексей Михайлович венчался на царство. Он сам писал и редактировал многие указы и первым из русских царей стал собственноручно их подписывать.

Его характеристики диаметрально противоположны. С.Ф. Платонов: «любопытный и приятный, более благородный, чем практически полезный правитель». С.М. Соловьев: «наиболее выдающийся представитель Древней Руси». Н.И. Костомаров: « на нем вся ответственность за провалы во внутренней и внешней политике». В.О. Ключевский: «одной ногой он упирался в старину, другую занес было за ее черту. Да так и остался в таком переходном положении».

В первое время огромное влияние на него оказывал боярин Борис Иванович Морозов, соединявший образованность, знакомство с западной культурой, и хитрость с жадностью. 16 января 1648 года по его предложению Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской. Через 10 дней, Морозов женился на ее сестре, хотя он уже был вдовцом за 50 лет. Мария родила 13 детей (из них 5 сыновей), из которых выжили семеро: 2 сына и 5 дочерей, и умерла в 1669 году. Был составлен список из 67 фамилий, из которого он, с явной подачи своего советника боярина Артамона Сергеевича Матвеева, выбрал в жены смоленскую дворянку Наталью Кирилловну Нарышкину (вдвое моложе царя, родственница и воспитанница Матвеева). 22 января 1671 года они поженились. От этого брака родились сын Петр и две дочери (выжила одна – Наталья).

В 1646 году правительство решило увеличить доходы казны и упорядочить налоги с дворянских имений: составлены новые «писцовые книги» для введения подушной подати. 7 февраля 1646 года введена «соляная пошлина» (увеличена цена за пуд соли на две гривны). Это привело к росту цен, массовой порче продуктов, взрыву заболеваемости, а также к контрабандной добыче и продаже соли. В 1647 году соляной налог был отменен, но сокращено жалованье служилых людей. Все это привело к «соляному бунту» 1648 года.

Возникла проблема упорядочения управления и составления нового свода законов. После восстаний 1648 года царь активно включается в дела правления. В 1649 году принято «Соборное Уложение». Проводится денежная реформа, начинается массовый сыск беглых, реорганизуется система таможенных сборов, проведена воеводская реформа (в руках воевод сосредоточена вся власть в уездах).

Особое внимание правительство стало уделять военному делу. Сближение статуса вотчины и поместья приводило к ослаблению заинтересованности дворян в службе. Поэтому правительство Алексея Михайловича начало постепенную военную реформу – переход к полкам «нового строя» - солдатским, вооруженным огнестрельным оружием, первоначально состоящим из добровольцев. Появились первые ратные уставы, а в 1669 году в селе Дединове Коломенского уезда голландцами был построен первый русский военный корабль «Орел», спущенный в Каспийское море и в 1670 году сожженный Разиным. Однако для полномасштабных преобразований была необходима развитая промышленность и торгово-финансовая сфера.

В 1656 году по приказу царя была составлена книга – пособие по соколиной охоте – любимой забаве Алексея Михайловича. В конце книги царь сделал приписку: «Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», т.е., увлекаясь потехой, охотники не должны забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.

 

Соборное Уложение 1649 года

 

Причины принятия нового свода законов:

1) необходимость укрепления государственного управления;

2) за 100 лет после принятия Судебника 1550 года появилось большое количество «новоуказных статей»;

3) в государственном устройстве произошли значительные изменения.

16 июля 1648 года государь с Боярской думой и Освященным собором решили создать новый свод законов. Для этого создана специальная комиссия из 5 человек («Приказ князя Одоевского»): глава – князь Одоевский, князья Прозоровский и Волконский, дьяки Грибоедов и Леонтьев. Источниковедческую базу нового Уложения составили:

- «Кормчая» (сборник «законов византийских императоров»);

- Судебники 1497 и 1550 гг.;

- указы государей и решения Боярской думы;

- челобитные;

- Литовский статут 1588 года (как образец оформления свода законов).

1 октября 1648 года Земский собор заслушал текст Соборного Уложения, а в январе 1649 года утвердил его. В московской типографии отпечатано 2400 экземпляров и разослано по учреждениям для одновременного вступления в силу на всей территории России.

Отличия нового свода законов от предыдущих заключались в активном участии в обсуждении выборных (более 300 человек) и в определении основ государственного порядка. Текст был разбит на 25 глав и 967 статей (длина свитка 309 метров).

