Величие и иллюзии: России во второй четверти XIX века.


 

План

1 Внутренняя политика: репрессии и келейно-бюрократическое реформаторство.

2 Развитие общественно-политической мысли.

3 Внешняя политика.

 

Литература

1 Выскочков В.Л. Николай I М., 2003.

2 Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX- начала ХХ вв. СПб., 1996.

3История внешней политики России. Первая половина XIX века. М., 1995.

4 Корнилов А.А. Курс истории России XIXв. М., 1993.

5 Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990.

6 Плимак Е.Г. Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000.

7 Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. Под ред. В.Я. Гросула. М., 2000.

 

Сами обстоятельства вступления на престол Николая I (1825-1855) обусловили основное направление его деятельности.

Во-первых он лично руководил следствием по делу декабристов. Знакомство с материалами следствия потрясло его тем, что к восстанию было причастно большое количество людей из самых знатных дворянских семей. Это привело его к мысли о неблагонадежности всего дворянства. Поэтому, в отличии от предшественников, Николай I в годы своего правления опирался преимущественно на бюрократию, на чиновничество. При нем административно-бюрократическая система достигла своего расцвета, бюрократия стала ведущей силой в обществе. В.О. Ключевский писал, что именно при НиколаеI было «завершено создание русской бюрократии».

Высшим правительственным органом при Николае I стала «собственная его величества канцелярия». Она превратилась в высший орган управления страной. Канцелярия делилась на отделения. Первое отделение – собственно канцелярия. В его обязанности входило готовить бумаги для императора и следить за исполнением его повелений.

Второе отделение было образовано в 1826 году с целью приведения в порядок российского законодательства.

Третье отделение, наиболее печально известное, представляло из себя по – существу политическую полицию во главе его был поставлен генерал А.Х. Бенкендорф, одновременно он возглавлял корпус жандармов. Третье отделение собирало информацию о настроениях населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами, за периодической печатью. Оно имело свою сеть тайных агентов.

Четвертое отделение управляло учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями.

Пятое отделение было создано в 1835 году для управления государственным имуществом и казенными крестьянами. В 1837г. было преобразовано в Министерство государственных имуществ.

Во-вторых, Николай I был проникнут ненавистью к революционным и либеральным течениям, но прекрасно понимал, что общественный строй России нуждается в серьезных реформах. В его правление был проведен ряд значительных преобразований. Реформы Николая I готовились в узком кругу, так называемыми «секретными комитетами», осуществлялись сверху, чиновничье-бюрократическим аппаратом. Период правления Николая I вошел в историю, как период «келейно-бюрократического реформаторства».

Важнейшим мероприятием царствования Николая I стало приведение в порядок российского законодательства. Эта задача ставилась Екатериной II, Александром I. Николай I подошел к вопросу проще – не надо изобретать новых законов, достаточно привести в систему существующие. Эта задача была поручена М.М. Сперанскому. Николай I относился, к нему с недоверием но понимал, что никому другому эта задача не по плечу. В то же время, он указывал на необходимость присматривать за Сперанским, «чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году».

Благодаря огромной энергии Сперанского было создано два издания:

1. Полное собрание законов Российской империи в 45 томах. Оно включало все законы, начиная с Соборного Уложения 1649г. по 1825г.- (31 тыс. законодательных актов).

2. Свод законов Российской империи в 15 томах. Включая только действующие законы.

Работа по кодификации законов продолжалась и после смерти Сперанского. Второе отделение превратилось в постоянно-действующий орган, постоянно добавляя к кодексу новые законы.

Императору Николаю I в наследство досталось крайнее расстройство финансовых дел Со времен Екатерины II, когда начался выпуск бумажных денег (ассигнаций), все финансовые вопросы решались с помощью печатного станка – эмиссии (выпуска) бумажных денег. В результате бумажные деньги, выпущенные в огромном количестве, обесценивались. В 1814г. за один бумажный рубль давал 20 коп. серебром. Кроме того курс бумажных денег в различных районах страны был разным. Все это порождало недоверие к ассигнациям. Купцы предпочитали совершать сделки в серебряной монете, все больше входили в оборот иностранные металлические деньги. Постепенно серебряные монеты исчезали из оборота.

