Позитивизм и прагматизм.
Позитивизм(направление, ориентирующееся на сторую научность, рациональность знаний):
1) позитивизм (классический) связанный впервую очередь с именем Огюста Конта(XIX в.). Позитивизм единственным источником «положительного» знания специальные науки. Позитивизм принимал естественнонаучные объяснение многих явл-ий только в той степени, в какой оно соответствовало интересам технического совершенствования производства. Основное положение позитивизма в вопросе о предмете философского знания, сформулированное апервые Контом, гласило: наука заменяет собой ф-фию.
2) Эмпириокритицизм на рубеже XIX-XX вв. Пытающиеся интегрировать психологические и физические науки и разработать ф-фию чистого опыта. Позитивизм махизм(ф-фия критического опытного знания). При этом опыт понимался как чувственный опыт определенного человека, а не как историческая практика чкловечества.
3) к 20 годам 20 столетия возникает третий позитивизм-неопозитивизм. Задача исследования языка. Мир рассматривается так, как он выражен в языке, поэтому ф-фия должна быть методом поиска смысла языка, т.е.решать логические, лингвистические и др.задачи. Логика языка составляет логический каркас мира. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. Идея создания идеального языка путем исключения из состава предложений наука, к-рые лишены смысла.
4)с 60-70-х гг. идею неопозитивизма продолжает постпозитивизм (М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.), исследующий влияние вне-научных факторов (философии, искусства, политики и т.п.) на развитие научных теорий.
Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи)Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данное суждение истинно.
Прагматизм: Возник в конце 19в.его создателем явл-ся Ч.Пирс. Термин прагматизм означает философия действия. Живя в мире чел-к вырабатывает различные типы действий или привычки действовать.Теория рассм-ся с т.з. целесообразности, т.е. насколько они приводят к успеху, насколько они истины. Исследуя соотношение знания, действия, философы этого течения полагали, что уровень познания не явл-ся вполне достаточным. Поэтому чел-к постоянно находится в Проблемной ситуации поиска эффективных решений.Истина: (истина- как полезность, работаспособность идеи)-истина как польза. То, что полезно (теория, идея)- то истина. Идеи- орудия достижения цели. Если цель достигается значит она иррациональна (т.е.не постигаемый разумом, мышлением, такой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях); -истина как вера. Истина то во, что мы верим. Вера- лечение, привычка вне сомнения; -истина-то,с чем согласны все эксперты, специалисты. Их мнение есть реальность; -истина-не отраж-ет,а способ-ет достиж-ю цели. Нет объектив.нравств-ти истины. Теория значения (Ч.Пирс): «как сделать наши идеи ясным» Предст-я о всех практич.следствиях данного о. дает полное понятие об о.. Все о. даются в отн-ии к чел-ку.
ПРАГМАТИЗМ- одно из направлений западной философии XX в., родоначальником которого считается американский философ и ученый Ч.С. Пирс, чьи идеи развили У. Джеймс, Д. Мид и Дж. Дьюи.. Наибольшее распространение П. получил у себя на родине, именно П. чаще всего рассматривается как единственная подлиная рациональная философия США. П. начинает с того, что мысль и ощущения - это только знаки, сами по себе не содержащие знания. Процесс мышления рассматривается как вид приспособительной деятельности организма, поэтому познание направлено не на понятийное отражение мира, а исключительно на регулирование отношений между организмом и средой. Живя в мире, человек вырабатывает различные типы действий или привычки действовать, соответствующие различным обстоятельствам. Эти привычки осознаются и образуют веру, т.е. готовность действовать определенным образом. Вере противостоит сомнение - состояние, когда вера (покой) нарушается и действие приостанавливается. Поэтому единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. При этом способ, которым достигается верование, совершенно безразличен. Такова основная догма П.: вопрос об истинности или ложности знания снимается и подменяется вопросом о преодолении сомнения и достижении устойчивого состояния веры. Как складывается наше понятие об объекте? Ответ на этот вопрос содержится в так называемом «принципе Пирса»: совокупность чувственных последствий и привычек действия составляет все содержание объекта, т.е. понятие о практических последствиях исчерпывает понятие об объекте. «Истина... отличается от лжи просто тем, что действие, основанное на ней, по зрелому размышлению приводит нас к той цели, к которой мы стремимся, а не в сторону от нее» (Ч. Пирс). Таким образом, истина определяется в П. как полезность или работоспособность идеи (Дж. Дьюи формулирует свой инструментализм: научные понятия не являются раскрытием предшествовавшей и независимой реальности, они имеют лишь операциональное значение, т.е. превращаются в инструменты и планы действия). П. еще в начале века в среде самой западной философии был оценен как «восстание против науки», и его дальнейшая история на протяжении более чем полувека полностью оправдала эту оценку.
БЫТИЕ
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 392;