Тема. Политические идеологии


 

В повседневной жизни слово «идеология» мы употребляем часто. Это система принципов, которая отражает представление об идеальных моделях общ-ва, полит. системы, способов, организации полит. организации в общ-ве. Это предварительное определение сразу ставит проблему: есть понятие, которое близко к понятию «полит. идеологии» – это полит. учения.

Полит. учения (ПУ) и полит. идеологии (ПИ) имеют ряд общих черт, но есть и принципиальные отличия.

 

Что общего у ПИ и ПУ?

Они представляют собой абстрактно-логическое конструирование оптимальных (или идеальных) принципов общественного устройства. Здесь создатель идеологии (учения) должен обладать способностями логического мышления, эрудиции (для создания мифов же нужен просто жизненный опыт). ПИ и ПУ используют ценности, которые лежат в основе идеологии (И) и учении (У). Ценность – совокупность представлений об идеальном чему-либо. Поэтому говорят про аксиологическом подходе. Аксиология – это наука о ценностях. Для человека, создающего У, важно выяснить, что есть благо для общ-ва: может, социальное равенство, может свобода и т.д.

Ещё 1 момент, который объединяет ПУ и ПИ – и И, и У ориентированы на перспективу, на будущее. Они подсказывают людям, к чему нужно стремиться, с чем нужно бороться ради этого будущего.

РАЗЛИЧИЯ между ПИ и ПУ.

ПУ – как правило, результат творческой, интеллектуальной деятельности одного человека и его последователей. ПИ, базируясь на каком-либо ПУ, пытается аккумулировать тех мыслителей, чьи взгляды. Так, либерализм основан на взглядах Локка, Монтескье, других товарищей. Социализм основан на ряде авторов.

ПИ появляется там и тогда, когда появляются группы, заинтересованные в распространении определённых ценностных суждений. ПУ возникает, когда человек совершает какие-нибудь открытия. ПИ же нуждается в определённой полит. и социальной опоре, поэтому идеология, вырастая на комплексе полит. учений, возникает, когда появляется социальная и П сила, которая заинтересована в том, чтобы привнести ценности в массовое сознание. Буржуазия заинтересована в распространении ценностей либерализма. Угнетаемые – в распространении ценностей, которые утверждали бы принципы социального равенства.

Не нужно прямолинейно считать, что если есть социальная группа, то все члены будут разделять определённую ПИ. Все буржуа не будут сторонниками либерализма (раньше говорили про буржуазную идеологию). Определённую ПИ разделяли представители разных социальных групп. Так, создатели социализма – те, кто вышел из рядов интеллигенции, буржуазии (Энгельс).

Ясен пень, что на нижнем этаже социальной иерархии, больше открыты для усвоения принципов социального равенства. И наоборот – кто владеет собственностью, не заинтересован в переделе собственности. Так что зависимость есть, но она не является определяющей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: любая ПИ (и тут отличие от ПУ) включает в себя 2 основных уровня.

1 уровень – доктринальный. Он сближает ПИ и ПУ. Это абстрактно-логические концепции, в рамках которых обосновывается важность определённых ценностей. Это ориентиры, которым общ-во должно следовать. Но т.к. любая ПИ превращается из ПУ именно тогда, когда идёт в массы, есть и 2-ой уровень.

2 уровень – массовый. На массовом уровне ПИ представляет собой упрощённое выражение тех абстрактных суждений, которые были выражены в каких-нибудь научных трудах. И в рамках этих трудов (которые недоступны для понимания массой) происходит адаптация. Поэтому тут яркие лозунги и простые объяснения, почему нужно строить именно такое общ-во.

 

Функции ПИ.

1. Формирование политических ценностных суждений в массовом сознании. Эта функция крайне важна, она позволяет вносить в массы определённые ценности, получать приверженцев этих ценностей благодаря этому. Если не будут предпринимать усилия по внесению либеральных ценностей, в общ-ве либо вообще не сформируется представления либеральным, либо они будут возникать спонтанные, что приведёт к причудливым формам понимания либерализма (например, человек хочет, чтобы были права и свободы человека, но рпи этом человек требует, чтобы гос-во больше регулировало экономику, людей).

