Философия иррационализма


1. Философия Къеркегора СМ к теме ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

1) Биография Сёрен Къеркегорродился в Дании (1813 - 1855). Гениальный ф-соф. Основатель экзистенциализма. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь, учение об экзистенции).

В Ф. – культовая фигура. Работы: «Страх и трепет», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти». Русск. ф-соф Лев Шестов 2-ю половину своей жизни излагал его ф-фию. В молодости К. вел разгульную жизнь. После разрыва с невестой Региной Ольсен – произошел духовный кризис. К. занялся интенсивной Ф., литературной работой. (Т. дневники – 15 томов). Издавался за свой счет. Современникам – почти не известен.

 

2) Истина – в субъективности. К. отказывается от ф-фии «чистого» (по Гегелю), абстрактного мышления. Утверждается Ф. конкретного ч-ского существования ф-фия индивидуальности.

Истина – в субъективности, в индивидуальности, в неповторимости собственного опыта. В максиме – у каждого – своя ф-фия.

На сколько мы индивидуальны, на столько мы приближ-ся к истине, экзистенции.

 

3) Задача – пробудить ч-ка к экзистенции. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, вечное во временном; то, что наход-ся в самом чел-ке, это максима развития личности, максима самоактуализации, это «Бог в душе». Задача: стать, быть истиной. Воплотить в своей личности. Христос – Понтию Пилату - «Я есть Истина».

Экзистенция = истине. Истина есть экзистенция. Истина бытийна, истина – не гносеологична, не связана с познанием окружающего мира. Истина не познается, а реализуетсяв структуре собств. личности. Задача - стать истиной.

С др.стороны истина и экзистенция - иррациональна (т.е. не постигаема разумом, мышлением, логически не постигается).

Воплотить в себе личность Христа- сложно. (Нужно пройти очень долгий, бесконечный путь. «Возлюби дальнего, врага своего»).

 

4) Критерии истины – экзистенциалы(модусы подлинного бытия)-сост-е выбора, страха, ответственности, страдания, тревоги, осознания того, что наша жизнь – есть бытие к смерти. Если они есть - мы приближаемся к экзистенции.

 

5) Личность и общество Личность обретается в одиночестве, в молчании. «Я доверяю только тишине. Почему? Потому, что она молчит».

Общ-во враждебно чел-ку, растворяет личность, уничтожает индивидуальность, Бога в душе. Живя в общ-ве, мы убегаем от самих себя, т.е. за нас решает общ-во, мы не выбираем. За нас выбирают другие, ситуация. Мы = соц. роли. В свободе чел-к независим от общ-ва. Личность реализ-ся в одиночестве. Чел-к - это сущ-во страдающее.

 

6) Страдание – основа творчества. Страдание - признак серьезногоотн-ия к миру, другим, жизни.

Это основа творчества. В каждом чел-ке заключено страдание. Ч-век в творчестве страдает. Художник пишет собственной кровью. Для мира его творение – прекрасное произведение. Путь христианина - это путь Христа, путь страдания, путь Голгофы.

 

7) Экзист. Мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ - свободно(т. к. бездоказательно), ЭМ субъективно. ЭМ связано с самоактуализацией л-сти. => формируется «внутреннее знание». Внутр. знание связано со становлением личности.

Научное мышление - несвободно, безлично, абстракто (т.е. мысленное отвлечение, обособление от тех или иных свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков).

Ф-фия антинаучна.

8) Страх -отражение сущности человека, экзистенциал. Виды С. 1) повседневный- эмоционал. проекция возможности потери значимого для себя (здоровья, жизни, вещи) 2) страх перед смертью- высшая форма обыденного страха (и низшая – экзистенциального) 3) страх перед Ничто - страх не из-за чего-то конкретного и не перед чем. Страх вообще. Страх божий. Это экзистенциальный страх.Уничтожает 1-й тип страха (обыденный). Первохристиан называли – «те, которые ничего не боятся».

2 вида «страха божьего». 1 – «страх перед Богом» - перед возможным наказанием Бога за дурные поступки. 2 - «страх божий» - б. экзистенциальный, = страх перед Ничто

 

9) Учение о 3 стадияхразвития личности: 1) эстетическая - сост-е молодого чел-ка. Хар-ся разбросанностью, случайностью. Эта стадия характеризуется эротизмом, душа хар-ся неустойчивостью, разбросанностью. Душа распадается на 1000-чи частей, «демонов».

Все становится модой: мода диктует ч-ка, «все в жизни дело моды». И религия, и божий страх – дело моды.

Отсутствие целенаправл-ти. Чел-к – игрушка чувств и страстей. Существует ради исполнения желаний. Чел-к – объект манипуляции. «Их гонят стадами и обманываю всех скопом».