В 1839г. министр финансов Е.Ф. Канкрин провел денежную реформу. Серебряный рубль был объявлен главной монетой – во всех расчетах и сделках счет должен был вестись на серебро. Был установлен твердый курс ассигнаций-350 копеек за 1 серебряный рубль. Так как купцам неудобно было возить большие суммы в серебряной монете, были выпущены депозитные билеты, которые обменивались на серебро по первому требованию. Эти билеты охотно раскупались, что позволило накопить в казне значительно количество серебра. После этого были выпущены новые бумажные деньги, курс которых был равен курсу серебряного рубля. Они ходили наравне с серебряной монетой. Старые ассигнации были выкуплены у населения по курсу и изъяты из обращения.

Но в ходе Крымской войны государство вновь прибегло к увеличению выпуска бумажных денег. Курс вновь упал, инфляция достигла 30% в год, свободный обмен на серебро был отменен.

Большое внимание уделялось крестьянскому вопросу. Для его обсуждения было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому, крайне острому вопросу. Было издано более сотни указов, касавшихся помещичьих крестьян. Было запрещено продавать крестьян без земли или землю без крестьян, продавать крестьян «с раздроблением семейств», расплачиваться за долги крепостными крестьянами и др.

В 1842г. был издан указ об «обязанных крестьянах». Указ исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Помещикам разрешалось отпускать крепостных крестьян на волю, но без земли. За пользование наделом крестьянин по-прежнему платил оброк или отрабатывал барщину. Практического значения этот указ не имел – за 1842-1858гг. на положение «обязанных» было переведено всего 27 173 души крестьян. Николай I говорил: «Нет сомнения, что крепостное право есть зло для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным».

В 1837-1841гг. была проведена реформа государственных крестьян П.Д. Киселевым. Для управления государственными землями и государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Было создано выборное крестьянское волостное и сельское самоуправление. Крестьяне были объединены в общины, из нескольких общин создавалась волость. Общины и волости имели свои сходы-собрания, на которых избирали сельских и волостных «голов» и «старшин». Вводился выборный волостной суд-«расправа», разбиравший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян.

Реакционная политика Николая I больше всего проявлялась в области просвещения и печати. Было запрещено принимать в гимназии детей крепостных крестьян, образование приобрело сословный характер. В 1828г. был принят Устав учебных заведений, в котором четко подразделялось: для детей низших сословий – приходские школы, для «средних сословий» (мещан и купцов) – трехклассные уездные училища, для детей дворян и чиновников - гимназии, дающие право поступления в университет.

В 1835г. был принят новый Университетский устав. Учебные округа изымались из подчинения университетов, вместо этого вводилась должность попечителей учебных округов, назначавшихся правительством. Была ограничена автономия университетов. Избранные ректоры и профессора должны были утверждаться министром просвещения ограничивалось число студентов (300 чел. на университет). Было отменено преподавание философии, введено преподавание военного дела. Прекращалась посылка молодежи на учебу за границу.

В 1826 году был принят новый цензурный устав. Цензоры обязывались не пропускать в печать произведения, в которых прямо или косвенно «колебалась христианская вера», порицалась монархическая форма правления, говорилось о необходимости преобразований. Один за другим закрывались журналы: «Литературная газета» А.А. Дельвига, «Европеец» П.В. Киреевского, «Телескоп» Н.И. Надеждина и др.

Особенно резко усилилась политическая реакция после революции 1848-1849гг. в Европе. В 1848г. был учрежден «секретный комитет», задачами которого было присматривать за всеми материалами, появившимся в печати и уже прошедшими цензуру, Николай писал: «Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновниками.

Наступила эпоха «Цензурного террора». Закрывались газеты, журналы, отправлялись в ссылку литераторы. цензура цензуре подвергалась и иностранная литература. Был фактически запрещен въезд иностранцам в Россию, а русским – въезд за границу. Начальству предоставлялось право увольнять «неблагонадежных» без объяснения причин увольнения. Такая политика получила название «охранительной».

 

 

После поражения восстания декабристов во внутренней политике России происходит кардинальный поворот. Основным направлением деятельности Николая I становится борьба с «инакомыслием», с либеральной и революционно – демократической идеологией. Формируются и основные направления русской общественной мысли: консервативно-охранительное, либерально-оппозиционное и радикально-демократическое. а) Так как либеральные и революционные идеи проникали в Россию с Запада, то стержнем консервативно-охранительного направления общественной мысли стало антизападничество, мысль об особом, отличном от Западной Европы, пути развития

России. Идейным выражением охранительного направления стала «Теория официальной народности», ставшая официальной идеологией николаевской России. Основные принципы этой теории были сформулированы министром просвещения графом П.П. Уваровым и развиты профессорами Московского университета филологом С.П. Шевыревым историком М.П. Погодиным. Эти принципы – самодержавие, православие, народность.

