Философская мысль в XI-ХVII вв.


1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая эволюция ее проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Первые литературные памятники Руси XI—ХП вв.исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшие литературные памят­ники киевского периода — “Повесть временных лет”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” и другие. Произведения Илариона Киевского (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). В них автор пытается осмыслить ход мировой истории, ее направленность, классифицирует этапы исторического пути, который неизбежно должны пройти все народы. Философская проблематика содержится и в “Изборнике” Свя­тослава. Митрополит Макарий в течение 20 лет составил и опублико­вал свод книг “Четьи Минеи” (12 книг, предназначенных для чтения в течение года).

2. Основаниявыделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по почве» - нац.тип опред-ся единством культуры, территории проживания, языка, истории, традиции. Черты русск. нац. типа:

1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны – аскетизм, с др. - язычество. Совмещ-ся аскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизн.условий) и монашество (монашеская жизнь, монаш. обет). Крайности язычества (религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство, стремление к первичным потребностям) совмещается с крайностями богопочитания. Легко впадает в крайности: стремление к Богу совмещ-ся с атеизмом. Всечеловечность – с национализмом (абсолютизацией роли собствен. нации). (Необходимо больше человечности и будет меньше фашизма). Отсюда -противоречивое отн-е к нам людей Запада: их любовь совмещается с ненавистью (чувством вражды и отвращения).

2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не культуры, но Откровения.

3) Мессианизм. Мессия – Иисус Христос, богочел-к. Мессионизм - стремление осущ-ть миссию, высшее предназначение. Высшая задача - спасения чел-ва. Источник месс-зма - комплекс неполноценности, невротич. корни. (Формы месс-зма – еврейский, исламский, русский, совр. американский)

Исихазм (исихия - спокойствие, молчание). Возн-ет в 12-14 в. в Византии. Осн. идея - постижение Бога в молчании и тишине. Понимание Бога как света. Просвещение - приобщ-е к этому свету. Постоянное произнесение молитвы христовой. Повторение имени Христа - путь спасения. Молчаливое созерц-е Бога. Словесная молитва - начальная ступень

2. Исихазм. С XII века велико влияние исихазма (греч. исихия - молчание) ~- богословского учения, основанного византийским богословом в философом Григорием Паламой.

А) В соответствии с евангельской традицией, Палама называет Христа Светом, а его деятельность — просвещением. В дискуссиях о природе Фаворского Света На горе Фавор уче­никам Христа был явлен несотворенный Свет как посредник между верующим и божественной сущностью, как критерий божественности Иисуса).

Б) Бог постижим. Бог является человеку через энергию сущностей.

Иосифляне и нестяжатели: Иосифляне(стяжатели)-церковь должна быть богатой и подд-ть полит. власть. Полит. власть - защищает церковные, монастырские землевладения. Нестяжатели - в основе церкви должен лежать аскетеизм (строгий образ жизни с отказом от удовольствий), личный труд монаха. Церковь д. б. евангельской – нестяжательской, д. отказаться от землевладения и богатств.. Эксплуатация противоречит евангельскому принципу любви.

Концепция Москва – 3-й Рим: абсолютизация роли рос. православия. в мире Оно явл-ся источником духовности, спасения др. народов. Москва унаследовала духов. и полит. роль Рима. Подчеркивается мировое значение России. (Христианство вводится римским императором Константином а 325 г. н. э.).

Философские взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева

Реформы Петра имели следствием сближение русской и западноевропейской культуры, обусловившими процесс секуля­ризации философской мысли в России.

Самый универсальный ум России того временя — М. В. Ломоносов (1711—1765). Биография. Он родил­ся в Архангельской губернии в семье крестьянина— помора, учился в 'Москве в. Славяно-греко-латинской академии, продол­жил образование в Германии. Будучи энциклопедически образованным уче­ным, внесшим оригинальный вклад а такие области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, гео­графия, лингвистика, философия.

А) Ломоносов выдвигал идею от­деления просвещения и научного познания от религии. Следовал теории двух истин.

