О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы».
Данный анализ является одним из основных этапов в анализе драматического произведения. Сразу же отметим, что его нельзя отождествлять с «методом действенного анализа пьесы и роли», разработанным К.С. Станиславским в последние годы своей жизни. Само слово «действие» понимается нами в более широком смысле, чем обычно в режиссуре, т.е. как конкретное психофизическое действие, производимое актерами / исполнителями на сцене. В нашем случае мы говорим больше о драматическом действии как о ряде определенных событий, некой коллизии, «истории», выражаемых всем актерско-режиссерским ансамблем в представлении на сцене.
Патрис Пави[23] выделяет три уровня развития действия в спектакле и соответственно это же будут и три уровня восприятия действия зрителем.
1. | Уровень пьесы. Структура нарративная |
Действие - последовательность развития событий и поступков, составляющая основу сюжета драматического или повествовательного произведения | |
2. | Уровень спектакля. Структура дискурсивная |
Действие - последовательность сценических событий, происходящих главным образом в зависимости от поведения персонажей. | |
3. | Уровень исполнителя. Структура поверхностная |
Действие - как воплощенная в конкретную форму совокупность протекающих на сцене психологические и моральные изменения персонажей. |
Динамика действия связана, (в театре закрытой формы) с появлением и разрешением противоречий и конфликтов между персонажами и между персонажем и ситуацией. Именно нарушение равновесия в конфликте заставляет одного или нескольких персонажей действовать, чтобы разрешить это возникшее противоречие. Но его действие (реакция, выраженная в поступках) влечет за собой другие конфликты и противоречия. Эта непрерывная динамика и создает движение пьесы. При этом действие не обязательно должно выражаться и, что самое главное, проявляться на уровне интриги, оно часто происходит на уровне изменения сознания героев и выражается в слове (действие словесное).
Говоря о действии на уровне анализа причин и мотивов поступков персонажей, то можно со всей очевидностью отметить, что со времен Аристотеля не прекращается спор относительно первенства одного из двух терминов пары «действие/характеры». Само собой разумеется, один детерминирует другой, и наоборот, но мнения расходятся насчет определяющего термина противоречия.
Существуют две точки зрения в определении доминанты в паре «действие/характеры».
1. «Экзистенциальная» концепция.
Действие первично. «...Не для того ведется действие, чтобы подражать характерам, а, [наоборот], характеры затрагиваются [лишь] через посредство действий, [...] без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна...» (Аристотель. Поэтика 1450а: 20-25).
При данном подходе действие рассматривается как движущая сила фабулы, поскольку действующие лица определяются лишь через него. Анализ повествования или драмы направлен на различие:
· сфер действий (В.Пропп),
· минимальной последовательности поступков, актантов, которые определяются их местом в актантной модели (Е.Сурио, А-Ж. Греймас);
· ситуаций (Ж-П. Сартр).
Общим свойством этих теорий является некоторое недоверие к психологическому анализу характеров и стремление рассматривать их только лишь по конкретным действиям.
2. Эссенциалистская концепция.
Это суждение о человеке по его сущности, а не по его поступкам и ситуации. Начинается оно с весьма тонкого анализа характеров, затем определяет их по глубине и психологической или моральной сути за пределами конкретных действий интриги. Действующие лица соответствуют своим высказываниям, противоречиям и конфликтам, как если бы действие было следствием и проявлением их воли и характера.
Таким образом, подводя краткий итог вышесказанному о действии, можно отметить, что формы действия могут быть различными:
· Действие представленное (происходящее непосредственно, визуально);
· Действие рассказанное (действие передается в рассказе);
· Действие внутреннее (идущее от персонажа);
· Действие внешнее (воздействие извне);
· Действие главное (движение протагониста);
· Действие второстепенное (дополнительная интрига);
· Действие коллективное (группы или народа);
· Действие частное (судьба героев).
· Действие в закрытой форме (Аристотелевский тип театра);
· Действие в открытой форме (Брехтовский тип театра).
Соответственно этому драматургический анализ состоит в определении специфических черт текста, а не представления и пытается прояснить переход от письма драматического к письму сценическому. Драматургический анализ осуществляется режиссером до постановки и после представления - зрителем, когда он анализирует направленность спектакля.
Драматургический анализ исследует реальность, представленную в пьесе. Каковы черты эпохи? Каково пространство? Каков тип действующего лица? Как интерпретировать фабулу? Какова связь произведения с эпохой создания, эпохой, которую она представляет, и современной действительностью? Как взаимодействуют эти исторические данности? Анализ формулирует «слепые участки» и двусмысленности произведения, проясняет аспект интриги, высказывается за определенную концепцию или, напротив, допускает несколько интерпретации.