Основные положения Соборного Уложения:

1) укрепление государственной власти: самое тяжкое преступление – против чести и здоровья царя (государственное преступление), самое распространенное наказание – смертная казнь. Уклонение от государевой службы считалось преступлением, каравшимся конфискацией половиной поместья или вотчины, битьем кнутом. За измену – смертная казнь;

2) укрепление поместий и вотчин: запрещалось отчуждение вотчин в пользу церкви, ликвидированы «белые слободы», «закладчики» возвращены. Полностью отменены урочные лета, вводились бессрочный сыск беглых, штраф за их укрывательство. Владельцы крестьян имели право конфисковать имущество своих крепостных для уплаты своего долга, а также на куплю-продажу крестьян и перевод их из одного имения в другое. При этом, разрешалось разлучать родителей с детьми. Дворяне и бояре получали исключительное право на владение землей и крестьянами. Устанавливались нормы поместных «дач» для служилых людей, допускалось их наследование женами и детьми «на прожиток»;

3) изменениеположенияпосадского населения: в связи с ликвидацией «белых слобод» все обязаны платить подати. Посадское население прикреплено к посадам: «по старине» (возвращены все ранее числившиеся), «по родству» (все родственники) и «по роду занятий» (все обязаны вести «коммерцию», чтобы обеспечивать доходы в казну). Посадские получили монопольное право на торговлю и промыслы. Служилым людям (стрельцам) было разрешено заниматься промыслом и торговлей только при условии уплаты государственных налогов;

4) ослабление могущества церкви: все земли церкви, кроме патриарших владений, переходили под контроль Монастырского приказа. Владения увеличивать запрещено. Но, православие находилось под защитой государства: устанавливались жестокие наказания за антицерковные преступления;

5) охрана финансов и торговли: за изготовление фальшивых монет предусматривалась наиболее жестокая казнь – преступнику заливали расплавленный металл в нос и рот;

6) укрепление судебной системы: ужесточены наказания за взяточничество. Проводилось судебное преследование людей, возводивших напраслину на судей. За переписывание царских указов с умышленными ошибками – смертная казнь (всего – за 60 видов преступлений). Для получения показаний были официально разрешены пытки.

Таким образом, «Соборное Уложение» было принципиально новым сводом законов, который:

1) устанавливал сословный строй:

- дворяне и бояре – обязаны служить;

- духовенство – должно замаливать грехи мирян;

- крестьяне – обязаны материально обеспечивать государство;

- посадские – обязаны заниматься торговлей и промыслами;

2) укреплял самодержавный строй;

3) окончательно оформил крепостное право;

4) увеличил налоговую базу государства;

5) ослабил позиции церкви.

Неслучайно, что новый свод законов вызывал недовольство и церкви и низших сословий, которые часто бунтовали.

Позже появились новые законодательные акты: « О разбойных и убийственных делах» (1669), «О поместьях» (1676) и др., укрепившие феодальную собственность на землю и государственную защиту служилых людей. За преступления против них применялась либо смертная казнь (четвертование, сожжение, закапывание живьем в землю), либо членовредительство: отрубание рук, ног, обрезание носа, ушей, вырезание языка, а также клеймение и битье. Приведение приговора в исполнение осуществлялось публично со звоном колоколов – для устрашения черни.

 

Прекращение деятельности Земских соборов

 

Снижение значения Земских соборов в политической жизни государства выразилось в том, что уже в 30-40-е гг. XVII века соборы проходили уже в неполном составе и рассматривали вопросы, ограниченные кругом социальных конфликтов. Состав Земского собора полностью определялся интересами власти. Например, на Соборе 1634 года, где устанавливалась «пятая деньга» (налог с посадов в виде 20% от доходов), не было представителей посадского населения.

Закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 года нанесло двойной удар по Земскому собору:

- политический – из состава Земского собора выпало почти все сельское земледельческое население. Собор стал состоять их служилых и посадских представителей с их узко-сословными, к тому же часто диаметрально противоположными интересами;

- нравственный – выражая интересы меньшинства русского общества, Собор не имел авторитета ни у государственной власти, ни у народа. Землевладельцы, отчужденные от остального общества привилегиями и использованием дешевого труда, не проявляли, да и не могли проявить общественной активности.

Непрочность позиций Земского собора объяснялась тем, что, если на Западе сословно-представительный орган созывался для финансовой помощи государству, и народные представители добивались уступок от правительства (т.е. имели большой политический вес), то в России их созывы объяснялись не политической логикой, а государевой милостью. Мысль о народном представительстве еще не зародилась в общественном сознании, что делало Соборы орудием в руках правительства. Зачастую Земский собор собирался из людей московских и тех, кто по служебным делам находился в Москве.

В 1653 году прошел последний собор полного состава (по вопросу воссоединения с Украиной). Затем, до смерти царя Федора (апрель 1682 года), созывались сословные совещания. С 1660 по 1682 год прошло 7 таких совещаний, в т.ч. в 1660 и 1661/1662 гг. – о медных деньгах – с «гостями» и выборными тяглецами, в 1681/1682 гг. – о военной реформе – со служилыми людьми, и в это же время о податном налогообложении с посадскими. В 1682 году – последний собор неполного состава (рассматривался вопрос об отмене местничества и утверждения двух царей на престоле). После долгого перерыва в 1698 году был созван собор для рассмотрения «дела царевны Софьи». Всего известно около 60 Земских соборов.

Правительство разрушало постепенно Земский собор, подменяя народное представительство особыми совещаниями с заинтересованными людьми, превращая общегосударственное дело в классовый вопрос.

Собор, вымученный Смутой, был обречен на гибель, т.к. возник из потребности воссоздания государственности. По мере укрепления государства, нужда в Соборе падала: из всесословного он превратился в двухсословный, а затем и односословный, а, затем и вообще, распался на совещания.

