Фламандское барокко
К концу XVI в. ряд северных провинций Нидерландов превращается в самостоятельную буржуазную республику. Южные провинции остались под гнетом испанцев (Фландрия).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В 1598 г. Рубенс был принят в гильдию св. Луки, что дало ему право работать самостоятельно. В 1600 г. он едет в Италию, где проводит 8 лет. В Италии Рубенс вошел в круг известных художников, наряду с копиями картин других мастеров он создает ряд алтарных образов, много работает как портретист. Среди созданных им в это время картин мифологического жанра представлено изображение , «Ромул и Рем с волчицей», он работает в жанре большого конного портрета. Громадное значение для Рубенса имело знакомство с произведениями Караваджо. В 1608 г. Рубенс возвращается в Антверпен и женится на Изабелле Брандт. Могущественные ремесленные корпорации стали поручать ему большие заказы. Рубенс создает алтарные картины почти для всех католических церквей Южных Нидерландов, одна из них - «Водружение креста».Ощущение динамики создавала диагональ креста, а также движение фигур, идущих в противоположных направлениях. Стремление Рубенса разрушить замкнутость пространства картины - одна из отличительных черт барокко. Особым драматизмом отмечена алтарная работа «Снятие с креста» для Антверпенского собора, выполненная в 1612 г.
Изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними идеал прекрасного. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь, движение «Союз Земли и Воды», 1615 г., «Вакханалия», «Венера и Адонис», «Персей и Андромеда», 1620-1621 гг.).
В 1621 г. художник в Париже при дворе вдовствующей королевы Марии Медичи создает эскизы 12 монументальных картин для большого зала Люксембургского дворца, изображающих в аллегорической форме жизнь королевы.
Слава Рубенса стала всеевропейской, что частично помешало его творчеству, так как эрцгерцог Фердинанд привлек мастера к исполнению дипломатических поручений. Около 10 лет (с 1623 г.) Рубенс вел сначала тайные, а затем публичные переговоры с государственными деятелями Голландии и Англии с целью заключения мира в Южных Нидерландах. Последние десятилетия своей жизни Рубенс вновь посвятил живописи. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин, великолепных портретов («Портрет камеристки»).
После смерти Изабеллы Брандт, Рубенс женится на 17-летней Елене Фоурмент, чью красоту и молодость он запечатлел на 19 картинах («Шубка», «Соломенная шляпка»). В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил. Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей. Драматический дар художника проявился в его последних работах - «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Франциска».
После смерти Рубенса главой антверпенской школы живописи стал Якоб Йорданс (1593-1678), работавший во многих жанрах живописи. Особой славой пользовались его жанровые картины. Он прославил жизненную силу, тесную связь с реальностью бюргерства в таких работах, как «Семейный портрет», «Бобовый король» (изображен крестьянский праздник). Своих героев художник воспроизводил в натуральную величину, персонажи выглядят несколько простонародно, в них нет изящества Рубенса «Четыре апостола»). Число персонажей картин, как правило, невелико.
Они написаны вплотную к переднему краю картины. На один и тот же сюжет Йорданс часто писал несколько картин.
Антонис Ван Дейк (1599-1641) был одним из самых известных учеников Рубенса. Став придворным художником инфанты Изабеллы, он писал портреты не только антверпенских бюргеров, но также фламандской и испанской аристократии.
В 1632 г. художник принимает приглашение короля Англии Карла I и переезжает в Англию. В портретах английской придворной аристократии он тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора. Выполняя многочисленные заказы, художник выработал определенную схему парадного портрета. Он часто повторял одни и те же удлиненные пропорции фигур, позы, жесты. Искусство Ван Дейка все более аристократизи-руется, колористическое решение отличается большей декоративностью, обращением к холодной голубовато-серебристой гамме. Ван Дейк создал около 30 портретов Карла I, множество портретов его жены Генриетты-Марии и детей короля. Одним из лучших является «Портрет Карла I», 1635.
Франс Снейдерс (1579-1657) - крупнейший из фламандских художников-анималистов и мастеров натюрморта. Его «Лавки» 1618-1621 гг. написаны для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. Типичен его натюрморт «Рыбная лавка» с простой и монументальной композицией: картину держит горизонталь огромного стола.
Со старонидерландскими брейгелевскими традициями связано творчество Адриана Браувера и Давида Тенирса-младшего.
Адриан Браувер (1605-1638) писал небольшие жанровые картины - сценки в кабачках и пейзажи. Для художника была характерна золотистая, полная цветовых акцентов живопись, соединение жестоких и грубых мотивов с уравновешенной композицией («Драка»).
Давид Тенирс-младший (1610-1690) писал пейзажи и занимательные жанровые картинки, портреты, аллегории.
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 4420;