Государственное и региональное управление


Если бы вся Вселенная обратилась в одно государство, то как не установить повсюду одинаковых законов?

Козьма Прутков

 

Философы и социологи от Платона и до современных политологов считают государство социальной структурой, обеспечивающей силой государственной власти господство меньшинства над обществом и с помощью определенной системы методов воздействия на социум способствующей достижению поставленных целей. Это жесткое и нелицеприятное определение сущности государственной власти как системы принуждения, насилия сохранится, очевидно, на далекую перспективу социального развития человечества. Для сохранения государственной власти в руках монарха, Вождя или элитарной группировки людям веками внушалось, что верховная власть дается или от Бога, или лишь лучшим, достойнейшим с особыми, только им присущими интеллектуальными и этическими качествами. И удивительно, что несмотря на убедительные, бесспорные уроки истории, большинство людей веками верили и продолжают верить этому наглому, примитивному по сути своей обману.

Государство — социальная формация, объединяющая людей не только по национальному или религиозному признаку, а и на основе территориальной общности. Государственное управление — система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Государство призвано обеспечивать целостность своей структуры, устанавливать и поддерживать дипломатические, политические и экономические связи с другими странами и государственными союзами, способствовать защите прав и свобод своего народа.

С точки зрения теории управления государство является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития. Управляющее воздействие высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой системой; контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.

Для государственной системы управления современной России характерна разбалансированность прямых и обратных связей. Обилие глубоких и мудрых законов, указов, распоряжений и их игнорирование исполнительными органами свидетельствуют о растущей авторитарной бюрократизации высших управленческих уровней и о распаде управления всей системы в целом. Неуязвимость региональной системы управления, стремящейся к максимальной автономии и достижению только своих местнических целей, основана на противоречивости, а иногда и заведомо ложной информации, поступающей по каналам обратной связи.

За последние годы стало очевидным, что основы теории и практики управления могут быть применимы также на государственном, региональном и муниципальном уровнях. В общем случае принципы и методы управления государственной службой могут быть распространены на коллективы учреждений любого уровня и любой организационной структуры (замена термина "управление" его синонимом "администрирование" вполне закономерно). Существует, однако, и противоположная точка зрения: "И хотя ныне считается, что государственные и публичные организации должны использовать принципы и методы менеджмента, многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят" [29].

Потребность в научных обоснованиях, рекомендациях, в обобщении опыта государственного, в том числе регионального и муниципального, управления весьма велика. Если многочисленные исследования показывают, что политический, экономический и хозяйственный кризис в нашей стране объясняется дилетантскими методами управления и расстройством самой системы государственного управления, то трудно понять, а тем более оправдать причины явного отставания теории и практики именно в этой области. Академическая школа государственного управления неоправданно отстает от потребности практики, деятельность систем управления всех уровней формируется эмпирически, методом проб и многочисленных ошибок.

Необходимо напомнить, что поиски оптимальной для данных условий системы государственного управления проводятся уже много веков, а последние 150—200 лет внесли много нового в опыт муниципального управления. Достаточно вспомнить уникальный опыт самоуправления средневековых германских "вольных" городов-государств, швейцарских кантонов, своеобразную культуру английских муниципальных организаций, земское движение России прошлого века.

После образования в XVI в. Русского централизованного государства и особенно после замены в январе 1547 г. титула Великого князя титулом Царя началось создание государственного аппарата, необходимого для управления государством в целом и составляющими его регионами. Верховную власть олицетворяли царь-самодержец и высший орган государственного управления того времени — Боярская дума: "Царь указал и бояре приговорили".

Особенностью российской системы управления государством является создание своеобразного совещательного, а иногда и законодательного органа — Земского Собора, т.е. совещания представителей "всех земель" (первый Земский Собор состоялся в феврале 1549 г., второй — в 1566 г.). На Соборах обсуждались важнейшие политические, экономические и военные вопросы, но тогда еще не существовало понятия депутатской неприкосновенности и спорить с царем было небезопасно — в 1566 г., когда часть дворян обратилась к Ивану Грозному с просьбой отменить опричнину, то 200 человек были немедленно казнены.

