Форма изложения материала.
Допустим, мы решили изложить некое происшествие, состоящее из трех событий, и возьмем два примера, различных по временной продолжительности:
Опоздание на работу. Ссора с начальником. Увольнение. | Окончание школы. Сдача вступительных экзаменов. Поступление в институт. |
Как писал Аристотель,эти события можно изложить несколькими способами:
· автор ведет повествование со стороны;
· автор – кто-то иной;
· автор остается самим собой;
· выводит в виде действующих лиц[38].
Автор может сам присутствовать в происходящих событиях.
· Он главный участник событий.
· Он наблюдатель.
· Автор передает чей-то рассказ.
Автор не присутствует в рассказе, а просто описывает события.
· Повествование ведется от какого-то лица.
· Повествование не ведется.
Эти способы изложения материала присущи в большей степени литературе, в драматургии мы лишены такого разнообразия, остается один способ: вывести персонажей нашего рассказа в качестве действующих лиц. И тогда наш рассказ будет выглядеть так:
А опаздывает на работу. Б делает ему выговор. А не соглашается. А и Б ссорятся. Б выгоняетА. | В оканчивает школу. В сдает экзамены. В поступает в институт. |
Мы будем подробно останавливаться на литературных приемах для того, чтобы на сравнении лучше определить специфику и особенности театральной формы и композиции.
Итак, мы рассмотрели способы повествования, теперь нам необходимо выбрать форму изложения наших событий. В литературе это можно сделать так:
· изложить в стихах;
· в прозе;
· в различных жанрах: рассказ, роман, повесть, дневник, письма, записки и т.д.
Мы хотим привести в качестве примера «Героя нашего времени» как образец широкого использования различных форм изложения в одном произведении. Само произведение состоит из двух частей:
Часть 1– Рассказ:
· от лица автора;
· от лица Максима Максимовича;
· от автора.
Часть 2 – Журнал Печорина
· Рассказ
· Дневник
· Рассказ.
Так в одном произведении Лермонтовдемонстрирует широкую палитру способов и форм повествования, мастерски владея ею. Но вернемся к нашим событиям (А, Б, В).В драматургии не такое разнообразие форм выражения, как в литературе, но тем не менее и того, что есть, предостаточно. Первое, что мы должны выбрать, – это язык изложения. Это может быть проза (как большинство пьес), стих (например, «Горе от ума», «Маскарад» и т.д.) или сочетание проза + стих (например, «Борис Годунов»). От чего зависит этот выбор? Конечно же, от чувств, вспомним: «презренной прозой говоря». Проза – это вообще бытовой, коммуникативный способ общения. Стихами мы говорим в особенные, возвышенные минуты жизни: объясняемся в любви, торжествуем, поздравляем и т.д. Все это необходимо учитывать при разборе пьесы.
Теперь необходимо рассмотреть и выбрать для описания наших событий – форму изложения. Это прежде всего жанр. Например: комедия, трагедия, драма, трагикомедия, фарс и т.д. Наш первый рассказ, «Увольнение», можно изложить и как драму, и как трагедию. Второй рассказ – как драму или же как комедию (если наш герой ничего не знал и поступил «чудом»). Как мы постоянно наблюдаем, любое формальное изложение идеи меняется в зависимости от содержания и того смысла, который мы вкладываем в изложение тех или иных событий. Но продолжим наше изложение. Далее нам необходимо выбрать композицию изложения. Она может быть различной, например:
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 448;