Культура петровской эпохи
Реформаторская деятельность Петра Великого распространилась на быт, нравы и культуру российского общества. Первые преобразования в этой области произошли сразу же после возвращения Великого посольства в Россию. В 1698-1700 гг. были изданы указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Разрешалось курение, которое при Алексее Михайловиче расценивалось как уголовное преступление. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей. Ассамблеи – это собраний людей царского окружения с обязательным присутствием женщин. Они стали школой этикета и начала эмансипации женщин в России. Поощрялось употребление иностранных слов. В пособии по этикету и правилам хорошего тона «Юности честное зерцало» говорилось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтобы слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать…»[23].
С 1 января 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление - от Рождества Христова. До этого счет годам велся от сотворения мира, которое по летоисчислению православной церкви произошло за 5508 лет до рождения Христа. Новый год в России со времен Ивана III начинался 1 сентября и ничем не отличался от обычных дней. Петр I предписал встречать Новый год торжественно. По большим улицам Москвы перед воротами знатных людей надлежало « учинить некоторые украшения из от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, даже людям скудным каждому хотя по деревцу, или ветке на вороты, или над храминою своей поставить, на Красной площади огненные потехи учинить и стрельбу чинить»[24].
Петровские преобразования в сфере быта и нравов должны были подчеркнуть европейский характер российского государства.
Для бурно развивающейся промышленности, армии и флота требовалось подготовить квалифицированных специалистов. Церковная школа не могла решить эту задачу. В первой четверти XVIII в. была создана система светских школ: начальные «цифирные» школы (для подготовки местных мелких чиновников), постепенно преобразованные в солдатские, и специализированные учебные заведения. В 1701 г. в Москве открыта Школа математических и навигационных наук, послужившая основой для Морской академии в Петербурге (1715 г.). Появились инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные, штурманские, ремесленные школы. В 1703-1715 гг. в Москве работала общеобразовательная школа – гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Большое значение имело появление новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная», ставшая основным учебником по всем разделам математики. Ее автором был учитель Навигационной школы Л.Ф. Магницкий. Магницкий совместно с английским математиком и астрономом А. Фарварсоном составили «Таблицы логарифмов и синусов». Ф.П. Поликарпов - «Историю славянской греко-латинской московской академии». Он же был автором «Букваря», «Грамматики славянской», славяно-греко-латинского «Лексикона».
В первой четверти XVIII в. бурно развивалось книгопечатание. Выросло количество типографий. Большая часть книг была светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Печаталось немало переводных книг. С 1708 г. по указанию Петра книги светского содержания стали печатать не славянским, а упрощенным, гражданским шрифтом.
Рост книгопечатания способствовал возникновению и развитию книготорговли. Аристократия начала обзаводиться личными библиотеками. В 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека.
С декабря 1702 г. стало выходить первое в России печатное периодическое издание – газета «Ведомости». Если первая рукописная газета «Куранты», первый номер которой появился в 1621 г., предназначалась только для царя и его ближайшего окружения, то тираж «Ведомостей» составлял от 100 до 2500 экземпляров. «Ведомости» информировали читателей о важнейших событиях внутренней и международной жизни.
При Петре I было положено начало музейному делу в России. Первым русским музеем стала Кунсткамера в Петербурге.
Развитие науки и техники определялось практическими потребностями государства. Талантливые изобретатели М. Сидоров и С. Шапашников построили в Туле завод с вододействующими машинами. Артиллерист Корчмин усовершенствовал конструкцию пушек. А.К. Нартов создал первые в мире станки с механическими держателями режущего инструмента. С именем Нартова связаны также крупные изобретения в военной технике. Для изучения и освоения огромной территории страны было организовано несколько крупных экспедиций. Наиболее известна экспедиция Витуса Беринга. Известно, что незадолго до своей смерти Петр лично составил инструкцию этому отважному мореплавателю «Об открытии соединения Азии с Америкой»[25].
В 1717 г. Петр I побывал в Париже и был избран почетным членом Парижской Академии наук. Ему понравилось устройство Академии. Зародилась мысль открыть в Петербурге нечто подобное. Представление Петра об Академии было достаточно специфичным – она представлялась ему «как место, где иностранные ученые могли совершать научные открытия. Иными словами, стоит завести в Россию ученых – будет и российская наука»[26]. Именным указом императора 22 января 1724 г. был одобрен проект Академии наук в Петербурге, которая открылась уже после смерти Петра в 1725 г. В состав Академии пригласили одних иностранцев.
Петровская эпоха ознаменовалась переходом от древнерусского к новому русскому искусству. Начала активно развиваться светская живопись, особенно такой ее жанр, как портрет. Выдающимися русскими портретистами того времени были И.Н. Никитин, А.М. Матвеев. К лучшим работам И. Никитина принадлежит портрет Петра I на смертном ложе. Крупные работы А. Матвеева (росписи дворцов, церквей, декоративное убранство ряда сооружений) не сохранились. Из нескольких известных сейчас портретов наиболее выразительным с точки зрения искусствоведов считается автопортрет с женой.
Новым явлением в искусстве стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко проявилось при создании дворцово-парковых ансамблей. Например, Летнего сада в Петербурге.
Первая четверть XVIII в. оказалась благоприятным временем для развития архитектуры, господствующим стилем которой был барокко (в переводе с итальянского – вычурный). Для барокко характерна монументальность, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием. Здания, построенные в этом стиле, имели изогнутые линии фасадов и общего плана, обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур.
Ярким воплощением новых тенденций в архитектуре и градостроительстве являлся Петербург, ставший с 1712 г. столицей. Разработка первого плана Петербурга принадлежала русскому архитектору П.М. Еропкину. В Россию были приглашены и выдающиеся иностранные архитекторы барокко Ж. Леблон, Д. Трезини. Трезини возвел комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, при участии М.Г. Земцова – здание Двенадцати коллегий. Проект Д. Трезини был положен в основу Александро-Невского монастыря, строительство которого началось в 1710 г. В Москве построены Сухарева и Меньшикова башни (архитектор И.П. Зарудный).
Говоря о достижениях в культуре, надо отметить, что просвещение и культура светского характера во времена Петра I охватила очень узкий круг людей, аристократическую верхушку, - 0,5% населения[27]. Подавляющее большинство продолжало пребывать в рамках старых традиций и представлений.
Суммируя все вышесказанное о преобразованиях петровской эпохи, можно сделать следующие выводы: Россия стала не только могущественной морской, но и ведущей европейской державой; экономические преобразования способствовали развитию производительных сил, но так как они производились на крепостнической основе, имели противоречивые последствия, тормозившие развитие капитализма в России; государственно-административные реформы привели к утверждению абсолютизма – последней политической системы феодализма.
Многое из созданного Петром продемонстрировало свою пригодность и в иных исторических условиях, что свидетельствовало о своевременности этих преобразований. Так, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., Сенат просуществовал до декабря 1917 г., синодальное устройство церкви оставалось неизменным до 1918 г., подушная подать была отменена в 1887 г.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4946;