При Петре I был создан высший орган государственного управления — Сенат и система функциональных коллегий, среди которых важнейшими были Иностранная, Военная и Святейший Синод (после смерти в 1700 г. патриарха Андриана нового патриарха не избирали). Основным звеном административно-территориального управления стала губерния во главе с назначаемым царем губернатором, а при Екатерине II крупные регионы возглавлялись наместниками с весьма широкими полномочиями. Уездное дворянское собрание избирало своего предводителя, земского исправника, судью и заседателей уездного суда; городское собрание избирало городского голову, бурмистров, членов магистрата, судей и свой распорядительный орган — городскую думу. И сельской местности волостной сход избирал голову и двух заседателей, сельский сход — своего старшину, старост, сотских и десятских.

В XIX в. усилиями М. М. Сперанского создаются Государственный Совет и Комитет министров, а при Сенате учреждаются департаменты. В начале XX в. высшими органами власти становятся Государственная дума, Государственный совет, Совет министров, Совет государственной обороны и Сенат. В системе регионального управления существенных, принципиальных изменений не произошло.

Самый глубокий в истории капитализма экономический кризис 1929—1933 годов показал необходимость государственного регулирования, направленного на сглаживание циклических сдвигов в развитии производительных сил. Тогда же окончательно сформировалась государственная система социальной поддержки: выплата пособий по безработице, пенсий по старости и нетрудоспособности, субсидий на бесплатное или льготное медицинское обслуживание и т.п. Каждая страна имеет свои особенности в масштабах и формах государственного управления и регулирования экономикой, проявляет разумную гибкость и использует для этого самые различные органы государственной власти — от законодательных до исполнительных. Под постоянным государственным контролем находятся вопросы правовой защиты предпринимателей, обеспечения товарно-денежного и бюджетного равновесия, административного надзора и нормативного регулирования производства, внешней политики страны, повышения конкурентоспособности отечественных товаров, развития экспорта и т.п.

Для нашей страны особое значение приобрели проблемы антимонопольной государственной практики, так как предприятие-монополист оказывает негативное влияние на государственный рынок высокими ценами на свои товары, низким их качеством и малым ассортиментом. Государство осуществляет контроль за ценами на социально значимый ассортимент продуктов питания, важнейшие медикаменты, на квартирную плату и коммунальные услуги. В условиях этого затянувшегося перехода к рыночной экономике и финансового кризиса роль государственного регулирования особенно значительна. Государство как экономический субъект и распорядитель бюджетных средств осуществляет прямое финансовое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимулируя реализацию целевых комплексных программ экономического развития и определяя в целом социальную политику страны. И, естественно, только государство обеспечивает национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальных наук, единой системы энергоснабжения и топливной базы, контролирует выполнение программ по защите природы и проведение экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую безопасность. Экономическая политика правительства должна быть направлена на защиту депрессирующих отраслей путем введения высоких импортных тарифов и налоговых льгот для либерализации производства. При распространенном сейчас тотальном охаивании методов плановой экономики зачастую забывают, что развитие производительных сил страны немыслимо без системы централизованного планирования (иногда и директивного) для достижения тех структурных пропорций, которые не могут быть обеспечены рынком.

В 90-е годы регионы России, поощряемые призывом Б. Н. Ельцина брать в свои руки столько полномочий, сколько они смогут, сконцентрировали в своих руках значительную часть управленческих и хозяйственных функций. Однако разрушение планово-административной системы управления регионами и замедленный переход к рыночным отношениям создают неопределенность, правовой нигилизм и субъективизм в определении функций и властных полномочий регионов, реализации принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности. Очевидно, что региональное законодательство должно опираться и соответствовать законодательству федеральному.

Основными задачами регионального управления являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного региона, анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего развития, выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды. К сожалению, ни один регион страны не обеспечил выполнение ни одного из названных мероприятий.

Дополнительно к основным принципам управления, о которых будет говориться в гл. 8, взаимодействие функций регионального управления должно осуществляться на основе принципа выделенной компетенции.Хотя, как отметил А. П. Алисов, "этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа "разграничения функций", не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе" [54], "дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания". Основа принципа в том, что каждый субъект управления наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства. Применение принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило саму практику администрирования, что хорошо отражено в таблице [54].

Таблица 1



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 372;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.