Чел-к все выбирает несерьезно.

Чел-к живет иллюзией. Молодые – иллюзией будущего. Пожилые – иллюзией прошлого («Раньше были времена»).

Ценностью явл-ся не дух, а физич. природа. (Тост-молитва – «на здоровье!»). Отсюда не возникает вопрос о смысле жизни. Возникает меланхолия (т.е. болезненно-угнетенное состояние, тоска, отчаяние).

Чел-к остается одиноким в любви (образ Дон Жуана). Его охватывает неудовлетворенность, цинизм.

 

2) этическая ч-к пытается строго разделить добро и зло. Чел-к стремится к добру. Он следует внешним правилам, нормам. Но при этом происходит ограничение свободы ч-ка. Ради нравственности он должен идти на жертвы – подавлять естественные влечения. (Предвестие психоанализа Фрейда). Он превращ-ся в формальное существо.

Условное, причинно обусловленное поведение не м. б. нравственным. Т. к. оно превращается в средство по отношен. к внешней цели (в т. ч. и посмертному воздаянию, раю).

Влечения ограничиваются нормами. Ч-к осознает себя греховным.

 

3) религиозная стадия.

Люди забыли, что такое интровертированность, погруженность в себя.

А) Чел-к сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов, смерти. Необход-сть рождения, взросления, учебы, общения, смерти.

Б) Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-сти, в Боге все возм-но. Вера расшир-е возм-ти, в вере устр-ся потеря значимого, в вере достигается все – в этом мире и в потустороннем.

В)Греху противостоит вера. Не каждое религиозн. поведение нравственно.

Г)Абсурд веры. Вера – парадоксальна и абсурдна. (Парадокс - соположенность 2-ух мнений относительно одной проблемы).

Д) Модель – ветхозаветный Авраам. Жена его – Сара. Они состарились. Не было у них детей. Много лет молились. Родился долгожданный сын Исаак. Бог приказывает Аврааму принести его Себе в жертву. Авраам ведет Исаака на гору Мориа. Заносит уже нож. Мотивационно уже убивает любимого сына Исаака. Бог отменяет его действие.

Поведение «рыцаря, патриарха веры» Авраама противоречит соц. нормам, разуму, морали, отцовским чувствам. Оно парадоксально и Абсурдно. Вера приносит страдание, страшит чел-ка. Страшно броситься в пучину Абсурда.

Религиозность, по Къеркегору, за пределами нравственности.

 

14 Экзистенцианализм -философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование.

Экзистенциализм – протест против конформизма (т.е. против уподобления другим), против обезличивания (т.е. против лишения своих отличительных черт, против лишения самостоятельности). Протест против манипуляции. Мартин Хайдеггер: «мы мыслим как мыслят, мы делаем как делают». Экзистенциализм - не теория, а индив-ное филос-ние. В пределе - сколько индивидов, столько и ф-фий.

Источник фил-ния - не обобщение научных фактов, не индукция, а чувство затерянности, тоски, печали, «тошноты» от мира, бессмысленности сущ-ния, индивид-ные страдания, переживания, осознание, что наше бытие есть бытие к смерти.

Экзистенциализм – учение об экзистенции. Жан-Поль Сартр: «Экзистенциализм – это учение о противоречии между человеческим существованием и человеческой сущностью». Задача ч-ка – воплотить эту сущность, стать экзистенцией, т.е. воплотить истину ч-кого бытия. Достичь максимального развития личности. Экз-ция синонимична понятию «Бог в душе». Экз-ция непознаваема, иррациональна.

Истина:Истина есть экзист-ция. Истина – не познаваема, но воплощаема, это личностная хар-ка. Истина - не соответствие понятия - вещи, это степень осуществления экзистенции. Задача ф-фии - не познать истину, а стать истинным. Христос: «я есть истина». Чтобы познать истину, надо быть истиной. Истина – в субъективности, индив-сти (Къеркегор).

Модусы, экзистенциалы – признаки приобщения к экз-ции, истине. Это сост-ние страха, забота, ответственность, совесть, страдание, решимость, выбор. Страх - основа приобщения к экзистенции. Страх перед смертью. Помня о смерти, мы помним о себе, реализуем собственную личность. «кто не рискует тот не пьет шампанское».

Пограничная ситуация -основа приобщения к экзистенции. Это ситуация крушения, нереализованности высших ценностей (добра, дружбы, гуманизма, жизни). Классический пример ПС - смерть на рассвете. В этом состоянии ч-к познает истину. Ч-к перед смертью не лжет. Ф-фия не научна, она формирует личность, будит экзистенцию.

