Социокультурный процесс (культурная динамика).
Социокультурный процесс, - функционирование культуры как социального явления, представляет собой две основные противоречивые тенденции: способность к сохранению, устойчивости, преемственности и способность к развитию, модернизации, изменениям.
Культура распространяется от одной страны к другой тремя путями:
1) целенаправленным заимствованием;
2) диффузией (стихийным проникновением);
3) независимыми открытиями, сделанными одновременно в разных странах.
Можно привести примеры диффузий. Зонтик к нам пришел из Юго-Восточной Азии, тарелка изобретена в Китае, ложка - в Древнем Риме, вилка - в средневековой Италии. Рис, лимоны и апельсины вышли из Индии, горох и морковь - из Средней Азии, а кофе впервые возделывали в Эфиопии. Сливочное масло впервые изготовили в Древнем Египте, а майонез - во Франции.
Селективность культуры - избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной, когда члены общества считают, что новые элементы отрицательно или даже разрушающее воздействуют на культуру, или стихийной. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количестве новых элементов, чем отбрасывается старых. АККУЛЬТУРАЦИЯ 1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.
ПЕРЕЖИТКИ, культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю.
Массовая культура
Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.
Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. охвату аудитории, и по времени, т. е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. Черты массовой культуры:
1. примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой;
2. развлекательность, забавность, сентиментальность, смакование насилия и секса;
3. ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, нац. и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условность, примитивная символика.
6 Вопросов Александра Минкина http://psylib.org.ua/books/_kolis01.htm
1. Люди веками жили без ТВ и были не глупее нас. Всего 50 лет назад планета жила без ТВ, но совершались открытия, сочинялись песни, ставились рекорды.
Тогда были счастливые, были несчастные. И сейчас есть счастливые и несчастные, умные и глупые, добрые и злые. Неужели телевизор кого-то сделал счастливым, добрым, умным? Но даже если найдутся те, кто скажет, что ТВ дарит им счастье, – стоит ли обращать внимание. Есть, увы, множество людей, которым счастье дарит героин. Это же не причина внедрять его в широкую продажу, "идя навстречу пожеланиям масс".
2. Зачем "Поле чудес"? Зачем "О, счастливчик!"? (Специально говорю о самых рейтинговых. Специально не говорю о самых отвратительных.) Они пожирают времени больше, чем все советские очереди. И пожирают жестче. Ибо в очередях некоторые все же что-то читали.
3. Зачем "вещать" круглые сутки? Ведь большинству каналов сказать совершенно нечего. Не хватает денег – ограничьте себя тремя часами. Зачем вываливать в эфир откровенный мусор, лишь бы не умолкать?
4. Зачем десять, двадцать, тридцать каналов? Мы что, должны поверить, будто 31-й или 41-й канал создается, чтобы осчастливить людей? Ужели он даст нечто, чего не дают имеющиеся тридцать? Нет, легче поверить, что еще одна группа людей решила заработать. Или кому-то понадобился еще один предвыборный инструмент.
5. Если бы ТВ вдруг заявило, что погибнет без рекламы наркотиков и проституции – разумные люди, наверное, сказали бы: пусть погибнет.
6. Разве мы забыли, как ТВ и прочая пресса были забиты хопрами, телемаркетами и прочими МММ? Ежеминутно показывали Леню Голубкова вместо того, чтобы ежедневно говорить простодушному народу: "МММ", "Хопер" и пр. – это обман, грабеж".
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 5447;