Барокко и реализм и Испании
В состав Испанской державы в XVI в. входили Нидерланды, некоторые области Италии, север Африки, а также колонии в Новом Свете. В 1561 г. Филипп II основал новую столицу Мадрид, а в 1563 г. недалеко от новой столицы началось возведение Эскориала, соединявшего дворец, монастырь и усыпальницу королей.
Эскориал был сооружен в 45 км от Мадрида у скалистых отрогов гор. Сооружение ансамбля было начато в 1563 г., велось под личным присмотром короля. Своим названием Эскориал обязан селению Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (escoria исп. - шлак). Возглавил строительство комплекса Хуан де Эррера (1530-1597). Эскориал представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 на 162 м с четырьмя башнями высотой 56 м по углам. Выразительность фасадов достигнута подчеркнутым лаконизмом гладкой плоскости стены с часто расположенными окнами. Доминантой ансамбля является собор, знак того, что Эскориал представляет собой ансамбль-монастырь.
Живопись
Диего Веласкес (1599-1660) родился и провел юность в Севилье, бывшей в это время крупным культурным центром Испании. Первые его картины принадлежали к жанру «бодегонес»(«таверны») и изображают сцены из быта простонародья («Продавец воды в Севилье»). В 1622 г. он попадает в Мадрид, где получает известность как портретист, умеющий схватить саму сущность изображаемого человека.
На Веласкеса оказывает влияние общение с Рубенсом, который был в Испании в 1628 г. Во время пребывания в Италии, куда художник был послан, чтобы пополнить дворцовую коллекцию картин, он пишет «Кузницу Вулкана», которая демонстрирует свободу письма и богатство цветовой палитры. Для оформления королевского дворца вблизи Мадрида Веласкес пишет «Сдачу Бреды» - первую историческую картину, в которой нет аллегорий, ложной драматизации событий и в которой отдается уважение мужеству проигравших сражение.
За портреты, написанные в Риме, художник избирается в члены Академии святого Луки. Вершиной явился его портрет папы Иннокентия X, про который сам папа сказал, что он слишком похож. Со времени возвращения в Испанию в 1651 г. начинается период наивысшего расцвета творчества Веласкеса. В это время он пишет свою знаменитую картину «Менины» («Фрейлины»), где сочетает жанровую сцену с групповым портретом; несколько лет спустя «Миф об Арахне»(«Пряхи»), в которой демонстрирует построение одного пространства в другом.
Одним из первых в испанской живописи Веласкес изобразил обнаженное женское тело («Венера перед зеркалом»).
Кисти Веласеса принадлежат десятки великолепных портретов, среди которых изображения короля Филиппа IV и его придворных (портрет герцога Оливареса). Писал художник и портреты придворных шутов, показывая их с глубоким сочувствием («Карлик Эль Примо»). Высокого мастерства достиг он и в изображении женщин («Дама с веером»).
Хусепе Рибера (1591-1652) еще в молодости уехал в Италию, где прожил всю свою жизнь. Однако по духу творчества он остался испанцем. В своих работах «Мучение св. Андрея» и «Мучение св. Варфоломея», «Святая Инесса» Рибера стремится передать величие духовного подвига. Точка зрения художника на происходящее - сверху вниз, главные фигуры изображены на фоне неба. Живопись Риберы тяжеловесна, картины выдержаны в коричневых тонах. В творчестве Риберы проявились реалистическое видение, трактовка святых как народных героев, интерес к городским низам («Хромоножка»), свежесть колористического решения.
Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682) тоже работал в Севилье. Его религиозные сцены («Святое семейство») сочетают торжественность и элементы демократизма; художник часто искал натурщиков и натурщиц для своих картин из народа («Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов»).
Расцвет испанской живописи «золотого века» оказался кратким и завершился к середине 50-х гг. XVII в.
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1997;