Функции и особенности культуры
1. Образовательную и воспитательную.
2. Интегративную и дезинтегративную (усвоение культуры сплачивает людей и в то же время противопоставляет группам с другой культурой).
3. Регулирующую (нормы и обычаи формируют и регулируют поведение человека).
4. другая классификация
5. человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности, социализирующая.
6. интегративная (Э. Дюркгейм) освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т. д.
7. природопреобразующая.
8. защитно-адаптивная приспособление к природным условиям, меняющейся среде, попытка выработать универсальное поведение
9. информационная трансляция социального опыта, выделяют три подфункции: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.
10. коммуникативная адекватность взаимопонимания;
11. гносеологическая (познавательная).
12. аксиологическая (ценностно-ориентационная), т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей». Главная задача этой функции связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, стабильность, устойчивость, общественное равновесие.
13. нормативно-регулирующая (управленческая), контроль за поведением человека.
Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:
1. Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.
2. Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.
3. Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
– Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.
– Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
– Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня, при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии экологической.
– Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе. Можно выделить три качественных скачка:
1. появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;
2. изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;
3. современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).
Природа культуры
Два подхода – антропологический (набор стереотипов) и аксиологический.
Антропологический. Каждая исторически конкретная обществ, форма может характеризоваться специфич. набором и иерархией Ц., система к-рых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе к-рых развёртываются более конкретные и специализиров. системы нормативного контроля, соответствующие обществ. институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные.
Аксиологический. Основной вопрос аксиологии – источник ценности в бытии. К месту и методам нахождения этого источника различают следующие подходы:
– натуралистический психологизм(А. Мейнонг, Р. Б. Перри. Дж. Дьюи и К. И. Льюис), источник ценностей - в биопсихологических потребностях человека, сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Следовательно – есть стандартный набор ценностей, они довольно стабильны - эволюционируют вместе с психикой, являются частью предметной реальности.
– трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным», сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний, но т.к. ценность присутствует в реальной жизни, возникает проблема соотношения ценностей с реальностью, которая решается либо через субъективность эмпирического сознания, либо через признание чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос» - персонал. онтологизм.
– персоналистический онтологизм, (Шелер). Реальность ценностного мира, гарантирована «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением к-рой служит структура человеч. личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и образует онтологич. основу личности.
– культурно-исторический релятивизм, (Дильтей), аксиологический плюрализм – нет общих ценностей. (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, М. Вебер)
– социологизм Выход – в школе структурно-функционального анализа (Парсонс и др.) понятие ценности приобрело обобщённо методология, смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской лит-ре употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ, развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) Совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.
Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Франц. философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости (во фр. языке нет разведения между словами «К» и «Ц»).
В концепции Шпенглера Ц,— это определ. заключит. стадия развития любой культуры; её осн. признаки: развитие индустрии и техники, деградация иск-ва и лит-ры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры.
По Ч.У. Моррису 6 цивилизаций (образов жизни):
– дионсийского типа – подчинение собственным инстинктам
– буддийского типа – отречение от потребностей ради покоя
– христианская - самоочищение во имя духовных ценностей
– исламская – растворение личности в процедурах «газавата»
– прометеевская – покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники
– ?
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2206;