Мы настаиваем на том, что при анализе драматического произведения необходимо применять вид анализа, выявляющий структуру формообразования события и существования в нем персонажа (со-бытия). Именно поэтому мы его и называем «Анализ действия в пьесе». Во время же сценического воплощения пьесы, когда начинается работа с актером, необходим «Метод действенного анализа», который помогает выявлять природу и структуру действия каждого персонажа.
М.О. Кнебель, говоря о действенном анализе, указывала, что речь идет о «репетиционном методе». Г.А. Товстоногов называл его самым совершенным приемом работы с актером. Анализ действия пьесы, наоборот, относится к «застольному» периоду работы над пьесой, когда важно вычленить события, найти принципы организации событий в событийный ряд, который составляет сюжет, найти причинно-следственный механизм развития событий и факторы, его обусловливающие. Все это является задачами «анализа действия пьесы». Несомненно, что в этом анализе затрагиваются действия каждого отдельного персонажа, т.к. события возникают и развиваются под действием и воздействием поступков персонажей. Но подчеркнем еще раз: само по себе действие персонажа не раскрывает структуру события как такового.
Необходимо отметить, что практически во всех сочинениях Станиславского указывается на проникновение именно в замысел драматурга, а не в создание своего собственного. Для этого проникновения он придумывал различные системы и методы анализа. Насколько изменилось это убеждение в последующие годы, пожалуй, всем известно. Сейчас главенствующее положение занимает режиссерская «трактовка». Режиссер строит на основе пьесы свой замысел, свой смысл, а пьеса является лишь поводом к спектаклю, к выражению личной темы режиссера. Часто можно встретить такие выражения: «авторский жанр», «режиссерский жанр», «тема автора», «тема режиссера» и т.д. Во многом эта терминология оправдана тем, что первоначальная работа над разбором пьесы все же ведется через личностное отношение к материалу, через свой смысл, на пьесу смотрят сквозь очки своей темы.
Следует также помнить, что первое прочтение пьесы уже есть трактовка, т.к., читая пьесу, мы по ходу сами расставляем смысловые акценты, наделяем персонажей теми или иными качествами. Порой режиссеру трудно бывает разобраться в авторском замысле - настолько сильно его личное впечатление от пьесы. Здесь именно и необходим анализ действия пьесы, который помогает разобрать пьесу на ряд составных, действенных элементов (событий), что является основой в выражении замысла драматурга.
Несомненным является тот факт, что анализ действия пьесы возникает на основе метода действенного анализа и несет его в своей основе. Они расходятся лишь в некоторых положениях. Найти их и подчеркнуть - задача данной главы. Кроме того, мы считаем необходимым, прежде чем рассматривать анализ действия пьесы и элементы, его составляющие, обратиться сначала к методу действенного анализа, чтобы выделить то общее и различное, что есть в этих двух анализах.
Как уже отмечалось выше, весь метод состоит из двух частей: разведки умом и разведки действием. По этой схеме строится весь процесс работы над спектаклем. Но для начала необходимо выяснить, на какую территорию производится разведка, что при этом выясняется и какие элементы позволяют нам раскрыть авторский замысел.
Этот процесс состоит из следующих этапов:
Работа по изучению «предлагаемых обстоятельств».
Выделение событий, фактов, событийного ряда.
Поиск «сверхзадачи» и «сквозного действия».
Определение «линии роли».
Работа над «внутренними монологами».
Работа над «видениями».
Работа над «характерностью».
Работа над словом.
Над этими элементами работают во время:
Этюдных репетиций.
В творческой атмосфере.
Эти положения сформулированы и определены в такой последовательности М.О. Кнебельв книге «О действенном анализе пьесы и роли». Мы попробуем их систематизировать и выразить схематично.
І. Разбор пьесы и роли | · предлагаемые обстоятельства · события · сверхзадача · сквозное действие | «Разведкаумом» |
ІІ. Работа над ролью | · оценка фактов · линия роли · этюдные репетиции | «Разведка действием» |
ІІІ. Работа над образом (персонажем) | · внутренний монолог · второй план · «видение» · характерность · слово | «Разведка умом и действием» |
Мы не включили в эту схему «Творческую атмосферу», т.к. это предпосылка и главный фактор вообще любой творческой работы в театральном искусстве.
С точки зрения анализа драматического произведения мы можем взять из метода, предложенного К.С. Станиславским, лишь его первый этап. Элементы, которые он в себя включает, являются также частью анализа действия пьесы, поэтому мы рассмотрим их подробнее.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 456;