2. Двойственная функция. С одной стороны, функция легитимация П системы. С другой стороны, ПИ может оспаривать существующий П порядок. Через ПИ можно вносить массовое сознание о том, что только нынешняя система соответствует высшим принципам, в чём заинтересована правящая верхушка. Но в общ-ве никогда не представлена одна идеологи (даже в тоталитарном гос-ве), потому что есть те, кто мыслит по-другому. И они пытаются оспорить существующий П порядок, критиковать его. В этом и заключается двойственность этой функции ПИ.

3. Функция интеграции или сплочения людей. Когда людей объединяют ценности, они рассматривают друг друга как единомышленников. И это приводит к тому, что ПИ оказывается способной формировать группы людей, которые предпринимают усилия по реализации целей, которые зафиксированы в ПИ.

 

Основные виды ПИ.

Сам процесс появления ПИ начинается с развития капитализма и появлением 2-х противоположных доктрин.

1. Либеральная идеология. Возникает в конце 17, начале 18 в. Обычно родоначальником называют Джона Локка. Все остальные развивают эти взгляды.

Смысл либерализма как И доктрины. Любая И базируется на ряде некоторых ценностей. Ценности либерализма – свобода личности; частная собственность; равенство полит. и гражданских прав; равенство всех перед законом. Все те, кто причисляет себя к либералам, все их работы посвящены обоснованию того, как можно создать общ-во, где эти ценности будут реально работающими. Поэтому концепции принципа разделения властей, П плюрализма, демократии, правового гос-ва, гражданского общ-ва и т.д. – это теоретические концепты, с помощью которых можно доказать важность и необходимость утверждения базовых ценностей.

2. Социализм. В ту же эпоху формируется эта И. Особый вклад внесли Маркс, Энгельс, Ленин. Если либеральная идеология, её главная основная ценность – свобода личности, то основная ценность социализма как ПИ – социальное равенство. Для тех, кто в эпоху первоначального обогащения капитала оказался на нижних этажах, основной ценностью является социальное равенство. Т.е. в рамках социалистической И свобода личности не уходит куда-то, нет. Она тоже присутствует. Но перенос акцента на социальное равенство практически неизбежно ставит вопрос о праве собственности (а это, мол, источник неравенства). Поэтому говорится о коллективной собственности. Классики социализма считали, что человек при социализме будет развивать себя и не мешать развиваться другим. Все будут работать на общество, поэтому государство не нужно будет. Поэтому социальное равенство когда-то приведёт к отмиранию неравенства, насилия и т.д. Популярность этой ПИ была высокой.

 

В конце 19 в. – начале 20 в. Эти 2 базовые ПИ начиают модицифироваться.

Либерализм в самом начале – тот, который отводил гос-во на роль ночного сторожа, т.е. защищай граждан, но не вмешивайся в экономику, в дела людей. Но этот принцип не подтвердил свою жизнеспособность (кризисы экономические). Поэтому либералдизм начинает дрейфовать от классической формы, гос-во усиливает свою роль в общ-ве. Это НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (а либертаризм (?) – это крайняя форма либерализма). В нём наряду с базовыми ценностями появляются элементы, связанные с акцентом на возрастание роли гос-ва в жизни общ-ва. Гос-ву даётся право регулировать Э (экономические) процессы, от гос-ва требуют участия в социальной поддержке населения и т.д. Т.е. произошёл дрейф с правого лагеря в центру, это сближение с социалистической идеологией.

Социалистическая И в то же время тоже начинает дрейфовать к центру. Появляется социал-демократическая И, в рамках которой провозглашается система представлений о свобод человека, о необходимости утверждения правового гос-ва, т.е. то, что раньше закладывалось в рамках классического либерализма. Поэтому в современном мире спектр течений более сложный. Появляется неоконсерватизм (это реакция на усиление либеральных течений, как во Французскую революцию). Коммунисты – радикальное, крайнее крыло социалистов.