Самодержавие – гарант российской государственности, опора ее бытия, могущества, величия. В западных парламентах идет постоянная борьба между представителями различных классов, сословий. У нас самодержец стоит над классами. Все подданные ему одинаково дороги, он защищает интересы всего народа. «Царь и народ составляют одно неразрывное целое... Эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры, на бесконечной преданности народа царю.

Православие – народ российский по природе религиозен. Мы получили религию от Византии, сохранили ее древние основы. Запад эти основы давно утратил, отошел от истинной веры. Православие – основа самодержавия. «Нет власти кроме как от бога».

Народность – народ российский предан самодержавию, «един с царем», как и царь «един с народом». М.С. Погодин выводил эту черту из особенностей политического развития России, отличия ее от Запада. Там государства сложились из завоевания, у нас из избрания царя на Земском Соборе всем народом. Отсюда взаимно доверительные отношения между народом и призванной им властью, единение всех россиян вокруг престола.

Сторонники «Теории официальной народности» оправдывали крепостное право. «Хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами».

Все выступления против царизма – это «случайные злодейства», они «не в свойствах и не в правах» русского народа. Спокойное и устойчивое русское государство противостоит разлагающемуся буржуазному Западу.

«Теории официальной народности» преподавалась в школах, в университетах, в церквях. Всякое инакомыслие считалось недопустимым. С точки зрения этой теории была сформулирована концепция исторического развития России, противопоставляющая Россию Западу. Шеф жандармов Бенкендорф кратко обрисовал ее содержание: «Прошлое России удивительно, настоящее – более чем великолепно, будущее выше всего, что может себе представить самое полное воображение».

б) Реакцией на теорию официальной народности стало развитие оппозиционно-либерального направления общественной мысли. Первым попытался сформулировать идейную платформу российского либерализма Петр Яковлевич Чаадаев – блестящий гвардейский офицер, близкий к декабристам, друг А.С. Пушкина.

В 1836г. он опубликовал в журнале «Телескоп» одно из своих «Философических писем», которое по словам А.И. Герцена «разбило лед после 14 декабря и потрясло всю мыслящую Россию». В противовес «Теории официальной народности» он, рассматривая настоящее и прошлое России, выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существования в России строя. «Поколения и века протекли без пользы для нас... одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили ...Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы». Чаадаев в противовес официальной идеологии, писал, что история России мрачна, ее настоящее невыносимо, а будущего для нее и вовсе нет. «Мы живем, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений». Единственный выход П.Я Чаадаев видел в том, чтобы поскорее примкнуть к западной цивилизации, которую считал эталоном прогресса. Царизм ответил на письмо Чаадаева репрессиями, «Телескоп» был закрыт, а его редактор отправлен в ссылку. Сам Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Но письмо Чаадаева положило начало широкой полемике в обществе о путях развития России. В ходе этой полемики сложились течения славянофилов и западников.

Представителями славянофилов были поэт А.С. Хомяков, братья Киреевские (Иван и Петр), братья Аксаковы (Иван и Константин) и др. идейная платформа славянофильства сложилась примерно в 1839г. Славянофилы были либералами, выступали против крепостного права, но считали, что западноевропейский путь развития неприемлем для России. Здесь они смыкались с идеологами официальной народности, но в отличие от них вовсе не считали настоящее России великолепным.

По мнению славянофилов Россия до Петра I развивалась по своему особому, не повторяющему запад пути. В ней существовали свои специфические формы демократии – сельская община со своим самоуправлением, Земские Соборы, выражающие интересы всех сословий России, однако Петр I силой повернул Россию на западный путь развития, некритически заимствовал западные политические институты, чуждые русской культуре. В результате сложился чудовищный гибрид – российское самодержавие и крепостное право. Идеал демократического устройства они видели не в Западной Европе, а в прошлом России, в Московской допетровской Руси.

Славянофилы осуждали низкопоклонство перед заграницей, признавали изучать и сохранять памятники отечественной культуры. Иногда, правда, доходили в этом до абсурда. Они одевались в национальную русскую одежду, вследствие чего народ на улицах, по словам Чаадаева, принимал их за персиан.