Неподлинное бытие.НБ – состояние, когда ч-к поглощен средой. Возникает феномен усредненности. Мы - есть социальная функция. Нас можно заменить любым др. ч-ком. Подлинное бытие – состояние осознания своей конечности перед лицом смерти.

Вера – основа ф-фии. Пишет Карл Ясперс. 1. Вера -стержень, основа личности. «Я есть то, во что я верю, (мы есть то, что мы любим)». 2. Ф-фия формирует личность, а значит и веру. 3. Личность (и вера) – в основе ф-фии. Ф-фия – индивидуальна.

Свобода.1.Свобода - есть критерий экзистенции. Свобода - выбор не ситуации, не предмета, а выбор прежде всего самого себя, личности, своего подлинного Я.

2. Свобода - есть выбор, предполагает ответст-сть, горечь, бремя, страдание.

3. Наш выбор на основе каких-то оснований - иллюзия выбора. У всего, у каждого нашего действия есть причина. Свобода - это нарушение закона достаточного основания, в соответствии с которым все совершается в мире. Св. – нарушение причинно-следственных отношений. Есть чудо.

4. Не чел-к обладает свободой, а Св. обладает чел-ком.

5. Свобода - свобода умереть (смерть – иероглиф, знак, символ свободы). Смерть – возможность выйти из любой самой дурной ситуации.

6. Свобода не результат исторического развития (как полагал Гегель). Св. внеисторична. Есть критерий развития личности.

7. Свобода в духовном отношении фатальна.

Бегство от свободы. (Эрих Фромм). Св. есть страдание, бремя. Ч-к может отказаться от свободы, это отказ от самого себя. Формы бегства от Св.: 1) авторитаризм - стремление найти опору во вне, в группе. Бывает: а) авторитарно-активная установка проявл-ся в форме садизма. (Получ-ет удовольствие от приказов, эксплуатации др.) б) авторитарно-пассивная – в форме мазохизма. (Получ-ет удов-вие от того, что подчин-ся); 2) конформизм - вследствии уподобления; 3) деструкция-бегство от личности.

Ф-фия абсурда (Альбер Камю).Наша реальность абсурдна (нелепа, бессмысленна) - на фоне фатальной смерти. Наша абсурдная жизнь символизируется в закатывании камня Сизифом. Смерть – неизбежность скатывания камня.

Основной вопрос ф-фии – Камю - проблема самоубийства. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить», стоит ли жизнь, чтобы быть прожитой. Наша жизнь - бытие к смерти. Абсурд всех наших действий, опред-ся фатальностью смерти. Скатывание камня - наша смерть, его закатывание-наша жизнь.

Осознание абсурдности (нелепости, бессмысленности) означ-ет свободу.

Предполаг-ся бунт против абсурда. Он закл-ся в творчестве. «Бунтую, значит существую». Бунт м. б. философским, религиозным, худож., историческим в виде революции. Насколько мы бунтуем, настолько обречены на экзистенцию.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность (имеющий конец, не бесконечный), вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному (не ограничен.услов-ями, полный), однако реальностью стала потеря Бога.

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред-ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут-ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета-физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.

 

15 ПРАГМАТИЗМ

От слова «прагма» = действие. Возникает в США – в 70-е гг. 19 века.

Теории рассматриваются с т. зрен. целесообразности, практической эффективности. Те взгляды, теории, котор. ведут к успеху – истинны.

ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (10 сентября 1839, Кембридж, Массачусетс — 19 апреля 1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ и логик, математик и естествоиспытатель, основоположник прагматизма и семиотики.

1. Теория сомнения- веры

1. Познание направлено ненаотражение действительности, а на выработку привычки. Привычка действовать в определ. условиях = Вера.

2. Познание есть движение от Сомнения (колебания, беспокойство, парализует действия) – к Вере (спокойствие, интелл. комфорт, готовность к действию). Мнение = Вере. Мышление необходимо для формирования Действия. Цель исследованияинтелл-й комфорт, а не отражение действ-сти.

2. Принцип Пирса - теория значения

Прописывает в статье «Как сделать наши идеи ясными». Представление о чувственных и практических последствиях – объекта есть полное понятие объекта. (Пример. Что такое «молоко»? Следствия – белое, чем м. умыться, заморозить и пр. Теперь ясно? Да!). Объекты – в отношении к человеку. Значение – через практические следствия.

Убеждения или верования (beliefs) — это правила для действия. Для выявления смысла любого утверждения достаточно определить способ вызываемого им поведения. Иными словами, прагматическая максима утверждает, что наша идея вещи есть идея ее чувственных последствий. Соответственно, понятие обо всех практических следствиях, которые могут быть произведены объектом, будет полным понятием этого объекта.