Б) В теории познанияЛомоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого.

В) Ломоносов развивал атомистические представления античности. Он выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы, молекулы состоят из элементов, т: е. атомов. Последние - неделимые частицы.

Г) Конкретизировал фундамен­тальное положение Декарта о сохранении движения. Экспериментально доказал факт сохранения массы (веса) вещества. Данный факт он характеризовал как “всеобщий естественный закон”.

Д) Ломоносову принадлежит идея механической природы теплоты, выдвинутая в противовес господствовавшему пред­оставлению о теплорода. Он писал, что, частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодных — медленнее.

Е) Ломоносов высказывал предположение о взаимной связи и развития живой и неживой природы.

Взгляды Ломо­носова соответствуют западноевропейской философской тради­ции.

М.В.Ломоносов: 1) Придерживается средневековой теории 2-х истин: истины науки не зависимы от религ. истин. Отход науки от религии, наука независима.

2) Единство теории и практики. Сравнивает теорию с глазами, практику - с руками. Сторонник позноваемости мира, ему принадлежит идея соединения теории и опыта.

3)Ломоносов – атомист (корпуск. теория).

4) Открытие з-на сохранения массы, веса вещ-ва, энергии.

А.Н.Радищев: «О ч-ке, его смертности и бессмертии». Проблема бессмертия рассм-ся с разн. точек зрения: психологии, биологии, физики, религии. Решения противоречивые. С религиозной т. з. утвер-ся, что душа бессмертна, душа - субстанция. С т.зрен. з-на сохр-я энергия - эн-я меняет свою форму, но продолжает сущ-ть и поэтому духовная психологическая энергия переходит в др. форму. Помимо обоснования материалисти-ческих начал бытия большое внимание уделял соц.-политической ф-фии. Ее кредо-борьба за правовую и духовную свободу.Борец с извечным российским рабством, феодализмом. Народ пребывает в дух. и экономич. рабстве. Сторонник соц. Изменений

Особое место среди мыслителей России XVIII века принадлежат А. Н. Радищеву (1749—1802). Он известен как автор “Путешествия из Петербурга в Москву”, представляющего широкую панораму русской жизни, ее энциклопедию.

А) Как философ Радищев выразил свои взгляды в книге “О человеке, его смертности и бессмертии”. Проблема бессмертияможет быть рассмотрена с биологической, психологической, религиозной точек зрения.

1. В первой части труда Радищев рассматривает проблему с естественнонаучной точки зрения. Показывая зависимость духов­ной жизни от тела, Радищев приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет за собой смерть души.

2. Однако в двух последних частях сочинения он объявляет душу бессмерт­ной.

а) Душа челове­ка есть субстанция, “существо само по себе”, она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, неразделима сре­ди всех чувствований и мыслей, постольку она бессмертна.

Душа едина, благодаря чему человек “сего мгновения” — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать.

б) Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, постольку разумно полагать, после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение перехода из одного состояния тела в другое сравнением с превращением гусеницы в бабочку.

в) Главный же аргумент тезиса о бессмертия души — закон сохранения энергии(“силы”). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и “мыслительность”, “духовность”, “душа” не исчезает бесследно.

П.Я.Чаадаев: 1-й рус.философ. Общ. Концепция – провиденциализм - все в общ-ве осущ-ся по воле Бога, не законами челов-ва. Позиции: 1) историософия.- Его в основном волновали вопросы о крепосничестве, абсолютизации. Главная задача Р. - в воссоединении ее с др. народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом. Негативн. оценка провославной церкви: православие сохраняет крепостничество, выступает за него. Отмечает, что в Р. отсутствуют традиции, Р. живет настоящим, т.е. без прошлого и будущего => Р. дает пример как не нужно поступать. Чаадаев выражает разочарование в Р.: - любовь к Отечеству прекрасная вещь, но любовь к истине - более глубинная. В силу отсталости Р. можно избежать ошибок Европы. Р. не содействовала развитию челов-ва. Миру мы не дали ничего. Чаадаев поражен немотой рус. лиц. Пессимизм в отношении настоящего и прошлого, оптимизм – в отношении будущего.

