Определение основных событий.
Так постепенно мы подходим к моменту начала пьесы, действие которой начинается с некоего происшествия, факта, - его принято называть событием. Событие, по общему мнению, является выразителем конфликтного развития пьесы, поэтому основным признаком, отличающим событие, будет выявленный факт, который, в свою очередь, вызывает конфликтные отношения и побуждает их к действию. Этот этап выявления событий, их последовательности и взаимодействия К.С. Станиславский называл началом «системного изучения пьесы». «Определяя события и действия, актер невольно захватывает все более и более широкие пласты предлагаемых обстоятельств жизни пьесы»[26].
Но одних предлагаемых обстоятельств недостаточно для начала действия пьесы, т.к. это только среда, из которой рождается основное действие. Необходим некий толчок, импульс, который даст движение всем обстоятельствам, закручивая их в некий узел, в единое и стремительное действие, направляя их вперед, к желаемому разрешению. Этот импульс некоторые исследователи называют «исходным событием».
Поиск единого, общего для всех лиц, открывающих действие пьесы, конфликтного факта будет, по мнению Паламишева, определением «исходного события»[27]. Так как, по его мнению, сам термин «событие» настраивает на поиск чего-то крупного, масштабного, но зачастую действие пьесы начинается с мелочи, незначительного факта, отсюда и происходит его определение как «первый конфликтный факт». Мы согласны с этим определением, оно действительно крайне важно, тем более имеет практическое преимущество в конкретной работе по воплощению спектакля на сцене. Тем не менее одного этого термина недостаточно. «Первый конфликтный факт» говорит нам о некоем действенном происшествии, создающем конфликтную ситуацию для всех действующих лиц пьесы на уровне действия (непосредственно психофизического). Но в исходный момент начала пьесы кроме действия крайне важно учитывать еще и другие пласты: идейно-тематический, философский, актантный и т.д. Все эти уровни не могут быть вовлечены полностью в понятие «первый конфликтный факт». Нам кажется, что более уместным будет употребление термина «исходное событие», так как само понятие «событие» является со-бытием различных уровней действия и смыслов, а «исходное» как «исход» говорит об отправлении, изначальности. «Первый конфликтный факт» входит в структуру «исходного события».
Насколько важен этот первый этап в анализе действия пьесы, говорит тот факт, что Паламишев в своей книге, состоящей примерно из 220 страниц, главе о «первом конфликтном факте» отводит около 100, т.е. примерно половину всей книги. Все это обусловлено тем, что неверное определение «исходного события» заводит весь разбор в тенденцию, а затем в тупик.
Следующим этапом в анализе действия пьесы будет поиск «основных конфликтных фактов». Ими, как пишет Паламишев, «следует считать те факты, которые являются причиной конфликтных фактов, следующих за ними»[28]. А.Д. Поповназывает следующий конфликтный факт «основным событием». Мы согласны с этим определением, т.к. оно более точно выявляет структуру этого события. «Основным» оно является потому, что здесь (именно здесь, а не в «исходном») сталкиваются две равнозначные, противоборствующие стороны и с этого момента начинается непосредственно сам сюжет пьесы. Так, например, известие о приезде ревизора будет исходным событием, а принятие Хлестакова за него - основным; вокруг него и будет строиться сюжет интриги «Хлестаков - ревизор». Это событие является основой для всего действия пьесы.
О структуре возникновения «основного события» мы говорим в статье «Идейно-тематический анализ», здесь же отметим, что взаимоотношения между двумя этими событиями (исходным и основным) порождают определенную взаимосвязь действий, которую принято называть «событийным рядом». Можно сказать еще так: событийный ряд - это определенная, взаимообусловленная череда событий. Все эти события имеют разные форму, объем, значение, но среди них можно выделить одно крупное событие - «центральное». Паламишев называет его «главный конфликтный факт». Это события является высшей точкой развития действия пьесы, пиком борьбы и, естественно, переломом в действии, после которого оно движется к финалу, развязке. В этом событии наиболее ярко выявляется идея автора, вся глубина конфликта, лежащего в основе пьесы. Не обязательно это событие лежит в середине пьесы, нередко оно ближе к концу, т.к. действие, постоянно нарастая, движется к своей развязке. Итогом этого движения становится «финальное событие» (или «последний конфликтный факт»), оно по существу является развязкой действия, финалом, где конфликт находит свое разрешение и где заканчивается непосредственно сюжет. Но окончание сюжета не есть еще окончание самой пьесы. За «финальным» событием следует «главное», которое является основной смысловой единицей пьесы. В нем автор в полной мере выражает идею пьесы, свое отношение к происшедшим событиям, некое резюме. Так им в пьесе «Гроза» является «бунт Тихона» после смерти Екатерины, сама же смерть - финальное событие. В «Ромеои Джульетте»: смерть Ромео и Джульетты - финальное событие, примирение родов - главное.
Таким образом, цепь основных событий, организующих действие пьесы, выглядит следующим образом:
Все перечисленные выше события - это «основные события пьесы», на которых строится и организуется действие, на них основывается фабула, но они не исчерпывают всех событий в пьесе. Событийный ряд состоит обычно из нескольких десятков событий (именно они и составляют сюжет). Поэтому следующим этапом (после поиска и выделения основных событий) будет определение всех событий пьесы, т.е. событийного ряда.
Для определения события Аристотелем был придуман хороший метод – «метод исключения». Впоследствии его ввел в обиход режиссерской практики К.С. Станиславский. Его суть заключена в следующем: необходимо исключить какое-либо действие, происшествие из пьесы и посмотреть, не изменилось ли что-то в действии пьесы. Если да, то это событие; если - нет, то это факт. «Части событий должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, - ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого»[29].
Например, исключим получение письма от своего друга, Городничим о предстоящем приезде ревизора, что получится? Изменится все содержание пьесы. Значит, это событие. А если в пьесе «Ромеои Джульетта» мы уберем приход священника в склеп в финале пьесы, то ничего не изменится (Джульетта все равно не сможет жить без Ромео). Значит, это факт. Таким образом, мы приходим к следующему пониманию разницы между «событием» и «фактом»:
«Событие» - это изменение действия всех персонажей пьесы. В зону события вовлекается все, что заполняет внутреннее пространство пьесы. После свершения события действие начинает развиваться по совершенно новому направлению. | Факты Событие |
«Факт» меняет действие отдельного персонажа или нескольких персонажей, но не оказывает того существенного воздействия, что событие, на весь ход пьесы. |
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 562;