Историческое развитие института прав и свобод чела и гр-на.
История прав и свобод – это история прогрессирующего расширения правового признания в кач-ве чела тех или иных людей для того или иного круга отношений, история обогащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.
Великая идея естественноправового равенства и свободы всех людей была высказана уже античными мыслителями (софистами, Платоном, Аристотелем, стоиками, римскими юристами).
Ранняя страница распространения идеи прав и свобод на женщину связана с платоновской концепцией идеального строя, где женщины равноправны с мужчинами.
Интернационализация и универсализация идеи равноправия всех людей, связана с усилиями и римских стоиков (от Зедона до Сенеки), благодаря которым идея равенства людей как сограждан была выведена за узкополисные и этнические рамки и распространена на всех представителей чел рода.
На новой основе идея всеобщего равенства и свободы людей была развита идеологами христианства.
В средние века идея правового равенства продолжала развиваться, в различных формах и направлениях; вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения. Принцип правового равенства стал распространяться на более широкий круг людей и отношений.
Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный хар-р и представляло собой закрепление сословных прав и свобод. Впоследствии, с т.зр истории прав чела нужно отметить содержательную связь, логику преемственности в частности актов, как английская Великая Хартия Вольностей (1215г), Билль о правах (1689г), Декларация независимости США (1776г), современные пакты о правах чела. Уже на материале этих правовых документов видна логика формирования юр норм, институтов прав и свобод чела, утверждение этих норм и институтов первоначально в сословно-ограниченном варианте, последующее развитие первичной модели, обогащение ее содержания, распространение ее (в разных модификациях) на др. соц слои и страны, наконец, признание универсального хар-ра прав чела современным мировым сообществом.
Во всем этом процессе постепенной универсализации (сначала на внутригос, потом на международном уровне) положений о правах чела существенную роль сыграли представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах, которые сохраняясь в условиях гос-ти, должны быть признаны и гарантированы публичными властями и з-ми.
Важный составной момент новых представлений о неотчуждаемых естественных правах чела и их соблюдении в гос состоянии была концепция общественного договора как правовой основы деят-ти гос-ва и правового хар-ра его взаимоотношений с индивидами. В положение о естественном праве людей входило оказание сопротивления насилию властей, нарушающих условия общественного договора.
Последовательная либеральная доктрина прав и свобод чела была разработана Дж.Локком. Каждый чел, писал он, по з-ну природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е свою жизнь, свободу и им-во». Обеспечение этих неотчуждаемых прав и является главной целью договорного объединения в гос-во и передачи себя под его власть.
Эти и сходные идеи о правах и свободах чела постепенно получали официальное признание и закрепление в разного рода декларациях и конституционных актах.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 387;