Анализ «предлагаемых обстоятельств».
К.С. Станиславский дал необычайно широкое определение этому понятию: «фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»[24].
Это очень объемное определение, но оно дает нам полное представление о драматургических и сценических предлагаемых обстоятельствах. Мы можем их разделить на:
1. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся непосредственно к пьесе: фабула, факты, события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
2. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся к спектаклю, - они обусловлены тем, что зритель, приходящий в театр, воспринимает как предлагаемые обстоятельства спектакля шум, свет, декорации, костюмы и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о двойственной природе «предлагаемых обстоятельств», с которыми сталкивается зритель, приходящий в театр. Это «объективные», присущие непосредственно драматургии (например, смерть отца Гамлета будет предлагаемым обстоятельством при любой трактовке), и «субъективные», т.е. привнесенные театром, они могут меняться от постановки к постановке. Исходя из этого, мы отделяем анализ предлагаемых обстоятельств, относящихся непосредственно к пьесе, и называем это процесс, «анализом действия пьесы». Метод же действенного анализа одновременно исследует две стороны предлагаемых обстоятельств, смешивая их воедино.
Изучение предлагаемых обстоятельств - первый и самый важный этап в разборе пьесы. Мы должны исследовать все факты и события, которые впоследствии оказали влияние на ход и развитие пьесы. Сюда входит анализ всей предыстории пьесы, функции которой в древнегреческой драматургии выполнял пролог. Неверно учтенный или пропущенный факт двигает дальнейшее исследование пьесы по неверному руслу, чем дальше, тем больше приходя в противоречие с материалом пьесы. О важности создания этого некоего вымышленного мира во всей его целокупности пишет У. Эко, подчеркивая, что первое, с чего нужно начинать (и начинал он) - это создание (сотворение) некоего мира, в котором будет разворачиваться сюжет. Этот мир он называет «космологическая структура». Сюда входят время, нравы, хроники, обстоятельства и т.д. Все это создает законы, по которым существуют персонажи данного мира, и, даже при всей ирреальности, поступки должны соответствовать установленным законам. «Созданный нами мир сам указывает, куда должен идти сюжет»[25].
Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов в изучении предлагаемых обстоятельств. Но можно предложить изучать их по следующей схеме:
1. Эпоха в искусстве (художественный стиль), которая господствовала в момент написания пьесы и в какой манере творил автор. Насколько этом оказало влияние на построение изучаемой пьесы. Здесь же выявляется и тип конфликта в искусстве данной эпохи.
2. Обстановка, окружающая героев.Нрав, быт, уклад жизни (например, Москва начала XIX в. - в «Горе от ума»). Для некоторых пьес доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене из того, что описано автором в пьесе, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.
3. Прошлое каждого из героев требует тщательного изучения. Где был Чацкий до его появления в Москве? Что произошло с Софьей за это время? Жизнь персонажа иногда бывает необходимо восстанавливать чуть ли не с рождения и до момента начала пьесы. Прошлое так же важно не только в исследовании жизни персонажей, но и среды их обитания. Например, чем жила Верона последние годы? Что происходило в Дании задолго до смерти отца Гамлета? Все эти вопросы требуют самого тщательного анализа, который постоянно приводит к настоящему.
4. Настоящее.Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства в жизни героев, которые непосредственно предшествовали началу пьесы и которые послужили толчком к развитию действия (импульсом, катализатором). Что произошло между Молчалиным и Софьей в их «затянувшемся» свидании? Как принял Лир решение о разделе государства? Кроме того, мы должны отойти немного от пьесы на расстояние и сделать общий обзор той жизни (т.е. среды), в которой существуют наши герои.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 590;