Уильям Джемс

1. Радикальный эмпмризм

Отождествление опыта (ощущений) и всех видов Реальности. Опыт – а) внешний Мир, б) сам Субъект (как поток сознания, ощущений, чувств), в) Объект (как комплекс ощущений).

(Человек пребывает в непознаваемом мире – воспринимает образы, ощущения, а не сущность, не вещи).

3. Истина – Польза.

1. Истина – то, что полезно, что ведет к успеху. Идеи, теории – орудия для достижения Целей.

2. Истина – Вера, то, во что верим (мнения, привычки – вне сомнения).

3. Истина – то, с чем согласны все эксперты. Объект этого мнения = Реальность. (Космическая реальность – то, о чем пишется в учебнике астрономии).

4. Предпочтение мнения – из практических следствий.

5. Истина – не отражает реальность. Нет объективной истины. Истина (как и нравственность) – то, что выгодно (что ведет к социальной или душевной гармонии)

4. Воля к вере

1. Джемсом разраб-ся концепция Авторитарной Веры, веры как доверия авторитету, источнику. Сущ-ет «престиж мнений». Наша вера есть «вера в чью-нибудь веру».

2. Мы верим в то, что а) приносит Удовлетворение, покой. б) на основе высшего Желания (заинтересованности). Мы верим в любую гипотезу, если она приносит удовлетворение. Мы заинтересованы (желаем это) в бытии Бога. Высшее желание – достаточное основание для веры в него.

3. Мы делаем выбор между Теизмом (утверждением бытия Бога) и вне-теизмом. А) Выбор теизма – вера в Бога = вера в высший порядок, гармонию и жизнь после смерти тела. Трагедии временны и ничтожны. Это приносит удовлетворение.Б) Материализм, а-теизм – Гармонии нет, перспектива -уничтожение всего человечества. Трагичностьпроблемвозрастает. Вывод: Теизм предпочтительней.

4. Инструментализм Джона Дьюи

Функция понятий, теорий – не в познании, а в устранении проблемной ситуации.

Идеи, теории – Инструмент для достижения Целей, успеха. Эффективностьтеории – критерий ее рациональности и истинности.

Позитивизм(направление, ориентирующееся на сторую научность, рациональность знаний):1) позитивизм (классический) связанный впервую очередь Огюста Конта. Позитивизм единственным источником «положительного» знания специальные науки. Позитивизм принимал естественнонаучные объяснение многих явл-ий только в той степени, в какой оно соответствовало интересам технического совершенствования производства. Основное положение позитивизма в вопросе о предмете философского знания, сформулированное апервые Контом, гласило: наука заменяет собой ф-фию.2) Пытающиеся интегрировать психологические и физические науки и разработать ф-фию чистого опыта. Позитивизм махизм (ф-фия критического опытного знания). При этом опыт понимался как чувственный опыт определенного человека, а не как историческая практика чкловечества.3)к 20годам20столетия возникает третий позитивизм-неопозитивизм. Задача исследования языка. Мир рассматривается так, как он выражен в языке, поэтому ф-фия должна быть методом поиска смысла языка, т.е.решать логические, лингвистические и др.задачи. Логика языка составляет логический каркас мира. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. Идея создания идеального языка путем исключения из состава предложений наука, к-рые лишены смысла.

Прагматизм: Возник в конце 19в.его создателем явл-ся Ч.Пирс. Термин прагматизм означает философия действия. Живя в мире чел-к вырабатывает различные типы действий или привычки действовать.Теория рассм-ся с т.з.целесообразности, т.е. насколько они приводят к успеху, насколько они истины. Исследуя соотношение знания, действия, философы этого течения полагали, что уровень познания не явл-ся вполне достаточным. Поэжтому чел-к постоянно находится в Проблемной ситуации поиска эффективных решений.Истина: (истина- как полезность, работаспособность идеи)-истина как польза. То, что полезно (теория, идея)- то истина. Идеи- орудия достиж-я цели. Если цель достигается значит она иррациональна (т.е.не постигаемый разумом, мышлением, такой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях); -истина как вера. Истина то во, что мы верим. Вера- лечение, привычка вне сомнения; -истина-то,с чем согласны все эксперты, специалисты. Их мнение есть реальность; -истина-не отраж-ет,а способ-ет достиж-ю цели. Нет объектив.нравств-ти и стины. Т.значения (Ч.Пирс): «как сделать наши идеи ясным» Предст-я о всех практич.следствиях данного о. дает полное понятие об о.. Все о. даются в отн-ии к чел-ку.

 

 

****

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 428;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.035 сек.