В противовес славянофильству примерно в 1841г. сложилась идейная платформа «западничества». Западники доказывали общность исторического пути всех европейских народов. При этом они идеализировали Запад, его цивилизацию. Россия, по мнению западников, это отсталая страна, только со времен Петра I ставшая на европейский путь развития. Ее задачи – как можно быстрее усвоить западные идеи, западные политические институты, догнать развитые европейские страны. Именно в усвоении европейского опыта, в повторении исторического пути развития Европы, западники видели перспективы развития России.

Виднейшими представителями западников были крупнейшие историки России Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев и др.

И славянофилы и западники не были оформлены организационно, эти направления охватывали очень узкий круг людей – споры велись в салонах, в гостиных. Но эти течения в последствие положили основу двум идейным направлениям в спорах о путях развития России - западническому и антизападническому, почвенному, которые существуют до настоящего времени.

в) В конце 40-х – начале 50-х гг. XIXв. складывается радикально-революционное направление русской общественной мысли.

На рубеже 40-х – 50-х гг. XIXв. складывается официальное явление – «русский крестьянский социализм». Основателем его стал Александр Иванович Герцен. Герцен начинал свою деятельность как типичный либерал-западник. Он был близким другом и единомышленником К.Д. Кавелина. В 1829г. Герцен и его друг Николай Платонович Огарев создали кружок, в котором изучали опыт французских революций 1789-1793г. и 1830-1831гг., уроки восстания декабристов и пути преобразования России. Постепенно они обращаются к идеям французских социалистов-утопистов, главным образом Сен- Симона. Члены кружка были арестованы и восемь лет с 1834 по 1842гг. Герцен провел в ссылке. В 1842г. он вернулся в Москву, а в 1847г. добился разрешения выехать за границу, во Францию.

Герцен считал Европу образцом для России, а свою родину «средоточием зла», образцом жестокости по отношению к народу. Однако в Европе он познакомился вплотную с капитализмом, увидел нищенские условия труда и жизни рабочих. После подавления революции 1848г. на глазах Герцена за три дня в Париже было расстреляно 11 тысяч участников восстания. Герцен обезумел от ужаса. Он писал друзьям в Москву: «Дай Бог, чтобы русские взяли Париж, пора окончить эту тупую Европу».

Герцен выдвинул идею некапиталистического развития России. Россия сможет перейти от крепостного состояния к социализму минуя капитализм. Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Он считал, что община может развиться в социалистическое общество при условии свержения самодержавия, ликвидации крепостного права и раздачи всех земель крестьянам. Будущую революцию в России Герцен представил как крестьянскую.

К. Маркс весьма иронически относился к идеям Герцена. В одном из писем он писал: «Господин Герцен, живя во Франции на доходы своего имения, узнал из писем своего управляющего о том, что в этом имении существует крестьянская община и загорелся идеей построить на основе этой общины социалистическое общество». Однако в России идеи А.И. Герцена получили большое распространение. Они легли в основу целого идейного направления – народничества, а позднее стали программными положениями партий социалистов-революционеров.

Наряду с Герценом, теоретиками «крестьянского социализма» были Николай Огарев, Виссарион Белинский, позднее Николай Гаврилович Чернышевский. Н.Г. Чернышевский связывал возможность перехода страны к социализму через общину с уничтожением самодержавия и передачей всей земли народу. В дальнейшем он считал неизбежным переход крестьян-общинников к коллективным формам труда. Если Герцен высоко ценил гражданские права и свободы и никогда не упускал из виду проблему прав человека, то Чернышевский уделял этому вопросу гораздо меньше внимания, с большой иронией отзывался о конституциональном строе, считал, что революция сразу решит все проблемы. Именно с него начинается деление единого оппозиционного движения на либералов и революционеров.

 

При Николае I основными направлениями внешней политики оставались, как и в предшествующий период, европейское и восточное. В Европе основной задачей Российской империи стало противодействие всякому революционному движению. Апологет самодержавия поэт Ф.И.Тютчев писал, что в Европе оставались две силы: Россия и революция.

Восстание в Париже в 1830г. и отречение Карла X от трона активизировало усилия российской дипломатии. Николай I активно готовил совместную интервенцию европейских монархий против Франции, но Австрия и Пруссия не поддержали этой идеи. В августе 1830г. в связи с революцией в Бельгии Николай I вновь заговорил об интервенции европейских государств, но, встретив противодействие Англии, вынужден был признать независимость Бельгии.