В современном мире могут возникать И на базе не обязательно ценностей социального равенства и прав человека, могут возникать на основе, например, признания нации в качестве важнейшей ценности – это идеология национализма (нацизм – крайний вариант). Нацизм как радикальная форма национализма строится на основе возведения нации на высшую ступень ценностей.

Кроме того, стали появляться П идеологии на религиозной почве. Раньше именно религия осуществляла функции легитимации, интеграции и т.д. Но по мере падения влияния религии падал интерес к религии. Но в 20 в. начинается оживление интересов к религии. Религии уже используются как комплекс идей, которые могут привести к некоторым П целям. Т.е. речь идёт о появлении религиозно (Р) -П идеологий. Они отличаются от религии тем, что они ориентируются на П цели, на использование силы гос. власти для утверждения определённого социального порядка в общ-ве, того, который традиционно формировался в рамках соответствующей культуры. Фундаментализм – яркий пример.

Религия тут проходит ту же модификацию, что и ПИ. Группа людей насаждает ценности общ-ву.

Нужно обратить внимание на 1 момент, говоря про ПИ. В последнее время идёт острая дискуссия о роли И в общ-ве. Все П партии далеко вышли за рамки И ориентации, они являются прагматическими, они ориентированы лишь на проблему власти. И поэтому есть эта дискуссия. Некоторые считают, что значение идеологии падает, так, число П партий в последнее время, которые ориентированы на чётки И ценности, уменьшается. В РФ говорят лишь про 2 партии, и то сейчас в них пересматриваются И воззрения.

Есть основания для того, чтобы так считать. Но лектор считает, что списывать ПИ из арсенала П борьбы преждевременно. В ПИ важно само понимание принципов, которые превращаются в систему ценностных ориентиров. В современном прагматичном мире, возможно, ориентация идёт на некоторые другие принципы.

 

Лектор согласен с тем, что в 1990-е гг. в РФ произошло интересное явление. Если раньше была определённая ПИ, которая поддерживалась гос-вом, и гос-во ценности вносило в массовое сознание, то в 1990-е гг. возникла дезориентация людей. Открылся занавес, оказалось, что люди там хорошо живут. В этот период началось сильное разочарование в тех принципах, которые ранее навязывались. Либеральная И не получила необходимой поддержки, чтобы в общ-во были привнесены либеральные ценности. Да, много говорило, но гос-во считало, что у нас не должно было ПИ, у нас гос-во сбросило функцию, которая есть везде – прививать определённые ценности. Поэтому у нас мало последовательных сторонников той или иной ПИ. У нас поэтому есть ориентация на какие-то взаимоисключающие ценности (люди хотят свободы, но при этом требовали от гос-ва, чтобы оно жёстко контролировало всех).

 

В рамках любой ПК всегда есть юмор – анекдоты, карикатуры. Почему он есть? Прав был Фрейд: юмор выполняет функцию защитного механизма. С помощью юмора удаётся смягчать те жёсткие отношения власти, которые могут складываться в общ-ве. Анекдоты-то придумывает не те, кто наверху, а те, кто чувствует на себе действия власти. Власть давит, и чтобы смягчить давление, люди рождают юмор. Анекдоты появляются, когда назревает недовольство властью, и народ высмеивает властью, отражая своё отношение к власти.

 

Вопрос. Типология ПК

 

Есть классики ПК (Алмонд, прежде всего). Алмонд предложил свою типологию ПК.

По мнению Алмонда, ПК – это ориентация людей на политику, на система П власти. Ориентация, которая выражается в знании о политике, в определённом отношении это политики. Алмонд и его коллега Вербе (?) провели исследование, в рамках которого они выясняли, насколько люди информированы о системе власти, насколько они готовы поддерживать её, насколько они готовы участвовать в П жизни. Результаты привели к тому, что были выделены ими 3 идеальных типа ПК. Это теоретическая конструкция.