Западники и Славянофилы Высшей точкой развития русской общественной мысли в 19 в. были политические программы, философия и социология декабристов. Развитие ф-фии в последекабристский период прошло под воздействием диалога м/д славянофилами и западниками. Именно с этого момента русская ф-фия теоретически начала осваивать проблему «Россия и Европа», осмысливать русскую идею. Основные варианты ее решения предложили как славянофилы (Хомяков, Самарин…) так и западники (Чаадаев, Белинский, Герцен…). Западники: по своей философской ориентации тяготели к материализму (утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость) и позитивизму (объявляющим единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и отрицающее ф-фию как особую отрасль знания), а в политич. отношении - к революционному переустройству общества (сторонники решительных действий и взглядов).

Славянофилы: Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. мысли, т.к. интуитивная, «живая», вне диктата рационального

феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она ценностна, интуитивна, свободна) и каталической (доказательна, власть необх-ти, не свободна).

Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом прогрессе 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества. Они охарактеризовали русский народ - как чувственный способный к состраданию, сплоченный (общинность).

Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета (без «чинопочитания»), в свободе. Свобода каждого предполагает единство всех. Церковь авторитарна и несвободна. Соборность не тождественна церковности.

В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Два борющихся м/д собой духовных принципа. Племена кушитского типа агрессивны и воинственны, объединены на договорной основе, отдают предпочтения торжеству индивидуального над общественным. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад, католич. религия.

Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. В русской общине они усматривали экономическую основу России и гарантию ее своеобразия, обшина д/них величина постоянная.

Н.В.Федоров: основные темы ф-фии - единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. В будущем с пом. науки м. воскресить всех. Отказ от вражды, грубости м/д людьми и признание всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить с каждым и для каждого. Момент истины чел-ой жизни - ее конечность, самое большое зло - смерть. Человек в его «ф-фии общего дела» ориентирован космически, выступает гарантом сохранения жизни не только на Земле, но и во Вселенной. Главная сверхзадача чел-ка - преодолеть смерть и воскресит умерших. Человечество должно всеобщими силами – в союзе науки и религии - победить смерть.

В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства- одной из немногих созданных русской мыслью фил-ких систем. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух, охватывающий все основы и начала, все формы бытия и сознания. а) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом(чувственное восприятие и опыт - единственный источник познания), с метафизикой и Откровением (интуицией).

б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала.

Только синтез всех видов знания вел к действительному «цельному знанию». 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, к-рый основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии- всеобщией Божественной мудрости. Богочеловечество - это внутренний факт каждого чел-ка, к-рый через сердце воспринимает духовный опыт т предчувствует возможное откровение. Соловьев определяет чел-ка как соединение божественной и материальной природы (при этом природное подчиняется божественному). Бог раскрывает чел-ку полноту бытия., всеединство.

Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода, он считает, абсолютна (т.е. ни от чего не зависит, ничем не обусловлена), иррациональна (т.е.не постигается разумом, мышлением, не может быть выражена в логических понятиях). Она – вне причины, вне причинно-следственных отношений (чудесна).

Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев(1831 - 1891).

Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леон­тьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вы­рождению народа, гибели России. Спасение для России - от­каз от капитализма, изоляция от Западной Европы и превраще­ние ее в замкнутый православно-христианский центр (по обра­зу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России Должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью че­ловека. Как и жизнь человека, история каждого народа, го­сударства зарождается, достигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно Погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотиче­ское единство. Цель сохранения государства оправдывает наси­лие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — жела­ние Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на Религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два в рианта жизненного пути, по которому может идти человек: •путь человекобожества; •путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.Второй путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках Такой путь Достоевский считал наиболее верным, правед­ным и спасительным для человека.

Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уни­кальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 360;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.