В ноябре 1830г. вспыхнуло восстание в Польше. Наместник царя в Польше великий князь Константин бежал. Временное правительство Польши провозгласило независимость от России потребовало возвращения территорий Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, восстановления Польши «от моря до моря». Восстание было подавлено, польская Конституция 1815г. отменена, польский сейм распущен.

Новый революционный подъем в Европе начался в 1848 - 1849 гг. Революции охватили практически все европейские страны, в том числе Дунайские княжества Валахию и Молдавию. В начале 1849г. вспыхнула революция в Венгрии, входившей в состав Австрийской империи. Для подавления революции весной 1848г. русские войска были введены в Молдавию, летом - в Валахию. В мае 1849г. 150-тысячная русская армия во главе с фельдмаршалом И.Ф.Паскевичем была введена в Галицию и Венгрию и совместно с австрийской армией подавила венгерскую революцию. Либералы в Европе и в России резко осуждали политику Николая I. К.Маркс называл Россию «Европейским жандармом».

Другим направлением российской политики было «восточное». Некогда могущественная Османская империя (Турция) вступила в полосу упадка, набирало силы национально-освободительное движение против османского ига, ведущие европейские державы включились в борьбу за «турецкое наследство». Россия стремилась укрепить свои позиции на Балканах, поддерживала православное население полуострова в его борьбе за независимость. Непосредственной причиной обострения восточного вопроса в 20-х годах XIX в. стало восстание в Греции против турецкого ига в 1821г. Россия сочувствовала борьбе греков, но считала, что поддержка восстания противоречила бы принципам Священного союза, поэтому необходимо решать вопросы путем переговоров. 23 марта 1826г. в Петербурге был подписан протокол, по которому Россия и Англия брали на себя посредничество в переговорах между султаном и греками. От султана потребовали предоставить Греции автономию. Кода это требование было отвергнуто, Россия, Англия и Франция заключили соглашение о коллективной защите Греции и направили к ее берегам свои эскадры. 8 октября 1827г. турецкий флот был полностью разгромлен в бухте Наварин (юг Греции).

В 1826 - 1828 гг. прошла русско-персидская война. По Туркманчайскому мирному договору Россия присоединила Восточную Армению (Эриванское и Нахичеванское ханства) и укрепила свои позиции в За­кавказье.

Туркманчайский мир развязал России руки перед новым военным конфликтом с Османской империей (1828 - 1829). Причиной войны явился ряд враждебных акций со стороны турок: задержка русских тор­говых судов, захват грузов и т.д. Англия и Франция, хотя и заявили о своем нейтралитете, фактически оказывали поддержку Османской империи, а Австрия сконцентрировала войска на границе с Россией. Це­ной значительных потерь русской армии удалось занять Молдавию и Валахию, перейти Дуная и взять крепость Варну. В 1829г. русская армия перешла Балканы, был взят Адрианополь, войска вплотную подо­шли к Константинополю. 2 сентября 1829г. был подписан Адрианопольский мирный договор. Россия получила право прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Было признано право Греции на авто­номию. В 1830г. Греция стала независимым государством, автономию получили Дунайские княжества и Сербия.

Еще больших успехов российская дипломатия добилась в резуль­тате Ункер-Искалесского договора 1833г., по которому Россия получи­ла право исключительного прохода военных судов через проливы. Од­нако обеспокоенные ростом русского влияния западные страны добились принятия Лондонских конвенций 1840 и 1841 гг. о нейтралитете Босфора и Дарданеллы и установлении над проливами общеевропейского контроля.

Включение в состав России Закавказья поставило вопрос и о присоединении Северного Кавказа. В ответ на наступление русских войск в Чечне и Дагестане развернулось движение горцев за независимость. Оно приняло характер религиозного движения мюридов (искателей истины). Мюриды призвали всех горцев к священной борьбе против «неверных». В 1834г. движение возглавил имам Шамиль, собравший под свои знамена до 60 тыс. воинов. Англия и Турция снабжали горцев оружием и боеприпасами. После долгой и кровопролитной войны под напором русских войск в 1859г. Шамиль вынужден был сдаться, хотя война продолжалась до 1864г.

В начале 50-х годов обстановка на Востоке вновь осложнилась, разразилась Крымская война (1853 - 1856), которая коренным образом изменила расстановку сил на континенте и привела к крушению всю политическую систему Николая I, что, в свою очередь, стало одной из главных причин реформ 60 - 70-х годов XIX в.

Крымская война была порождена целым комплексом противоречий между Англией, Францией, Турцией, Россией и Австрией. Поводом к войне послужил спор между православной и католической церквями о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи. Речь шла о праве владеть ключами от Вифлеемского храма и о ряде других святынь Иерусалима и его окрестностей.