Народного представительства в России не сложилось, т.к.:

 

 

Государство и церковь при первых Романовых. Филарет. Дело патриарха Никона

 

Отношения церкви и государства в начале правления Михаила Федоровича складывались на принципах равноправия и двоевластия. С 1619 по 1633 годы –дуумвират(правление двух).14 июля 1619 году из плена вернулся отец царя Филарет. В честь этого события Михаил заложил церковь св.Елисея, простил опальных и заключенных, наградил приближенных. Был приглашен иерусалимский патриарх Феофан, который возвел Филарета в патриаршество, (Михаил не решился собрать Церковный собор, т.к. опасался сопротивления патриаршеству отца, связанного с самозванцем).

И царь, и патриарх носили один титул «государь всея Руси», имели одинаковую власть (Филарет, в первую очередь отстранил Салтыковых). Но, фактически страной правил патриарх, т.к. обладал твердым характером, был очень властным человеком и опытным политиком.

Постепенное уменьшение влияния РПЦ в сфере государственного управления особенно проявилось в т.н. «деле патриарха Никона».

После смерти Филарета в 1633 году при патриархах Иосаафе I (1634 – 1640 гг.) и Иосифе (1642 – 1652 гг.) наблюдалось некоторое ослабление внимания светской власти к духовной. Ситуация меняется с началом деятельности на этом посту поставленного в патриархи 25 июля 1652 года митрополита Новгородского и Великолуцкого Никона(1652 – 1666 гг.). В миру Никита Минов, 1605 года рождения, из мордовской крестьянской семьи, жившей в Нижегородском уезде. После смерти всех своих детей, постригся в монахи в Соловецком монастыре под именем Никона. Затем стал игуменом Кожеозерской пустыни близ Каргополя. Приехав в 1646 году по делам монастыря в Москву, явился с поклоном к царю и произвел на нео впечатление своей начитанностью и красноречием. Алексей Михайлович способствовал посвящению Никона в сан архимандрита Новоспасского московского монастыря. Это позволяло часто встречаться с царем и постепенно подчинять его своей воле. С 1648 года Никон – новгородский митрополит. Здесь он прославился оказанием помощи голодающим в 1649 году. А еще через год ему удалось усмирить восстание новгородцев, наложив проклятие на руководителей движения.

В 1652 году состоялась поездка 23-хлетнего царя Алексея Михайловича по требованию Никона на Соловки, чтобы доставить оттуда мощи митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного. Там царь молился о прощении светской власти за грехи перед РПЦ и совершил коленопреклонение перед Никоном, вскоре ставшим патриархом. Вскоре к его титулу добавилось «великий князь», а с 1654 года – «соправитель, ангел-хранитель царской семьи».

Без доклада патриарху не решалось ни одно дело. Возникло своеобразное двоецарствие.

Некоторые исследователи считают, что это была реальная попытка создания теократического государства, но это шло в разрез с задачами нарождающегося абсолютизма.

К концу 1650-х гг. назревает разрыв в отношениях. Своей надменностью и деспотичностью Никон нажил себе немало врагов, которые нашептывали царю о поступках патриарха, умалявших царскую власть. Поводом к ссоре стал приезд в мае 1658 года грузинского царевича Теймураза, во время Никон был не приглашен на прием. Царь перестал приходить на церковные службы, отправляемые патриархом. При выходе из церкви царский окольничий Хитрово ударил палкой патриаршего боярина. Никон потребовал наказать виновного, но царь никак не прореагировал. 10 июля 1658 года Никон публично в Успенском соборе отрекся от должности, обрядился в простую монашескую одежду и ушел в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь будет просить у него прощения и молить о возвращении на патриаршество. Вместе с тем, он отказался от передачи символов патриаршей власти и вмешивался в текущие церковные дела. Сместить же его с патриаршества оказалось делом непростым, т.к. международный авторитет Никона был довольно высок. В течение 8 лет в России практически не было патриарха.

В 1662 году Никон предал анафеме местоблюстителя патриаршего престола Питирима. В 1665 году он направил царю письмо с подтверждением собственного отречения только «на Москве».

12 декабря 1666 года церковным собором, с разрешения присутствующих патриархов Александрийского и Антиохийского и представителей патриархов Иерусалимского и Константинопольского, Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов-Белозерский монастырь, где продолжал называть себя патриархом. В 1676 году по приговору собора, созванного патриархом Иоакимом, был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь, где для него был установлен строгий, практически тюремный режим. По царскому указу 1681 года тяжелобольному Никону было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 года в дороге Никон умер.

В процессе ссоры царя с Никоном были развеяны политические притязания церкви. В последующие десятилетия светская власть основное внимание сосредоточила на изъятии у церкви земель и крестьян.

Таким образом, во второй половине XVII века формируются особые признаки абсолютизма. Однако складывание абсолютной монархии еще не было завершено. И особую роль в форсировании этого процесса сыграло отставание России от Запада.

 

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.029 сек.