1 тип ПК – парохиальная ПК. От английского слова «parochial» (общинный, приходской, местный). Смысл в том, что люди очень мало знаю о П системе в общ-ве. Представления очень смутные. Люди стараются не втягиваться в какие-либо властные отношения. Они замкнуты целиком и полностью на своих собственных проблемах. Их не касается, что там наверху происходит.

Зарисовка из нашей русской деревни на рубеже 19 и 20 вв. Приезжали в деревни исследователи. Вот некоторые записи: крестьяне старались избегать встреч с представителям и гос. власти. Как огня боялись попасть в суд даже как свидетели. Гос. учреждениям не верили. Прятались по избам, когда в деревне появлялся представитель гос. власти. Для них вся власть – это староста деревни.

Алмонд считал, что такая ПК характерна для отсталых гос-тв, в которых сохранились общинные ценности. Но и в развитых странах присутствуют элементы этой ПК.

2 тип ПК – подданнический. Люди знают, что есть власть, кто есть власть, они готовы подчиняться этой власти, но не по принуждению, потому что верят власти, считают её легитимной. Власть же сама патерналистсткая, власть отнеосится к людям, как отец к детям. Людям нравится патерналистское отношение. Люди не могут и не хотят предпринимать самостоятельные действия. Но если власть их мобилизует, то могут участвовать в разных П акций.

3 тип ПК – партиципаторный (от англ. «участие»). Это активистский тип культуры, в рамках которого люди осознают своё место в системе П власти, они понимают, что у них есть права по отношению к власти, они готовы активно участвовать (не только для поддержки власти, но и чтобы влиять на власть).

В любом общ-ве можно найти эти виды этой ПК, но соотношение может быть разным. На Западе гражданская ПК, т.е. такая, где большинство (60 %) – это люди с активистской позицией, т.е. те, у которых явно прослеживается 3 тип ПК. 30 % - подданные. И где-то 10 % парохиалов. Алмонд считает, что такой тип ПК сформировался в странах Западной Европы.

 

Типология Алмонда-2. В её основе другое основание. Алмонд обращает на то, что ценностные ориентации людей могут не совпадать. И если общ-во составлено из людей, которых можно разделить на группы, ориентирующие на разные системы ценностей, то такой тип либо поляризованным, либо фрагментарным.

1. Поляризованный – такой, в котором есть разделение общ-ва по основным ценностям. Начало 1990-х гг. Много было ориентировано на коммунистические ценности, но появляются и люди с либеральными ценностями. Они друг другу будут навязывать свои ценности. Такие группы, различающиеся по своим ценностями от всего общества, зовутся СУБКУЛЬТУРАМИ. Эти люди отличаются от других по моделям поведения, по ценностям, даже по языку (сленг появляется). П субкультуры, как правило, связаны с идеологическими различиями.

2. Консенсуальная ПК. В общ-ве существует согласие по некоторым базовым принципам, ценностям. Но есть различия по каким-либо по второстепенным деталям (как можно решать ту или иную задачу). Есть общее, что объединяет всех, но есть и идеологический плюрализм. Результат – нет разделения общ-ва, нет острых конфликтов.

 

Кроме такой классической типологии можно использовать и другие типологии. Можно вводить типологии в зависимости от того, какие виды ценностей доминируют (либеральная ПК, например). Само по себе понятие ПК настолько сложно, что это даёт любому уму найти дополнительное основание.

 

Вопрос. Функции ПК.

Зачем нужна ПК общ-ву?

Основных всего 4.

1. Ценностно-ориентационная функция. ПК способствует формированию в общ-ве очень устойчивого восприятия мирополитики с помощью ценностных ориентиров. Как только мы усваиваем определённую систему ценностей, мы сразу же начинаем смотреть на всё вокруг через эту призму ценностей. Если мы – либералы, то тогда то, что делает власть в общ-ве, мы оцениваем с точки зрения того, ущемляют ли действия гос-ва права человека.