Россия вступила в войну с Турцией и ее союзницами Англией и Францией, будучи экономически отсталой страной по сравнению с европейскими государствами, в которых уже завершились промышлен­ные революции. Эта отсталость наглядно проявилась в Крымской войне. Русский парусный флот, который был не в состоянии противостоять паровому флоту Англии и Франции, был затоплен у входа в Севасто­польскую бухту, чтоб преградить дорогу англичанам и французам. Англо-французский десант в Крыму не превышал 780 тыс. чел., а русская армия насчитывала свыше 1 млн. Но она была сосредоточена на границах с Австрией. Переброска в Крым по железной дороге заняла бы считанные дни, но железных дорог в России не было. В результате после 349-дневной героической обороны Севастополь был взят. Героизм русских солдат и матросов, полководческий талант руководителей обороны адмиралов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина, Э.И.Тотлебена не могли противостоять технической мощи Запада.

13 марта 1856г. был подписан Парижский мирный договор. Он фиксировал поражение России в войне. Россия потеряла острова в дельте Дуная, часть Бессарабии. Ей было запрещено держать флот на Черном море. Севастополь был сохранен за Россией в обмен на крепость Каре в Закавказье. Война показала экономическую отсталость России, гнилость николаевской империи.

 

Контрольные вопросы

1 В чем смысл "келейно-бюрократического" реформаторства? Каковы его основные итоги? Почему при Николае I не удалось отменить крепостное право?

2 В чем основной смысл теории официальной народности?

Как западники и славянофилы представляли пути преобразования России?

3 В чем заключается своеобразие революционное мировоззрения В.Г. Белинского и А.И. Герцена?

4 Соответствовал ли внешне политический курс Николая I интересам России?

5 Почему величие России в период правления Николая I оказалось иллюзорным?

 

Тестовые задания к главе 4

 

1. Двумя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны явились.

1) освобождение дворянства от обязательной военной службы

2) создание регулярной армии

3) введение общерусского свода законов – судебника

4) упразднение патриаршества и создание Синода

 

2. Что такое мануфактура?

1) предприятие, использующее труд ремесленников, работающее на заказ

2) предприятие, на котором существует специализация производства, разделение труда, работа идет не на заказ, а на рынок, но по прежнему преобладает ручной труд

3) предприятие легкой промышленности

4) объединение ремесленников по профессиям

 

3. В чем сущность понятия «меркантилизма»?

1) государственная монополия на торговлю наиболее доходными товарами

2) отмена таможенных пошлин на товары, в которых государство испытывает острую нужду

3) достижение активного торгового баланса за счет превышения ввоза товаров нaд вывозом

4) осуществление принципа неограниченной свободы торговли

 

4. Кто такие посессионные рабочие?

1) крестьяне, отправляющиеся на заработки в город в свободное от полевых pa6oт время

2) наемные сельские работники

3) крестьяне, переданные государством в условные владения частным лицам для работы на заводах

4) крестьяне, приписанные к заводам и обязанные за пользование земле» отрабатывать на них барщину

 

5. Политика просвещенного абсолютизма относится к эпохе...

1) Петра I

2) Екатерины II

3) Елизаветы Петровны

4) Павла I

 

6 Кто такие приписные крестьяне?

1) казенные крестьяне, приписываемые к заводам и за пользование земле» отрабатывающие на заводах повинности

2) крепостные, являющиеся собственностью владельцев завода

3) лично свободные крестьяне, вынужденные за пользование землей отрабатывать барщину или платить оброк

4) крестьяне, получившие право выходить из общины по реформе П.А. Столыпина

 

7. В начале XIX века в России были учреждены

1 наркоматы

2) приказы

3) министерства

4) коллегии

 

8. В правлении Николая I имело место...

1) отечественная война с Наполеоном

2) учреждение Государственного Совета

3) создание военных поселений

4) кодификация законов

 

9. Какие преобразования были осуществлены Александром I по инициативе М.М. Сперанского...

1) создание Государственного Совета

2) отмена крепостного права

3) организация военных поселений

4 ) создание Государственной Думы

 

10. С именем А.А. Аракчеева связано...

1) проведение реформы управления государственными крестьянами

2) введение в России военных поселений

3) написание конституции России

4 ) введение всеобщей воинской обязанности

 

 




Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2085;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.043 сек.