Барокко и реализм в Италии
Искусство Нового времени
Искусство национальных школ барокко
XVII в. для Европы - эпоха противоречий: старое сочеталось с новым. «Великолепие и достоинство, театральность, строгое соблюдение норм лежали в основе всего. Безусловное служение церкви и государству было идеалом общества, власть монарха была обожаема и обожествлялась. Церемониальная торжественность доминировала в общественной жизни, и общество воспринимало ее с полной серьезностью». (Й.Хейзинга)
Становится возможным сосуществование нескольких стилевых систем Барокко, классицизм, реализм). Искусство окончательно утрачивает религиозный характер, становясь светским по своему духу. Появляются такие новые жанры, как натюрморт и анималистический жанр (изображение животных).
В архитектуре - это время новых градостроительных идей, расцвета садово-паркового искусства, создания грандиозных дворцовых ансамблей. Происходит обновление творческого метода художника. В живописи более напряженной и динамичной становится композиция, цветовая нюансировка, развитие тонального колорита, изобретательное использование светотени.
Развитие искусства протекает в рамках национальных школ.
Великими художественными державами становятся в XVII в. Испания, Франция, Голландия и Фландрия. В Италии и Франции на первые роли выходит архитектура, монументальная скульптура, монументально-декоративная живопись. В буржуазной Голландии ведущую роль играет станковая живопись.
Ведущим стилем эпохи выступает барокко. Центром формирования новой системы явился Рим.
Идея барокко двойственна по своему содержанию. Соотношение религиозной, сословной, эстетической идей и непосредственной стихии жизни создает конфликт полноправного земного существования и одухотворенной вечной жизни, грубой телесности и чистой духовности; хаоса и порядка; безобразия и красоты; низменного, животного существования и возвышенного служения.
Для барокко характерно преобладание изображений чудес и мучений, гиперболичность, аффектированность и патетика, эмоциональная напряженность, контрасты и асимметрия, яркость образов и красок, тяготение к грандиозности, перегруженности декоративными элементами, криволинейность очертаний, пышность и декоративность фасадов и зданий в архитектуре.
Отклонение от нормы, от правил, склонность к гротеску - черты барочного мировосприятия. Жизнь человека непредсказуема и вызывает изумление, удивление, потрясение. Цель искусства - в передаче этих чувств. Барокко стремится подражать природе в ее стихийной мощи.
Двойственность мировидения барокко проявилась в таких чертах, как мистика, фантастичность, иррациональность, экспрессия, с одной стороны, рассудочность и трезвость - с другой.
Живописи барокко присущи светотеневые контрасты, нарушение принципов прямой перспективы, динамизм композиции, который подчеркивается развертываением действия по диагонали к плоскости изображения.
В изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического характера, парадные портреты. Идеализация образов сочетается с оптическими эффектами.
Искусство барокко интенсивно развивается в оставшихся католическими странах - Италии, Испании и Португалии, Фландрии, позже в Германии, Австрии, Англии, Скандинавии и Восточной Европе.
В искусстве стран Европы с барокко очень часто соседствуют реализм с его принципом правдивого изображения действительности и классицизм с его культом античности, идеей государственности (долг, а не чувство), рационализмом (строгая регламентация почти всех видов искусства).
Барокко и реализм в Италии
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2397;