Архитектура и скульптура
Родиной барокко была Италия. Замечательным мастером итальянского барокко был Джан Лоренцо Бернини (1598-1680). Папа Урбан VП доверил мастеру убранство собора св. Петра.
Его деятельность была многогранна: он создавал церкви, уличные фонтаны, портреты, статуи, надгробия и алтари. Аллегорические фонтаны (фонтан Тритона) созданные Бернини; Фонтан четырех рек представлял уникальное соединение обелиска с фонтаном; у подножия четырех скал помещались символические изображения рек четырех континентов - Ганга, Нила, Ла-Платы, Дуная.
Новым в статуе ДавидаБернини был показ драматизма борьбы, острота конкретной характеристики, бурная динамика. «Аполлон и Дафна» привлекли к Бернини всеобщее внимание.
В 1647 г. Бернини приступил к работе над композицией «Экстаз святой Терезы» для церкви Санта-Мария делла Витториа. Монахиня, в своих письмах описывала страстное экстатическое состояние, болезненные видения, поражающие ее во время молитвы. Мраморная группа «Экстаз святой Терезы» помещена на подножии из серого мрамора, изображающем облака на фоне ярко сверкающих металлических лучей.
Бернини принадлежит серия парадных репрезентативных портретов, лучшие из которых - «Портрет кардинала Боргезе» 1632 г., «Портрет Констанцы Буонарелли» 1635 г. Он говорил, что при изображении кого-нибудь с натуры все дело состоят в том, чтобы уметь уловить то качество, которое свойственно только данному человеку и которого природа не дала другим, а дала только ему, но что необходимо выбирать особенность не безобразную, но прекрасную. Чтобы портрет удался, следует выбрать какое-либо действие и попытаться хорошо передать его; наилучшим моментом для изображения рта, является тот, когда человек только что кончил говорить или, наоборот, собирается заговорить; он пытался поймать этот момент.
Как архитектор, Бернини длительное время работает над собором Святого Петра, где выполняет торжественную сень (балдахин) над алтарем. В нишах подкупольных устоев Бернини поместил колоссальные мраморные статуи, в центральной апсиде храма разместил кафедру св. Петра. В 1656-1667 гг. архитектор создает площадь перед собором св. Петра: от краев фасада галереи и коридоры образуют соборную паперть в форме трапеции, от концов галереи 284 колонны оформляют овал площади.
Еще одним крупным мастером римского барокко был Франческо Кастелли, по прозвищу Борромини (1599-1667), чьи работы исполнены драматизма, динамизма. Одним из характерных его произведений стала церковь Сан Карло алле Куатро Фонтанев Риме. В основе объемов церкви овал, перекрытый куполом, пространство усложнено. Волнообразная лепка поверхностей интерьеров и наружных объемов введена Борромини в язык барочных средств выразительности. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца поставлена Борромини в глубине вытянутого двора университета, план церкви строится на двух пересекающихся равносторонних треугольниках, образующих шести-конечную звезду, ее фасад вогнут. Над стеной расположен многолопастный барабан, окруженный шестью группами спаренных колонок, над которым уходящая вверх спираль с венчающей короной.
Живопись
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо
(1571-1610), был первым художником общеевропейского масштаба. Основной сферой творческого действия Караваджо оказался традиционный круг образов христианской мифологии в полотнах на религиозные сюжеты. Он постоянно изображал сцены страстей и мученичества, в каждой сюжетной ситуации выделяя ядро действия, решительно отбросив все остальное.
В первый период творчества (1591-1598) Караваджо предпочитал полуфигурные композиции с одним, двумя, максимум тремя персонажами («Юноша с корзиной фруктов» и «Юноша, укушенный ящерицей», «Лютнист»).
Новизна картины «Гадалка» 1594 г. состояла в использовании двухфигурной композиции с тесной смысловой связью между героями. В «Шулерах» 1596 г. действие приобретает открыто динамический характер с впервые появившейся здесь богемно-разбойничьей тематикой.
После 1598 г. Караваджо целиком обращен к мифологической тематике. Принцип, который положен в основу ранних мифологических полотен, - это травестийная мифологизациянатурных мотивов. Таков «Вакх» 1594 г., «Амур-победитель» 1598-599 гг.
В это время в католических странах алтарная картина была рассчитана на более активный контакт со зрителем. Смелое низведение персонажей Священной истории на уровень зрителей, подчас грубой реальности, простота и человечность ее героев устраняют привычную дистанцию между ними и зрителем и повышают силу их непосредственного воздействия.
Программное значение для европейской живописи XVII в. имеет цикл картин в римской церкви Сан Луиджи Деи Франчези 1599-1602 гг.: св. Матфей с ангелом и две более крупных боковых композиции, одна из которых изображает призвание, а вторая - мученическую смерть святого. «Призвание св. Матфея» по своей образности сопоставима с главными созданиями Рембрандта и Веласкеса. Матфею приданы спутники авантюрно-богемного склада, к тому же изображенные в одеяниях начала XVI в. Именно с этой реальной жизнью вступают во взаимодействие персонажи «идеального плана» - Христос и сопровождающий его Петр. Как всегда у Караваджо проблема среды связана со светотенью, которую уже в это время называли «подвальной».
Второй крупной работой художника стал цикл Черази в римской церкви Санта Мария дель Пополо, который состоял из двух композиций вертикального формата - «Распятия св. Петра» и «Обращения Павла». Обе композиции имеют общность в сильном драматическом напряжении, в масштабном и колористическом единстве. И в «Распятии св. Петра», и в «Обращении Павла» представлено ядро ситуации, пластический сгусток действия.
Группу произведений, созданных на рубеже XVII в., завершает картина «Христос в Эммаусе», которая представляет явление Христа, перешагнувшего грань земной жизни, двум ученикам.
Основные интересы Караваджо теперь направляются на создание монументальных алтарных композиций, которым уже тесно в отдельной капелле. Первой из них было ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 гг., предназначенное для новой барочной церкви Санта Мария ин Валличела. «Положение во гроб» сопровождала слава лучшего произведения Караваджо. В героизации Христа, в отсутствии нимбов, в отказе от принятой в алтарных композициях подобного рода системы двух зон - земной и небесной - дают знать секуляризующие тенденции.
В работе «Смерть Марии» 1606-1607 гг. эмоции выявлены более сдержанно, в персонажах подчеркнута общность переживаний. Значительность центрального образа не столько в нем самом, сколько в глубоком чувстве горя и безутешной печали, которое исходит от апостолов, собравшихся вокруг смертного одра.
Караваджо вел двойную жизнь, был замешан в ряде преступлений, по обвинению в убийстве подвергся преследованиям, бежал из Рима и умер в изгнании.
Художник сюжетно определил направление живописи XVII в. Часто используемый им прием резкого свето-теневого контраста (тенебросо) получил наименование караваджизм(в Европе у художника было много последователей, которых называют караваджистами).
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1881;