Менталитет – это устойчивый способ восприятия и оценки людьми окружающего мира на основе ранее усвоенной системы ценностей. Сам феномен менталитета впервые сформировали антропологи. Человек не рождается с менталитетом, менталитет формируется под влияние социализации. Менталитет – это явление, которое характерно не для одного человека. Это то, что проявляется в нашей способности одинаково объяснять то, что происходит вокруг. Нет, ПК не делает всех одинаковыми. Субкультуры, поляризованность неизбежно воспроизводятся. Поэтому, говоря о менталитете нации, мы говорим про доминирующую тенденцию, что появляется именно благодаря развитию ПК.

2. Нормативно-регулятивная функция. Она проявляется в том, что люди неизбежно усваивают некоторые образцы, модели поведения, в т.ч. в П сфере. Усвоение ведёт к тому, что люди воспроизводят модели с завидной повторяемостью. Чем успешнее происходит процесс социализации, тем больше люди ориентируются на одни и те же ценности. И если человек ведёт по-другому, то к нему относятся, как к чудаку. Понятие «белая ворона» связано с тем, что культурные нормы есть, но они усваиваются не всеми.

Специфика этой функции в том, что ПК воздействует на людей изнутри. Усваивая норму, человек демонстрирует модели поведения по собственной воле, и если человек нарушает усвоенную норму, у человека появляется чувство неловкости, стыда, совести. В этом и проявляется эта функция. Но, ещё раз, люди усваивают те модели поведения, которые сложились в рамках этого общ-ва.

Культурный шок. Он характерен даже не для ПК. Попадая в другой мир, человек может испытывать неприятные ощущения, потому что привычные модели поведения в этой стране могут не поощряться.

3. Функция интеграции. Её выполняет не только ПИ, но и ПК. ПК формирует представление народа о самом себе. Формирует о большой группе людей, которые не похожи на других. Возникает то, что называют идентификацией. Человек начинает отождествлять себя с определённым общ-вом, группой. Поэтому эта функция крайне важна.

4. Инновационная функция. Раньше мы о культуре говорили как о том, что создано предками, и люди должны воспроизводить её. Но в культуре есть то, что постоянно создаётся. Культура никогда не замирает, она постоянно развивается. Новые партии, новые модели поведения и т.д. В итоге происходит постоянное обновление нашего суждения, мнение о политике и т.д.

 

10 апреля 2012 г.

 

Стратификация.

Общество – пирог со слоями. Люди иерархично построены. Есть слои, вхождение в которые престижно, даёт блага. И есть низшие слои.

Стратификация – способ организации неравенства в обществе. От слово «страта», слой.

В обществе всегда возникают институты, которые закрепляют неравенство. В обществе со сословиями границы сословий определены чётко, и неравенство закреплено. Сегодня каст, сословий нет, но как П. Сорокин и Вебер говорят, что неравенство всё равно существует.

По 3 основаниям.

1 основание – экономическое. Разделение общ-ва на слои связано с тем, что люди принадлежат к слоям, которые обладают разными уровнями доходов. У кого большое возможности потреблять, всегда размещены выше.

Основной институт, который закрепляет это неравенство – институт собственности. И неравенство поддерживается этим институтом.

2 основание – престиж. Есть представления в общ-ве о том, какая профессия является более престижной, а какая – нет. Тут нет института, который закреплял бы неравенство. Тут роль играет представление общ-ва, культура.

3 основание – политическое. Не путай полит. неравенство с неравенство полит. прав. Полит. неравенство – следствие властных отношений в общ-ве. Тут суть в неравном положении людей в гос. и полит. власти. Это неравенство закрепляется институциализацией, о которой мы уже говорили. В результате у любого общ-ва есть элита, верхи, а есть и низы, массы.

Об элитах мы уже говорили. Сегодня мы поговорим о П лидерах.

 



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1125;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.